Найти в Дзене
Призма веры

Учебное пособие по постмодерну

Оглавление
Хоть Джексон Поллок официально и считается модернистом, его картины прекрасно вписываются в философию постмодерна. Здесь мы видим деконструкцию в чистом виде: это просто каракули или рок-группа во время концерта?
Хоть Джексон Поллок официально и считается модернистом, его картины прекрасно вписываются в философию постмодерна. Здесь мы видим деконструкцию в чистом виде: это просто каракули или рок-группа во время концерта?

Что такое постмодернизм?

Постмодернизм — культурное движение, которому трудно дать определение.

-2

Несмотря на то, что о точной отправной точке постмодернизма можно спорить, часто говорят, что он зародился в 1960-х годах в Европе и США. «Пост» означает «после», поэтому название переводится как «то, что пришло после модернистского движения». Постмодернизму трудно дать определение, отчасти потому, что оно появилось во многих областях культуры, таких как литература, искусство, кино и музыка. Люди также спорят о том, живем ли мы все еще в эпоху постмодерна.

По сути, постмодернистская художественная культура отвергает существование абсолютного смысла или фиксированной идентичности: мы должны создавать смысл в нашей жизни и создавать свою собственную идентичность (в этом постмодернизм идентичен экзистенциализму). Это может звучать удручающе и сложно, но постмодернистские тексты часто воспринимают это в оптимистической и игривой форме. Типичными чертами являются черный юмор, ирония, эксперименты, смешение жанров и стилей.

Постмодернистские авторы считают, что все великие истории уже рассказаны, что делает невозможным создание чего-то нового. Таким образом, постмодернистская фантастика использует интертекстуальность и пастиш и выдает солянку, заимствующую сюжеты, персонажей и тому подобное из других произведений – часто с юмористическим эффектом. Одним из примеров этого является анимационный фильм «Шрек» (2001), в котором заимствованы как традиционные сказки, так и современные боевики, такие как «Матрица».

Постмодернистские характеристики связаны с историческим контекстом

Фотография времен войны во Вьетнаме (1955 — 1975)
Фотография времен войны во Вьетнаме (1955 — 1975)

Как и другие движения в искусстве и литературе, постмодернизм тесно связан со своим историческим контекстом. Мир кардинально изменился в течение 20-го века, особенно во второй половине, что и способствовало появлению постмодернизма.

Потеря веры

Кадр из фильма "The Wall" Алана Паркера
Кадр из фильма "The Wall" Алана Паркера

Если первая половина 20-го века была потрясена двумя мировыми войнами, то вторая была в основном периодом богатства и стабильности. Однако Первая и Вторая мировые войны привели к стойкой утрате веры в человеческую природу, религию и политические идеологии, такие как марксизм. (Это часто называют «Смертью великого повествования»). В том историческом контексте, не имея какого-либо абсолютного смысла жизни, человеку оставалось бремя выработки смысла жизни на индивидуальном уровне.

Это вызвало чувство пустоты, неуверенности и сложности, которое еще больше усилилось такими разрушительными событиями, как война во Вьетнаме, холодная война и международный терроризм, начиная с терактов 11 сентября. Постмодернисты относились ко всему этому через иронию, черный юмор и игривый сарказм.

Еще одним последствием этих жестоких событий в истории стала потеря доверия к властям. Это было основным фактором молодежного восстания 1960-х годов. Некому определить, что верно или истинно, сама истина становится относительной, потому что она зависит от того, кого вы спрашиваете. В постмодернистской литературе это выражается в более широком использовании ненадежных рассказчиков. Кроме того, постмодернистские произведения часто используют метапрозу и интертекстуальность , чтобы подорвать авторитет автора, заставляя читателей осознать, что текст — это всего лишь художественная литература.

Важность индивидуальности и идентичности

-5

Одной из причин, почему вторая половина 20-го века была периодом прогресса, было появление общества потребления и государства всеобщего благосостояния. Потребительство и капитализм стали новой «системой убеждений».

