Франшиза — это проверенный и цивилизованный способ начать собственный бизнес. Купить франшизу позволяет предпринимателю начать работу под уже установленным брендом и получить поддержку от франчайзера. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы франшизы, чтобы помочь вам принять решение о том, стоит ли вам вложить свои средства и усилия в эту форму бизнеса.
Что такое франшиза?
Франшиза — это соглашение между владельцем бренда (франчайзером) и предпринимателем (франчайзи), которое дает право франчайзи использовать имя бренда и бизнес-модель франчайзера. Франчайзер предоставляет франчайзи все необходимые ресурсы и поддержку для запуска и управления бизнесом под его брендом.
Франчайзер может требовать определенную сумму денег в качестве паушального взноса и регулярных роялти от франчайзи. Взамен франчайзи получает готовую бизнес-систему, поддержку в маркетинге и обучение персонала.
Паушальным взносом называют единовременный платеж за франшизу, то есть, по сути это плата за вступление в бренд. Роялти — это регулярные отчисления владельцу бренда за использование франшизы. Но, как правило, роялти означает регулярную поддержку от владельца бренда, от материнской компании. Чаще всего роялти нужно вносить ежемесячно.
Плюсы покупки франшизы
Покупка франшизы имеет ряд преимуществ, которые делают этот способ бизнеса привлекательным для предпринимателей. Итак, плюсы франшизы.
1. Высокий шанс успеха
Покупка франшизы у успешного и раскрученного бренда снижает риск провала бизнеса. Статистика показывает, что большинство стартапов проваливаются в первые 3-4 года, в то время как франшизы имеют гораздо больший шанс на успех. Если вы работаете с франчайзером, который успешно функционирует на рынке уже несколько лет, то это означает, что он "обкатал" свой бизнес и может передать вам свой опыт и знания.
2. Готовая бизнес-система
Франшиза предоставляет вам готовую бизнес-систему, которая включает в себя бренд, бизнес-модель, налаженные каналы поставок и маркетинговую стратегию. Франчайзер может помочь вам создать сайт, подключиться к его социальным сетям и предоставить техническую поддержку. Каждый франчайзер предлагает свой "франчайзинговый пакет", который может включать различные элементы, от стандартизированных процессов до деталей дизайна интерьера. Это позволяет вам быстро начать работу и уменьшает риск ошибок.
3. Раскрученный бренд
Один из главных плюсов франшизы — это возможность работать под уже раскрученным брендом. У вас уже есть узнаваемость, и клиенты приходят к вам автоматически. Рекламные усилия уже проводятся франчайзером, и вам остается только удерживать клиентов и обеспечивать им качественное обслуживание. Это значительно снижает ваши затраты на маркетинг и увеличивает шансы на успех.
Конечно, стоит учитывать, что вам все равно нужны будут рекламные вложения, чтобы раскрутить собственную точку — нужно продумать какой канал рекламы будет наиболее эффективным. Например, при достаточной известности бренда, вам достаточно указать людям, что такой бренд появился рядом с ними: рекламные листовки, выделенная точка в гео-сервисах (2ГИС, Яндекс Карты), и тп.
4. Поддержка от франчайзера
Франчайзер обеспечивает поддержку франчайзи не только на старте, но и на протяжении всего процесса работы. Он помогает вам оптимизировать бизнес-процессы, обучает новых сотрудников и помогает решать сложности, с которыми вы можете столкнуться. Важно убедиться, что вы получите достаточную поддержку за плату роялти, которую вы вносите.
Если бренд, в который вы хотите вступить, не имеет мировую известность, не предоставляет никакой поддержки, но просит высокие роялти, то вам стоит задуматься — выгодна ли такая франшиза.
5. Низкие затраты на рекламу
Этот плюс относится к плюсу раскрученного бренда. Но есть отличия. Франчайзи несут низкие затраты на рекламу, так как франчайзер уже заботится о продвижении бренда — в собственных соцсетях, на официальном сайте, а также на основании роялти включает точку в рекламные кампании. Дополнительно владелец бренда может предоставить вам готовые рекламные материалы, заботиться о вывесках и униформе персонала. Вы платите только роялти, и франчайзер берет на себя все заботы о рекламе и узнаваемости бренда.
Адекватные франшизы берут на себя большую часть рекламных расходов в продвижении вашей франшизы. Задумайтесь над выгодой сделки, если франчайзер не дает никакой поддержки вашему бизнесу под его именем.
