Дата-центры – это мир машин, но управляют им люди. От их квалификации, опыта, личной ответственности, зависит устойчивость работы ЦОДа. Неважно, о каком центре обработки данных идет речь – капитальном, модульном или мобильном. Для их обслуживания понадобится стандартный набор сотрудников.
Перечень персонала ЦОД
Поиск кадровых решений стоит начинать ещё на этапе обустройства дата-центра. Простота и надёжность инфраструктурных решений снизит зависимость работы ЦОД от квалификации персонала и «человеческого фактора». Одним из первых решений должно стать определение ключевой фигуры – главного ответственного лица. Должность такого сотрудника может называться «руководитель службы эксплуатации».
Какой персонал необходим для обслуживания дата-центра:
- IT-инженеры, системные администраторы – занимаются проектированием, разработкой, тестированием и поддержкой компьютерных систем и сетей. IT-инженеры настраивают серверы и сети, а также обеспечивают безопасность информации, хранящейся в ЦОД.
- Механики (дежурные инженеры и инженеры второй линии) – физически обслуживают «железо» дата-центров. Монтируют IT-оборудование, прокладывают кроссировки, проводят регулярные осмотры, следят за оповещениями системы безопасности и реагируют на них в случае необходимости.
- Электрики – ЦОДы чувствительны к снабжению электроэнергией, любые перебои электроснабжения критичны для работы. Вот почему необходим постоянный мониторинг состояния электросети и своевременное реагирование на внештатные ситуации, такие как аварийное отключение или падение напряжения.
- Специалисты по обслуживанию систем промышленного кондиционирования и вентиляции, а также других систем жизнеобеспечения дата-центра.
- Менеджеры по клинингу. Оборудование дата-центров чувствительно к пыли и грязи. Регулярная уборка основных и вспомогательных помещений продлит срок службы оборудования.
- Менеджеры, отвечающие за коммуникацию с клиентами или пользователями.
- Служба безопасности – контролирует доступ к данным, приложениям, в т.ч. физический доступ в дата-центр. Разные специалисты, обслуживающие ЦОД, имеют различные уровни доступа, которые регулируют сотрудники службы безопасности.
Таким образом, обслуживанием дата-центра занимаются сотрудники службы эксплуатации и вспомогательных служб. Количество работников на каждую позицию зависит от размеров дата-центра. Обслуживанием компактных мобильных ЦОД, производимых компанией ART Engineering, могут заниматься совместители. Например, электрик может проводить контроль ИБП, а системные администраторы отвечать за контакты с пользователями ЦОД.
Штатные и внештатные сотрудники ЦОД
Перечисленные выше сотрудники могут быть штатными или внештатными, например, работать на условиях аутсорсинга. Обычно экономически выгодно часть работ выполнять собственными силами, часть – силами подрядчиков. Задача менеджмента – определить оптимальное соотношение собственных и привлеченных специалистов.
Что передать подрядчикам? Работы по обслуживанию дата-центра делятся на технические и организационные. К техническим можно отнести обслуживание оборудования и инженерных систем: ремонт, обновления, проверку технического состояния. К организационным мероприятиям относятся ведение рабочей документации, контроль над качеством обслуживания ЦОДа, подбор персонала, планирование графиков обслуживания, обеспечение безопасности.
Сторонней организации можно передать обслуживание инженерных систем. Организационные моменты должны оставаться в ведении штатных сотрудников. Доверять ли доступ к IT-оборудованию лицам из сторонних организаций, решать только вам, поскольку этот вопрос связан с информационной безопасностью.
Как отладить работу команды, состоящей из штатных сотрудников и работников подрядных организаций
Для эффективного взаимодействия процессы должны быть максимально стандартизированы. Это касается как действий штатных сотрудников, так и подрядчиков. Каждый из них должен пройти подготовку и инструктаж по правилам, действующим в конкретном ЦОД, для этого должны быть подготовлены развернутые инструкции. Приемка работ, выполненных подрядчиком, должна проводиться по чек-листу, это поможет избежать конфликтных ситуаций.
Если говорить о конкретных позициях, то электрика лучше иметь штатного, поскольку перебои с подачей электроэнергии должны решаться в кратчайшие сроки. А вот обслуживание источников бесперебойного питания дата-центра можно передать на аутсорс. Их эксплуатация не требует специальных навыков и знаний, а на случай ремонта или ТО обычно заключается договор на обслуживание.
Дата-центр – ответственный объект, имеющий стратегическое значение. Стабильность его работы зависит от каждого сотрудника. Вот почему на каждую вакансию нужно тщательно отбирать специалиста.