Общий рост благосостояния и образования означал, что появилось место для индивидуальности и новых возможностей. Теперь человек полностью отвечал за свое счастье, превращая жизнь в индивидуальный проект. Однако, несмотря на подобные «улучшения» в жизни — они, как оказались, приводят к нарастающей тревожности. Многие постмодернистские тексты затрагивают темы идентичности, изоляции и одиночества (см. «The Wall» Алана Паркера).

В 1990-е годы распространение компьютеров и Интернета ознаменовало возникновение информационного общества. Это произвело революцию в способах взаимодействия людей и означало, что мышление многих людей превратилось из национального в глобальное. Теперь одни и те же товары можно было потреблять в любой точке мира, и все были связаны между собой, например, через социальные сети.

Это привело к ощущению принадлежности везде и нигде одновременно.

Не стало больше фиксированной идентичности, и некоторые утверждали, что у человека было несколько идентичностей в зависимости от того, где он находился.

Тема идентичности также была центральной в постколониальной литературе этого периода (постколониализм можно считать частью постмодернизма). Великобритания потеряла свою роль колониальной империи в 20 веке, и в тот же период крупномасштабная иммиграция из бывших колоний превратила Великобританию в мультикультурное общество. Это создало расовую напряженность и споры об идентичности.

Когда мир открылся, он стал казаться более разнообразным и сложным. Таким образом, постмодернистские тексты часто представляют мир фрагментарным, что также проявляется в использовании пастиша и интертекстуальности.

Метапроза (или метафикция)

Метапроза – это разрушение иллюзий.

-6

Постмодернистские тексты часто экспериментируют по стилю и играют с нормами повествования. Вот почему метапроза — распространенный стилистический прием в постмодернистских текстах. Метапроза, по сути, означает, что автор каким-то образом даёт читателям понять, что то, что они читают, — это всего лишь вымысел — история, созданная автором, — и не более того.

Это означает, что читатели теряют возможность погрузиться в историю, потому что они вынуждены размышлять о процессе чтения, письма и создания историй. Иллюзия правдивости истории постоянно разрушается.

Метапроза существует во многих формах. Мы изложим некоторые из них ниже. Обратите внимание, что многие из этих приемов, такие как ненадежный рассказчик, использовались еще до постмодернизма, но стали очень популярными именно в эпоху постмодерна.

Смерть автора

Кадр из фильма "Адаптация" сценариста Чарли Кауфмана
Кадр из фильма "Адаптация" сценариста Чарли Кауфмана

Постмодернисты считают, что автор больше не является авторитетной фигурой. Он не гений, рассказывающий миру свои идеи; он просто обычный человек, сочиняющий историю. Это называется «смерть автора».

Один из способов, с помощью которого автор может «убить» свой авторитет, — это сделать автора главным героем своего текста. Это может быть даже автор, чтобы персонаж имел его имя и некоторые характеристики. В серии рассказов Тима О'Брайена «Вещи, которые они несли» (“The things they carried”) (1990) главного героя зовут Тим О'Брайен, и он сражается во Вьетнамской войне, как и настоящий О'Брайен. В кино эквивалентом было бы сделать главного героя актером или сценаристом (Примером может служить фильм «Адаптация» сценариста Чарли Кауфмана).

Другой способ — сделать ссылки на повествование, на правду или на само произведение. Это заставляет читателей осознать «фальшивость» истории (поскольку это вымысел). В анимационном сериале Netflix «Полиция Парадайза» (2018-) одна из главных героинь, Джина, иронично замечает, что «эти парни не умеют писать [персонажей] женщин». Ее Комментарий относится к сценаристам-мужчинам, стоящим за сериалом, и высмеивает их неспособность написать убедительные реплики для женских персонажей.

Более тонкий способ сбросить автора с пьедестала — писать обычным языком, даже стихами. Одним из примеров этого является Филип Ларкин, который использует в своих стихах такие слова, как «дурак» и «облажался».