6. База проверенных поставщиков
Франчайзер обычно имеет налаженные каналы поставок и уже работает с проверенными поставщиками. Это позволяет вам получать сырье и товары проверенного качества по выгодным ценам.
Обычно у брендов есть эксклюзивные контракты с индивидуальной скидкой. Так бренды защищаются от возможной утечки базы поставщиков через скорое закрытие франшизы и открытие бизнеса с той же моделью и поставщиками. Имейте это в виду — открытие франшизы просто чтобы в будущем скопировать бизнес, не самая хорошая и тем более не этичная идея. Но получить опыт, вдохновиться и открыть свой бренд в той же нише — вполне здоровое желание и цель.
Минусы покупки франшизы
Хотя покупка франшизы имеет много преимуществ, она также имеет свои недостатки и ограничения. Итак, минусы франшизы.
1. Ограничения в управлении бизнесом
Покупка франшизы означает, что вы будете работать под определенными правилами и стандартами, установленными франчайзером. У вас будет меньше свободы в принятии решений и разработке собственных стратегий. Вы будете следовать готовой бизнес-модели, что может ограничивать вашу творческую свободу и возможность инноваций.
Но несмотря на это, франшиза — это полноценный бизнес. Вы сами будете заниматься закупками, следить за капиталом, оборотом, нанимать штат, нести ответственность перед клиентами. Владелец бизнеса, открытого по франшизе — это не просто старший администратор или директор, а именно бизнесмен со всей ответственностью.
2. Высокие начальные затраты
Покупка франшизы обычно требует значительных начальных вложений. Помимо паушального взноса, вам может потребоваться финансирование для аренды помещения, закупки оборудования и запасов. Вы должны быть готовы к высоким начальным затратам и иметь достаточный капитал для поддержки бизнеса в первые месяцы.
Особенно нужно учитывать, что те суммы, которые бренды описывают как возможные стартовые вложения — могут быть неактуальны. За последние несколько лет цены на стройматериалы, мебель, электрооборудование, предметы декора и мн др, значительно выросли. При этом владельцы бренда могут подолгу не обновлять рекламные лендинги о продаже франшизы.
3. Регулярные платежи
Владение франшизой обычно связано с регулярными платежами в виде роялти. Вы должны быть готовы к ежемесячным или ежеквартальным выплатам владельцу франшизы. Это может оказать дополнительное давление на финансовую стабильность вашего бизнеса.
Изучите требования и договор. Возможно, у вас получится взять каникулы на выплаты до тех пор, пока у вас не появятся первые доходы. Некоторые франшизы гарантируют доход в течение определенного времени. Например, если вы выполнили все требования бренда, но дохода нет в установленный срок по гарантии, то бренд может (в зависимости от условий договора) вернуть вам паушальный взнос и роялти.
4. Зависимость от франчайзера
Покупка франшизы означает, что вы будете зависеть от франчайзера и его решений. Если франчайзер принимает неправильное решение или имеет проблемы, это может отразиться на вашем бизнесе. Вы должны быть готовы к тому, что неконтролируемые факторы могут повлиять на ваш успех.
Этот пункт не относится к первому. Речь не об ограниченном управлении бизнесом, а о разных рисках, в том числе репутационных. Например, если бренд тесно связан с основателем, который является медийной личностью, то какие-либо скандалы с ним могут негативно сказаться в том числе и на вашем бизнесе по франшизе.
5. Ограниченные возможности роста
Франшиза может ограничивать вашу возможность масштабирования и развития бизнеса. Вы можете быть ограничены в выборе новых местоположений или внесении изменений в бизнес-модель. Вам может потребоваться получение разрешений от франчайзера перед принятием важных решений.
У некоторых раскрученных франшиз есть карта возможных точек для открытия бизнеса по франшизе в вашем регионе и соседних. При этом, вы можете видеть высокий потенциал в других точках города, региона, соседних регионах. Тогда открытие там бизнеса потребует согласования с владельцем бренда, что может иметь низкие шансы на одобрение.
Заключение
Стоит ли покупать франшизу — вопрос, который нужно хорошо обдумать. Покупка франшизы может быть отличным способом начать собственный бизнес с меньшим риском провала. Она предоставляет готовую бизнес-систему, поддержку от франчайзера и возможность работать под уже раскрученным брендом. Однако, это также имеет свои ограничения и требует значительных начальных вложений. Перед принятием решения о покупке франшизы, важно тщательно изучить все ее аспекты и убедиться, что это соответствует вашим целям и возможностям.