Прошедшая в начале сентября в столичном ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне выставка коммерческого транспорта Comtrans 2023 в очередной раз подтвердила тренд отрасли на активное замещение ушедших мировых брендов другими игроками рынка, которые теперь получили шанс занять лидирующие позиции. Журнал «Движок» поговорил с представителями компаний — участников нынешней выставки о том, какие новинки они представили в ее рамках и как развивается сегодня российский рынок грузовых автозапчастей.
LUZAR
Бренд LUZAR показал на Comtrans 2023 ряд компонентов системы охлаждения для грузовых автомобилей из актуального модельного ряда. Ключевыми экспонатами на стенде компании стали радиаторы охлаждения и интеркулера для таких машин, как Scania R-Series и КАМАЗ‑54901.
Помимо этого, LUZAR представил в российской столице ряд других деталей системы термоменеджмента, предназначенных для коммерческой техники. В частности, на стенде компании выставлена водяная помпа для двигателей КАМАЗ‑910.
Как рассказал «Движку» директор по маркетингу LUZAR Андрей Романцов, бренд в настоящее время активно развивает ассортимент продукции для грузовиков. В руководстве компании рассчитывают занять весьма значительную долю рынка, которая ранее принадлежала зарубежным брендам.
«После ухода европейских компаний, работавших на рынке запчастей в России, у покупателей появился повышенный интерес к местным компаниям», — отметил А. Романцов. В выставке Comtrans LUZAR участвует уже несколько лет. «Цель нашего присутствия здесь — изучение спроса, показ образцов своей продукции потенциальным клиентам, получение обратной связи от потребителей», — рассказал директор бренда по маркетингу.
Sorl
История компании Sorl началась в 1987 году, а бренд относится к известному производителю китайских компонентов Ruili Group, который имеет 11 собственных заводов. Sorl производит системы и компоненты как для коммерческого транспорта, так и для легковых машин. Также компания активно осваивает компоненты для электромобилей.
В настоящее время в Россию поставляется 14 групп товаров, от «расходников» до сложной электроники. Бренд активно сотрудничает с ведущими федеральными маркетплейсами, а продукция применяется в конструкции коммерческого транспорта, начиная от легких грузовиков, пассажирского транспорта, прицепной техники и заканчивая карьерными самосвалами, эксплуатируемыми в экстремальных погодных условиях.
На московской выставке Сomtrans 2023 Sorl представил перспективные новинки, которые планируется вывести на рынок в 2024 году. На стенде компании были представлены системы контроля давления в шинах TPMS электронного управления пневматической подвеской нового поколения, широкая линейка автономных обогревателей. Также был показан прототип электронного блока управления тормозами прицепа системы TESB-E, которая является приоритетной разработкой завода Kormee, входящего в холдинг Zhejiang New Sorl Auto Parts Co Ltd. В компании отмечают, что регулярное появление новинок в ассортименте бренда указывает на большие планы в рамках расширения ассортимента поставляемой продукции на вторичный рынок и автопроизводителям.
«Формула света»
Производство компании базируется в Брянской области, в городе Клинцы. Кроме того, ей принадлежат мощности бывшего электролампового завода Osram в Смоленске. Уже в следующем году под собственным брендом начнется выпуск автомобильных ламп H1, H3, H4, H7, H11, H16. Там же, в Смоленске, будет открыто и стекольное производство.
Компания поставляет свою продукцию на конвейер завода КАМАЗ, на Ульяновский завод поставляются противотуманные фары бренда, также поддерживается сотрудничество с «Уралом». Отдельно стоит отметить взаимодействие с брендом НЕФАЗ, для электробуса которого компания производит оптику по полному циклу. В планах компании — расширение сотрудничества с КАМАЗом, НАМИ, а также АвтоВАЗом.
Компания позиционирует себя как производитель систем освещения «под ключ» — она занимается разработкой, инжинирингом, тестами, сертификацией и производством. По сути, это полная производственная цепочка от эскиза до готовой продукции. В ближайших планах — создание комплекса испытательных лабораторий, где можно будет оценивать влагозащиту изделий, вибронагруженность, мощность, световой поток. Тем более что на сегодняшний день светотехнических лабораторий в России практически нет.