Ненадежные рассказчики

Кадр из фильма «Американский психопат» (1991) Брета Истона Эллиса
Кадр из фильма «Американский психопат» (1991) Брета Истона Эллиса

Постмодернистская метапроза также может принимать форму ненадежного рассказчика. Как читатели, мы обычно доверяем рассказчику, но в постмодернистской художественной литературе рассказчик может обманывать себя или откровенно лгать, что искажает наше восприятие истории. Это заставляет читателей взять на себя более активную роль и попытаться разобраться, как обстоят дела на самом деле.

Использование ненадежных рассказчиков связано с постмодернистской идеей о том, что истина относительна. Правды нет – все зависит от того, у кого спросить. То же самое касается идентичности; Фактически, один человек может иметь несколько личностей в зависимости от ситуации.

Хорошим примером потенциально ненадежного рассказчика является тот, кого мы встречаем в «Американском психопате» (1991) Брета Истона Эллиса. Рассказчик считает, что он становится серийным убийцей, но роман оставляет нам достаточно двусмысленности, чтобы задаться вопросом, все ли это в его голове или нет.

Участие читателей

Кадр из фильма "Мементо" (2000)
Кадр из фильма "Мементо" (2000)

Как уже упоминалось, метапроза часто заставляет читателей более активно участвовать в истории — либо для того, чтобы выяснить, лжет ли рассказчик, либо просто для того, чтобы придать смысл тексту, который кажется абсурдным или бессмысленным.

Вовлечение читателя может происходить разными способами. Один из способов — создать сложную, нехронологическую структуру сюжета. Это означает, что читателям придется усердно работать, чтобы собрать воедино то, что происходит и почему, заставляя их задуматься над повествованием. В фильме «Криминальное чтиво» (1994) или «Мементо»(2000) используется такая структура сюжета.

Другим примером может быть использование рассказчика от второго лица. Мы видим это в рассказе Люси Колдуэлл «Сайрус Авеню» (2016), который повествуется от второго лица будущего времени.

Другой способ – использование монологов. Монолог — это речь персонажа, обычно обращенная к читателям или аудитории. Это эффективно разрушает иллюзию и мы осознаем, что это всего лишь вымысел. Примером может служить сериал «Карточный домик» (2013–2018). Уже в первой серии Фрэнк Андервуд стоит перед камерой и раскрывает нам свои зловещие планы.

Историографическая метапроза и магический реализм

"Ящеры против руссов" -- прекрасный пример историографической метапрозы
"Ящеры против руссов" -- прекрасный пример историографической метапрозы

Особым типом метапрозы является историографическая метапроза, которая представляет собой смешение вымышленных событий с реальными историческими событиями («фракция»). Одним из примеров является роман Жанетт Уинтерсон «Страсти» (1987), в котором одним из персонажей является французский император Наполеон Бонапарт (1769–1821). Однако роман не соответствует фактам и переписывает историю.

Другой тип потенциальной метапрозы — магический (или магический) реализм. Это использование сверхъестественных элементов в истории, которая в остальном реалистична. Роман Уинтерсона снова является хорошим примером, поскольку одна из его героинь — девочка Вилланель, родившаяся с перепончатыми ногами (почти как у рыбы). Магический реализм иногда считают литературным стилем или движением сам по себе, но общепризнано, что многие постмодернистские тексты характеризуются магическим реализмом.

Как использование исторических личностей, так и сверхъестественных элементов помогает напомнить читателям, что то, что они читают, — это вымысел, нечто выдуманное.

Фрагментация и стилизация

Фрагментированные тексты отражают фрагментированный мир

-11

Постмодернистские авторы часто полагают, что современный мир стал сложным, хаотичным и фрагментированным («разбившимся на кусочки»). Эта точка зрения отражена в постмодернистской художественной литературе, которая имеет тенденцию быть фрагментированной по ряду причин.

