Найти тему

Европа на грани газовой войны

Оглавление

Конфликт на Ближнем Востоке и диверсии на газопроводах "раздувают" энергетический кризис

Европа оказалась в эпицентре газовой войны с Россией, инициированной ещё до начала СВО в Украине. Несмотря на подготовку Европейского союза к тому, чтобы пережить эту зиму, два недавних события поставили Европу опасно близко к энергетическому кризису. Конфликт на Ближнем Востоке и загадочная авария на европейском газопроводе "Balticconnector" возродили опасения по поводу энергетической безопасности и зависимости европейского континента от внешних угроз.

Судорожная подготовка Европы к зиме

В ответ на газовую войну, Европа приняла меры по снижению зависимости от российского газа. Поставки ПАО "Газпрома", которые когда-то покрывали более 40% потребностей Европы, сейчас составляют менее 10%. Европа перешла на сжиженный природный газ (СПГ) по непомерным ценам, заполнила хранилища до беспрецедентного уровня и заключила долгосрочные контракты на поставку СПГ. Кроме того, синоптики предсказали теплое начало зимы, что вселяет надежду на энергетическую стабильность в Европе.

Структурные проблемы и уязвимости

Несмотря на усилия Европы, структурные проблемы сохраняются, что делает континент уязвимым для энергетического шантажа как со стороны России так и арабских стран. Европа по-прежнему частично зависит от российского газа, и стабильность этих поставок сомнительна из-за продемонстрированной Россией способности манипулировать газовыми потоками. Кроме того, зависимость Европы от спотового рынка СПГ подвергает ее колебаниям цен и геополитической неопределенности.

Геополитические риски и рост цен

Угроза войны и диверсий на трубопроводах в Европе бросила тень на текущие цены на газ. Несмотря на снижение спроса и переизбыток предложения газа, цены остаются высокими. Прошлой зимой Европа потратила значительную сумму на поддержку населения и обеспечение альтернативных поставок дорогостоящего СПГ. Недавний инцидент на трубопроводе "Balticconnector" и угроза новых диверсий инфраструктуры еще больше способствовали росту цен.

Призрак арабского эмбарго

Переход Европы с российского трубопроводного газа на СПГ привел к импорту из стран, которые не соответствуют интересам Запада. Катар и Россия, оба поставщика СПГ в Европу, имеют связи с ХАМАСОМ, группировкой, которую Европа считает террористической. Возможность перебоев в поставках по политическим причинам добавляет неопределенности рынку и поддерживает высокие цены на газ. В случае крупного конфликта с участием Соединенных Штатов и Ирана другие арабские страны потенциально могут ввести нефтяное и газовое эмбарго, ввергнув Европу в кризис.

Неопределенность и риски

Неопределенность, связанная с поставками газа, играет на руку другим поставщикам газа в ЕС, таким как из Африки и Норвегии. Любые аварии или сбои в работе этих подводных газопроводов могут привести к дефициту, скачкам цен и новому энергетическому кризису. Недавний взрыв "Северного потока" и инцидент на Balticconnector усилили опасения по поводу уязвимости европейской инфраструктуры. Продолжающийся кризис на Ближнем Востоке еще больше усиливает эти риски.

Таким образом, попытки Европы диверсифицировать свои источники газа и снизить зависимость от российского газа не полностью устранили ее уязвимость перед энергетическим шантажом. Геополитические риски, потенциальные конфликты и угрозы диверсий продолжают влиять на цены на газ и вызывать опасения по поводу энергетической безопасности. Поскольку Европа справляется со сложностями газовой отрасли, она должна сохранять бдительность и проактивность в поиске устойчивых и надежных энергетических решений для смягчения последствий будущих кризисов.