GTS Spare Parts
Компания появилась на рынке в июне 2022 года и занимается производством запасных частей под собственным брендом на заводах в Китае, Индии, Иране и Турции. Своей основной целью в компании видят замену ушедших с российского рынка мировых производителей автокомпонентов.
В течении трех лет бренд планирует запустить производство 14 новых товарных групп. На данный момент приоритетными для компании продуктами являются фильтровальная группа и тормозная система (колодки, барабаны, накладки), в скором времени планируется запуск производства пневмосистем и элементов подвески.
Главное направление для компании — это запчасти для моделей «Большой европейской семерки», а также КАМАЗа и ГАЗа. В перспективе состоится освоение компонентов для различной китайской техники. Кроме того, планируется увеличение доли в ассортименте компонентов для спецтехники, которая сейчас составляет только 10–15%. У компании десять собственных сервисных станций — это крупнейшая сеть СТО для грузовых автомобилей в России, и в компании планируют прирасти еще тремя станциями в самое ближайшее время.
Главная задача бренда на выставке Comtrans 2023, по словам его представителей, — заявить о себе, увеличить узнаваемость бренда и предложить свою продукцию потребителям в качестве замены европейским компаниям за счет качественного сервиса и клиентоориентированности.
Nordfil
Компания основана в 2016 году и базируется в Санкт-Петербурге. Изначально бренд концентрировался только на легкомоторной группе в сегменте воздушных и салонных фильтров. На данный момент у компании порядка 600 позиций по этим направлениям.
В 2022 году было принято решение о расширении производства с целью изготовления грузовой номенклатуры. Для выпуска грузовых фильтров была с нуля построена площадка на севере Санкт-Петербурга. Производство было запущено в конце мая 2023-го, а сегодня в «грузовом» ассортименте бренда 52 позиции, включая автофильтры для китайских грузовиков «Большой европейской семерки», КАМАЗа и т. д. До конца года планируется расширить модельный ряд до 120 позиций.
Основное направление деятельности компании — поставки на Aftermarket. Как заявляют специалисты Nordfil, за основу производства взяты технологии ведущих мировых производителей автомобильных фильтров. Обширные производственные ресурсы компании отданы под контрактное производство, фильтры многих известных брендов выпускаются именно в петербургской компании.
В ближайших планах — развитие собственной сети дилеров по грузовому сегменту и работа с крупными дистрибьюторами. Ценовая политика компании пока подразумевает прайс ниже среднего, так как бренд еще только выходит на рынок, но в целом продукция позиционируется в среднем ценовом сегменте. Компания намерена также развивать ассортимент фильтров для новых китайских грузовиков.
Enterprise
Компания начинала с тормозных дисков, барабанов и колодок. В последнее время приоритетным направлением стало развитие собственной товарной марки, чтобы заменить ушедшие мировые бренды. Под брендом Enterprise выпускаются сцепления, элементы подвески, детали тормозной системы, однако своим ключевым направлением в компании видят «расходники»: детали ходовой, тормоза и фильтры. В ассортименте бренда — детали на европейские грузовики, но уже в ближайшее время компания планирует выйти и на рынок китайской коммерческой техники.
У компании десять филиалов по России, но основной склад находится в Челябинске. На Comtrans 2023 задачей бренда было увеличить узнаваемость в европейской части России, так как на востоке страны компания считает свои позиции сильными и устойчивыми. Ценовое позиционирование Enterprise — «дешевле известных торговых марок, но с качеством не хуже». При этом бренд не предлагает продукцию экономсегмента.
Каков итог?
Выставка Comtrans 2023 выявила сразу несколько ключевых тенденций. Во-первых, несмотря на общий спад темпов развития отрасли, ей еще есть куда расти, что выражается в желании множества новых брендов поскорее занять освободившиеся ниши. Во-вторых, десятилетия, когда мировые бренды присутствовали у нас, не прошли даром, и после их ухода компетенции и инжиниринговые возможности все еще на достаточно высоком уровне. Это значит, что пусть и не сразу, но с течением времени отечественный рынок грузовых компонентов все-таки сможет предоставить потребителю достаточное количество качественной продукции..
Фото: журнал «Движок»