Например, могут быть скачки во времени, месте, рассказчике или персонаже, и в результате этого может показаться трудным получить общее представление о сюжете. Часто сюжет вообще не представлен в хронологическом порядке Одним из результатов этой фрагментации является то, что обычно существует не одна интерпретация текста или одного сообщения, а несколько. Это отражает постмодернистскую точку зрения, согласно которой не существует правда - все зависит от того, у кого спросить.

Одним из примеров текста с элементами фрагментации является популярный рождественский фильм « Реальная любовь» (2003). В фильме мы погружаемся в жизни множества персонажей и выходим из них, позволяя некоторым из этих жизней переплетаться, а другим – нет. Единственные объединяющие элементы — Рождество и любовь.

Важным моментом является то, что эта фрагментация не является негативной в контексте постмодерна. Постмодернисты обычно прославляют фрагментацию и хаос, играя с ними. Это явный контраст с предыдущим литературным движением «Модернизм», которое рассматривало сложности современного мира как трагические.

Пастиш – это сочетание жанров или стилей.

-12

Чтобы выразить фрагментацию и сложность современного мира, постмодернистские тексты часто используют стилистический прием, называемый стилизацией. Это слово означает объединение («склеивание») различных элементов. Речь идет о копировании стиля других текстов и соединении этих стилей в игровой, ироничной форме, игнорируя традиционные правила стиля и жанра.

Точнее, стилизация часто предполагает смешение жанров. Одним из примеров является «Гордость и предубеждение и зомби» (2009) Сета Грэма-Смита. Роман во многом заимствован из сюжета, обстановки, персонажей и диалогов знаменитого любовного романа Джейн Остин « Гордость и предубеждение» (1813), но добавляет элементы жанров зомби и ниндзя.

Например, главная героиня Элизабет Беннет использует свои навыки боевых искусств, чтобы отбиваться от зомби в поисках подходящего мужа.

«Гордость и предубеждение и зомби» также является хорошим примером смешения высокой и низкой культуры, которое часто можно увидеть в постмодернистской стилизации. В то время как оригинальный роман Остин считается высокой культурой, фильмы о ниндзя и зомби таковыми не являются.

Это показывает игровую природу постмодернизма.

Пастиш не только должен включать в себя содержание рассказа, он также может быть частью самой формы текста. Крайним примером этого является роман Б.С. Джонсона « Неудачники» (1969). Книга поставлялась с отдельными страницами в коробке, что позволяло читателям «склеивать» историю по своему усмотрению. Автор хотел изобразить случайность современного мира.

Как правило, стилизация может быть данью уважения или пародией. В то время как некоторые стилистики чтят оригинальный текст, копируя его, другие высмеивают его. Пастиш иногда перекрывается с интертекстуальностью , поскольку стилизация — это лишь один из способов выражения интертекстуальности.

Интертекстуальность

Интертекстуальность – это практика обращения к другому тексту.

По словам режиссера С. Соловьева, фильм "Асса" -- это адаптация Евгения Онегина на манер индийского кино
По словам режиссера С. Соловьева, фильм "Асса" -- это адаптация Евгения Онегина на манер индийского кино

Согласно постмодернизму, все истории уже рассказаны, что делает невозможным создание чего-либо оригинального. Любой текст — это просто копия. Постмодернистские тексты выражают это через прием, называемый интертекстуальностью.

«Интер» означает «между», а интертекстуальность — это то, что происходит между текстами.

Когда текст включает ссылку на другой текст, это интертекстуальность. Эта отсылка может быть чем угодно: от известной цитаты до заимствования персонажей или даже сюжетов.

Чтобы читатели могли полностью оценить это, они должны знать текст, о котором идет речь.

Интертекстуальность иногда тесно связана с пастишем, поскольку пастиш может быть одним из способов выражения интертекстуальности.

Другая функция интертекстуальности — дать читателю понять, что то, что он читает, — всего лишь вымысел. Это тесно связано с метафантастикой.

