Пилотную или лучше сказать пробную статью рубрики «Советская армия в играх» я решил посвятить обзору облика советских воинов в нескольких уровнях игры «No One Lives Forever 2 - A Spy in H.A.R.M.'s Way» (далее – NOLF2). Игра представляет собой «стрелялку» от первого лица с возможностью действовать скрытно, выпущенную в 2002 году. Впервые я в неё поиграл спустя пару лет после даты выхода, но игра мне понравилась, как в то время, так и когда я её перепроходил уже в сознательном возрасте. Своё мнение об игре я выскажу в конце обзора.
Сюжет вкратце: действие происходит в 1968 г. Игрок выступит в роли очаровательной шпионки Кейт Арчер – сотрудницы вымышленного агентства «Е.Д.И.Н.С.Т.В.О.» (англ. U.N.I.T.Y.), сражающейся против криминальной организации «С.Т.Р.А.Х.» (англ. H.A.R.M.). Цель – расстроить планы С.Т.Р.А.Ха по втягиванию СССР и США в «горячую войну» с применением ядерного оружия. Естественно, без «клюквы» и антисоветчины в такой фабуле не обойтись, но справедливости ради стоит сказать, что сюжет всех игр серии NOLF, это, на мой взгляд, скорее пародия и стёб над шпионскими боевиками.
Добро пожаловать в Сибирь!
Итак – в главах №3 – «Проект Омега», 4 – «Шпион на пути H.A.R.M.» и 5 - «Ночной полёт» главной героине придётся пробираться к секретным объектам, сокрытым в заснеженной сибирской глуши, столкнуться с советскими военнослужащими и шустрыми зайцами! ;)
«Афганец», «писарь», «генерал-рядовой».
Бойцы несокрушимой и легендарной представлены в NOLF2 лишь тремя моделями персонажей:
1)Солдат в утеплённой полевой одежде со снаряжением:
Форма одежды первых же противников, которых встречает игрок, является анахронизмом, применительно к 1968 году абсолютно во всём. Они одеты в утеплённое полевое обмундирование образца 1984 г. – «Афганку», шапки-ушанки с кокардой «звезда в венке», которая была впервые представлена на параде 7 ноября 1968 г., однако официально была утверждена лишь в 1969 году и то сначала лишь для фуражек и беретов. На шапках их стали носить лишь с 1974 года. Снаряжение представлено поясным ремнём обр. 1954 г., с латунной пряжкой. Внешний вид и материал ремня не претерпели существенных изменений за весь период их использования, могли немного отличаться лишь очертания звезды на пряжке. Плечевые лямки лишь похожи на лямки образца второй половины 1950-х – 1969 гг., главным образом общей компоновкой и формой наплечников. Если объединить все эти детали, получится боец, одетый и экипированный согласно приказу Министра Обороны СССР №250 от 4 марта 1988 г.
2)Солдат в летней повседневной форме одежды без снаряжения:
эти бойцы находятся в основном в помещениях и поэтому не носят утеплённую одежду. На них надета хлопчатобумажная повседневная форма, согласно правилам ношения военной одежды 1973 г. со знаками различия и нарукавными знаками мотострелковых войск Советской Армии, а также нагрудными знаками. Шрифт, которым начертаны буквы «СА» на погонах не соответствует реальному, петлицы, представленные в игре по длине больше похожи на петлицы для шинели, нежели для хлопчатобумажного кителя. Нагрудные знаки расположены неправильно. Мне удалось идентифицировать лишь два нагрудных знака – знак «Воин-спортсмен» 1-го разряда и знак «Классный специалист» 3 класса. Крайний справа знак мне опознать не удалось. Если кто-то сумеет рассмотреть и идентифицировать этот знак – пишите в комментариях.
Нарукавные знаки, расположены на обоих рукавах, что является нарушением правил. Нарукавные знаки на повседневных кителях вообще не носятся (кроме ВДВ). О некоторых нюансах ношения нарукавных знаков я уже недавно рассуждал в одной из своих заметок.
Нижние карманы на кителе и карманы на брюках, скопированы с полевой формы обр. 1984 г. – в реальности на кителях обр. 1969 г. карманы врезные и клапан имеет другую форму. А на брюках нет накладных карманов.
3)Генерал Николай Жуков – единственный на протяжении всех уровней в Сибири представитель командного состава и по совместительству один из второстепенных антагонистов:
Генерал, которого мы встретим в одном из зданий главного архива, куда проникнем в поисках документов по проекту «Омега» одет в смесь солдатской парадной и повседневной офицерской формы одежды образца 1973 г.
Солдатскую парадную фуражку с красным околышем и кокардой «звезда в венке», офицерский китель с погонами рядового, рубашку с галстуком, подпоясанный ремнём с портупеей, брюки с накладными карманами, солдатские сапоги. Знаки на груди также представляют собой смесь офицерских и солдатских: «Классный специалист» офицерского образца и сразу же под ним знак «Классный специалист» 1-го класса для рядового состава. Также на кителе расположены орденские планки.
Обуты абсолютно все советские воины в игре в сапоги с рисунком протектора подошвы, именуемого в народе «трактор». Насколько мне известно, в 1960-х годах сапоги с такими подошвами только появлялись в войсках и ещё не успели стать массовыми.