Многие пьесы Уильяма Шекспира входят в число текстов, к которым часто обращаются через интертекстуальность. Например, фильм «Влюбленный Шекспир». (1998) заимствует часть сюжета и персонажей из Ромео и Джульетта. Сериал «Ворона-выскочка» (2016–2018) также отсылает к многочисленным пьесам Шекспира.

Интертекстуальность может быть данью уважения или пародией.

Фильм "10 причин моей ненависти" (1999) является адаптацией пьесы Шекспира "Укрощение строптивой"
Фильм "10 причин моей ненависти" (1999) является адаптацией пьесы Шекспира "Укрощение строптивой"

Цель интертекстуальности варьируется от текста к тексту. Это можно понимать как дань уважения тексту, о котором идет речь. Примером этого является роман Хелен Филдинг « Дневник Бриджит Джонс» (1996), который отсылает к роману Джейн Остин « Гордость и предубеждение» 1813 года. «Дневник Бриджит Джонс» копирует части сюжета, а также имя главного героя-мужчины, Дарси. Филдинг использует интертекстуальность, чтобы отдать дань уважения роману Остин, который считается одной из величайших любовных историй в английской литературе.

Однако под интертекстуальностью можно понимать и пародию, которая каким-то образом высмеивает другой текст. Одним из примеров является анимационный фильм «Шрек» (2001), в котором используются наши знания о сказке о Белоснежке и ее диснеевской версии 1937 года.

В какой-то момент в «Шреке» принцесса Фиона поет песню с маленькой синей птичкой. Чтобы понять, почему это интертекстуальная отсылка, нужно сначала посмотреть оригинальную сцену из диснеевского фильма , где принцесса Белоснежка также поет песню вместе с маленькой синей птичкой. Она стереотипно нежная принцесса, которая привязана к невинным лесным животным.

Однако, как только вы посмотрите ту же сцену в Шрек, становится ясно, что фильм оправдывает наши ожидания. Эта постмодернистская принцесса на самом деле так ужасно поет, что в конечном итоге убивает птицу, что делает эту сцену ироничным комментарием к стереотипному изображению женщин в сказках и фильмах Диснея. Это демонстрирует, как интертекстуальность часто используется как юмористический или иронический прием.

Черный юмор и ирония

Черный юмор превращает грустные или серьезные темы в комедию.

Танец из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Танец из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Черный (или темный) юмор — один из способов постмодернистской художественной литературы справиться с удручающей сложностью современной жизни. Черный юмор можно определить как тип юмора, который затрагивает темы, которые обычно считаются «табу», то есть, например, слишком болезненными, грустными или неловкими для обсуждения. Примерами таких тем могут быть Вторая мировая война, аборты или насилие. Иногда этот тип черного юмора бывает причудливым или абсурдным.

Одним из примеров является знаменитый постмодернистский фильм «Криминальное чтиво» (1994), где «герои» — это группа преступников, которые употребляют наркотики, лгут и стреляют людям в голову. В фильме сочетаются крайнее насилие с черной комедией, а также другие постмодернистские характеристики, такие как интертекстуальность и сюжет, представленный не по порядку.

Черный юмор хорошо сочетается с постмодернистским восприятием мира как хаотичного и абсурдного. Поскольку к миру больше нельзя относиться серьезно, вы можете немного развлечься и подыграть.

Ирония заставляет нас смеяться над абсурдностью жизни

Надпись сверху: "всегда открыто". Надпись снизу: "закрыто".
Надпись сверху: "всегда открыто". Надпись снизу: "закрыто".

Ирония — еще один способ обращения с современной жизнью, который часто используется в постмодернистских текстах. Его можно определить как ситуацию, в которой происходит (часто юмористическое) столкновение между ожиданиями и реальностью/правдой. Одним из примеров может служить главный герой, который всю книгу предупреждает об опасности употребления алкоголя, но в конце концов умирает от алкогольного отравления.

Ирония может принимать разные формы или принимать форму самоиронии. Его можно найти как в одном предложении, так и во всем произведении. Кроме того, метапроза, стилизация и интертекстуальность — все это способы создания постмодернистской иронии.

Так же, как и черный юмор, ирония хорошо подходит для указания на абсурдность современной жизни и поведения человека. Юмор и ирония выражают игривый подход, который обычно встречается в постмодернистских текстах.

Постмодернистская литература

Постмодернистская литература игриво рассматривает

современный мир.

Постмодернистская литература имеет много общего с модернистской литературой, поскольку оба движения имеют дело с современным миром и его удручающей утратой традиций и смысла. Однако, что отличает постмодернистскую литературу, так это то, что ее отношение ко всему этому более игриво. Постмодернисты признают, что жизнь, по сути, лишена смысла и стабильности, и извлекают из этого максимальную выгоду, играя с этим в литературе различными способами.

Трудно назвать отдельные литературные жанры постмодернистскими, поскольку постмодернизм — это «распад жанров»: его авторы часто смешивают самые разные жанры и стили, от прошлого к настоящему, от высокой культуры к низкой культуре. Одним из примеров является «Гордость и предубеждение и зомби» (2009), в котором любовный роман XIX века (прошлое, высокая культура) сочетается с современными фильмами о зомби (настоящее, низкая культура). Однако можно выделить некоторые наиболее известные тексты этого литературного периода, что мы и сделаем ниже.

Романы и графические романы

Персонаж графической новеллы "Watchmen" ("Хранители")
Персонаж графической новеллы "Watchmen" ("Хранители")

Американский писатель Брет Истон Эллис известен своим тревожным романом «Американский психопат» (1991), который позже стал успешным фильмом с Кристианом Бэйлом в главной роли. Рассказчик книги живет в поверхностном мире денег, наркотиков и внешности, и это, видимо, делает его серийным убийцей. В «Американском психопате» рассказывается ненадежный рассказчик, и он вращается вокруг постмодернистских тем, таких как идентичность и холодное потребительство современной жизни.

Не менее тревожным является роман шотландского писателя Ирвина Уэлша «На игле» (1993). В книге рассказывается о группе молодых наркоманов, которые используют наркотики и насилие, чтобы заглушить боль современного существования. В 1996 году по нему был снят культовый фильм с Юэном МакГрегором в главной роли. Помимо постмодернистских тем, можно сказать, что роман имеет фрагментированную структуру, поскольку на самом деле он состоит из подборки рассказов.

Чак Паланик — американский писатель, наиболее известный благодаря «Бойцовскому клубу» (1996), который позже стал культовым фильмом с Брэдом Питтом в главной роли. Рассказчику книги надоела его жизнь, и он открывает секретный клуб для мужчин, которые хотят сражаться и снова почувствовать себя живыми посредством насилия. История является постмодернистской в том смысле, что она критикует потребительство и оцепенение современной жизни и показывает ненадежного рассказчика.

Менее тревожными являются произведения английского писателя Ника Хорнби. Он наиболее известен благодаря

фильмам «Высокая точность» (1995) и «О мальчике» (1998), которые послужили вдохновением для создания кинофильмов. Главные герои Хорнби — застенчивые мужчины, которые бесцельно движутся по жизни, часто одержимые музыкой, спортом, женщинами или своей собственной личностью. Тон часто юмористический и ироничный.

В то время как книги Хорнби можно отнести к категории книг для юношей, английская писательница

Хелен Филдинг положила начало писке для цыпочек. В 1996 году был опубликован «Дневник Бриджит Джонс» , в котором рассказывается о современной одинокой женщине, пытающейся разобраться в жизни и любви. Многие из тех же тем встречаются в популярном сериале HBO « Секс в большом городе» (1998–2004). Эти истории о цыпочках являются постмодернистскими в том смысле, что они представляют очень застенчивых людей и используют юмор и иронию. Они также изображают постмодернистский тип женственности, где женщины могут свободно потреблять напитки, одежду и мужчин.