Единственным видом советского стрелкового вооружения в NOLF2 является автомат АК неопределённой модификации, который именуется в игре «АК47». Судя по длине и изгибу магазина – это магазин для Ручного Пулемёта Калашникова (РПК) и его ёмкость должна составлять 40 патронов, но нет – магазин в игре вмещает 30.
Мы поедем, мы помчимся!
Передвигаются советские военные на грузовиках МАЗ-200Г и снегоходах.
Здесь также есть, о чём порассуждать. МАЗ - крупнотоннажный грузовик и в армии грузовики подобного класса эксплуатировались в основном для вспомогательных задач, а не для перевозки людей, хотя конечно возить в кузове солдат было можно. По моему мнению вместо МАЗа на роль условно «стандартного» грузовика для перевозки личного состава подошёл бы ГАЗ-63 или ЗиЛ-157. Хотя, возможно только на МАЗах можно было перевозить секретное оборудование для проекта «Омега».
Со снегоходами снова несоответствие по времени. По данным из открытых источников, первые серийные советские снегоходы «Буран» появились лишь в первой половине 1970-х, а в NOLF2 напомню - 1968 год. В СССР военное использование снегоходов не было распространено, однако существовала военная модификация «Бурана» под наименованием «Барс» и использовалась в основном пограничниками.
Водка, щи и зайчатина!
Немного деталей быта и досуга советских воинов в сибирских гарнизонах:
В каждой казарме около кроватей стоят деревянные сундуки, иногда закрытые навесным замком. Солдаты пьют газированную воду из автоматов и водку «Московскую» (в отечественной локализации), а едят, исходя из внутриигровых документов – только щи. И иногда жарят на кострах зайцев.
Болтун - находка для шпиона!
Если проходить игру скрытно и не торопиться ликвидировать врагов, можно подслушать их диалоги.
О сложностях оформления заказа на скрепки:
-У тебя скрепки есть?
-Нет!
-Почему не заказал?
-Знаешь сколько бумаг нужно заполнить, чтобы заказать канцелярские принадлежности? Хуже, чем сантехника вызывать! Обойдёмся без скрепок!
-Скоросшивателя тоже нет?
-И без него обойдёмся!
-Ты меня достал!
О судьбе Мишки и уважении к советским газетам:
-А Мишка где?
-Отбывает наказание в главном корпусе.
-А что, что он натворил?
-Дубов поймал его, когда он читал американский журнал!
-Порнуха?
-Хуже - экономический обзор!
-Вот уж не подумал бы, что Мишка свои капиталы в Америке вкладывать собирается.
-Он сказал, что хотел использовать его, как туалетную бумагу, им её три недели не выдавали, а он не хотел портить советские газеты.
-Ага, так ему и поверили! Дубов его всё равно наказал?
-Думаю ему самому было охота журнал полистать, не накажи он Мишку, так и не смог бы конфисковать.
-Дубову скоро отставка светит.
А другие диалоги лучше послушайте сами. Там услышите и сетования на невозможность брака с любимой, из-за пролетарского происхождения солдата и узнаете о методах допроса и о многом другом.
И каков же итог?
На мой взгляд, далеко не самый ужасный облик Советской Армии представлен в игре NOLF2. Однако, почти ни один из элементов не соответствует времени действия игры.
Мои впечатления от игры.
Игра затягивает, сюжет нескучный (на мой взгляд) если абстрагироваться от антисоветчины. На современных системах игра работает относительно стабильно. Если вам нужен шпионский боевик в атмосфере Холодной войны без претензии на серьёзность - NOLF2 для вас.
А как же сделал я, если бы делал модификацию, заменяющую анахронизмы на достоверные элементы?
Я бы сделал следующее:
Полностью заменил форму военнослужащих. Кителя – на гимнастёрки (в идеале – полушерстяные), утеплённую одежду на утеплённые куртки обр. 1935 г. со знаками различия по правилам 1959 г. (с изменениями 1967 г.), кокарды на шапках – на обычные звёзды, фантазийные РПС на аутентичные, а корявый АК – на достоверный АКМ. Но о форме одежды(по-крайней мере летней) на 1968 год мы поговорим как-нибудь потом, в обзоре вещей.
Но, к сожалению, советские уровни NOLF2 слишком коротки, чтобы для придания им аутентичного вида всерьёз заниматься модостроением. А вот игра, о которой пойдёт речь в следующей статье данной рубрики – имеет гораздо больший масштаб а также более «клюквенный» вид советских воинов и мод, исправляющий положение, к которому приложил руку лично я – для неё уже есть!
Спасибо за внимание!
Другие материалы рубрики смотрите в соответствующей подборке.
Также смотрите другие подборки и рубрики на канале.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые обзоры!
Источники и литература:
Ведомственная геральдика.
"ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ВОЕННОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА". Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР. МОСКВА—1970; 1974.
Приложение №1 к приказу Министра Обороны СССР 1988 г. № 250.
Буран (снегоход) - Википедия.
Теги:
#са_в_играх
#советскаяармия
#советская_армия #армияссср
#клюква
#компьютерныеигры
#noonelivesforever2
#никтонеживётвечно2
#nolf2
#игры
#coldwar #холоднаявойна