Особым типом романа является графический роман, который обычно представляет собой комикс некоторой длины. Одним из первых постмодернистских графических романов был «Хранители» (1986– 1987), в котором супергерои пытаются раскрыть заговор. Особенности постмодерна включают исследование поп-культуры (супергероев и комиксов) и правды, а также нехронологическую структуру сюжета. В 2019 году «Хранители» превратили в сериал HBO.

Другой пример — «Гордость и предубеждение и зомби: графический роман» (2010). В основу легла постмодернистская книга «Гордость и предубеждение и зомби» (2009), о которой мы уже упоминали.

Короткие истории

Американский писатель Рэймонд Карвер был назван одним из лучших авторов рассказов эпохи постмодерна благодаря своему минималистичному стилю. Иногда спорят, является ли Карвер реалистом или постмодернистом, но большинство сходится во мнении, что его минимализм — это экспериментальный тип письма, как и постмодернизм, и что минимализм в целом был вдохновлен постмодернистскими техниками.

Например, первый сборник рассказов Карвера « Помолчите, пожалуйста?» (1976), имеет элементы постмодерна, такие как ненадежные рассказчики, обычный язык и озабоченность идентичностью. Это, например, видно в рассказе «Коллекционеры».

Драма

Гарольд Пинтер — английский драматург, лауреат Нобелевской премии за свои произведения. Его пьесы постмодернистичны в том смысле, что содержат двусмысленные или запутанные диалоги и сюжеты, которые, кажется, ни к чему не ведут. Его часто ассоциируют с Театром абсурда, пьесами, характеризующимися экзистенциалистскими темами, отсутствием смысла и нарушением коммуникации.

Том Стоппард был одним из ведущих драматургов Англии последние пятьдесят лет. В «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966) Стоппард в значительной степени опирается на интертекстуальность и стилизацию, заимствуя двух второстепенных персонажей из шекспировского « Гамлета », добавляя при этом абсурдные элементы и экзистенциалистские темы. Позже пьеса была адаптирована для экрана. Стоппард также написал сценарий к фильму «Влюбленный Шекспир». (1998), который во многом опирается на «Ромео и Джульетту» Шекспира и интертекстуальность.

Постколониальная литература

Цель постколониальной литературы — изучить негативные последствия западной колонизации. Этот тип литературы обычно состоит из текстов, написанных представителями Британской империи (крупнейшего в мире колонизатора) или представителями бывших колоний в Африке и Азии. Сюда также входят тексты, написанные иммигрантами, живущими в Англии. Вообще постколониальная литература – это широкое понятие.

Часто постколониальную литературу считают частью постмодернизма, отчасти потому, что оба движения отвергают идею единой западной идентичности, превосходящей незападную. Оба согласны с тем, что в мире существует множество личностей и реалий.

В бывшей британской колонии Южной Африки Надин Гордимер была известной писательницей, лауреатом Нобелевской премии и политическим активистом, боровшимся против режима апартеида. Она написала множество рассказов и романов, которые обычно затрагивают темы любви и политики, особенно расы в Южной Африке после апартеида. Одним из примеров являются рассказы «Любители города» (1975) и «Любители деревни» (1980), в которых рассказывается о межрасовых парах, которым не позволяют продолжать свои отношения из-за строгих правил режима.

В Англии англо-пакистанский писатель и режиссер Ханиф Курейши написал пьесы, романы и фильмы, которые часто фокусируются на иммиграции, расизме и идентичности. Наиболее примечательными, пожалуй, являются роман «Будда из пригорода» (1990) и рассказ «Мой сын-фанатик» (1997).

Моника Али — дочь родителей из Бангладеш, она приехала в Англию, когда ей было три года. Действие ее дебютного романа « Брик-лейн» (2003) происходит в лондонском бангладешском районе, где Брик-лейн является центральной улицей. В 2007 году по роману был экранизирован фильм, хотя некоторые жители Бангладеш утверждали, что в книге их культура изображена довольно негативно.

Данная статья — перевод статьи "Обзор постмодернизма" с веб-сайта primestudyguides.com

Postmodernism | Overview