В среду, 25 октября парламент республики - Жогорку Кенеш (ЖК КР) принял в первом чтении изменения в Закон «О НКО» и Уголовный кодекс. Таким образом были поддержаны новшества, предложенные депутатом Надирой Нарматовой и группой ее коллег. Теперь в киргизском законодательстве появляется понятие «иностранный представитель» (аналог иноагента в российском законодательстве).
Нарматова со товарищи предлагает ввести в Уголовный кодекс статью 200-1 «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». За нарушение этой статьи предусмотрено наказание в виде штрафа от 50 тысяч до 100 тысяч сомов или лишение свободы до пяти лет. А за активное участие в деятельности объединений, указанной в части 1 статьи, а равно пропаганда деяний таких организаций предусмотрен штраф в размере от 100 тысяч до 200 тысяч сомов или лишение свободы на срок до 10 лет.
Верховный суд и Генпрокуратура выступили против этой инициативы. Их также поддержала и омбудсмен Кыргызстана. Однако, стоит напомнить, что данные органы власти посещали активно последние пару месяцев сотрудники посольств коллективного Запада. И наверняка, в ходе переговоров угрожали «вне протокола». Как и наличие компромата у Запада на руководителей этих ветвей власти Кыргызстана. Иначе не понять, почему эти два органа, по факту всецело подчиняющиеся главе государства, проявляют подобного рода «самостийность». Или это тонкая игра от самого президента республики Садыра Жапарова, проявление его внешнеполитической многовекторности?
Так вот, в среду 25 октября, за принятие документа проголосовали 52 депутата, против — 7. Всего регистрацию перед голосованием прошли 72 парламентария. То есть, примерно полтора – два десятка народных избранников отказались голосовать. А еще столько же их коллег сегодня находятся с рабочей поездкой в «оплоте мировой демократии» - в Вашингтоне, США. Поэтому, ждем с чем они вернутся.
Стоит отметить одну важную деталь – парламент Кыргызстана последние годы особо не может похвастать самостоятельностью. Почти все депутаты, персонально, проходят одобрение на самом высшем уровне. И дают обязательства следовать «линии партии». Поэтому, демарши в парламенте – это явление нечастое и в подобных ситуациях можно говорить о том, что у протестующего депутата имеются куда более весомые интересы, чем боязнь пойти наперекор власти. Или, проще говоря – их кто-то «зарядил» куда сильнее. Вот и сейчас, к примеру, депутат Гуля Кожокулова проявила интерес, почему вдруг в концепцию проекта закона вносится уголовная ответственность. И отметила, «если допускают какие-либо нарушения, можно было бы в начале какие-то замечания, предупреждения делать, штраф (назначить)». «Но никак не уголовная ответственность, вплоть до десяти лет. Это что за состав преступления — принятие участия в неправительственной организации. За участие не сажают. Концепция опасная. Уголовной ответственности не должно быть», — заявила Г. Кожокулова. По ее словам, «прозрачность работы НКО обеспечивается и сегодня».
Спикер же парламента Нурланбек Шакиев же призвал «ничего не бояться» при голосовании за поправки и исходить из безопасности страны. Поэтому или нет, но требуемое количество голосов было получено для одобрения законопроекта.
Автор данного законопроекта Н. Нарматова заявила, что ее «законопроект необходим, так как нет регулирования деятельности НКО и они не сдают отчеты». Она также сказала, что на сегодня «нигде не рассматривалась ответственность некоммерческих организаций». Хотя ещё три года назад по инициативе депутата Бактыбека Райымкулова внесены поправки в закон о некоммерческих организациях, согласно которым введены дополнительные формы отчетности для НКО. Однако, данное дело не было доведено до логического конца. Раз прозападные структуры – это абсолютное большинство некоммерческих/неправительственных организаций вольготно себя чувствуют.
Сами некоммерческие организации обеспокоены тем, что предлагаемые законопроектом новые требования по отчетности могут стать еще более обременительными по сравнению с действующими.
Так вот, НКО, в том числе их филиалы и представительства иностранных НКО, сдают регулярные отчеты в налоговую, Социальный фонд КР и органы статистики. Все отчеты предоставляются на основании следующих законов: Налоговый кодекс КР обязывает предоставлять все налоговые отчеты и единую налоговую декларацию.
Кодекс о неналоговых доходах — отчет о неналоговых платежах (например, сбор за вывоз мусора).
Закон «О государственном социальном страховании» — отчеты по социальным отчислениям.
Закон «Об официальной статистике» предписывает сдавать статистические отчеты.
Закон «О бухгалтерском учете» — финансовую отчетность.
Закон «О некоммерческих организациях» обязывает публиковать сводную информацию об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенных, используемых и отчуждаемых имуществах.
А также бухгалтерские отчеты: баланс (отчет о финансовом положении); отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; отчет об изменениях в капитале.
Кроме того, в соответствии с действующим Законом об НКО (статья 17), некоммерческие организации обязаны ежегодно до 1 апреля размещать на сайте Государственной налоговой службы (ГНС) информацию об источниках своих доходов и направлениях их расходования, а также сведения о приобретенных, используемых и отчуждаемых имуществах. Данное положение вступило в силу с 29 июня 2021 года и было принято в целях обеспечения прозрачности деятельности НКО.
Думается, что именно в последнем присутствует главная причина. За нарушение данной статьи наказаний до сих пор не было. Власти Кыргызстане не могут ничего предъявить в адрес США или Великобритании на вмешательства во внутренние дела республики. Остается давить на кыргызстанцев – сотрудников НКО/НПО, чтобы отвадить их нарушать законодательство. И отбить всякое желание у «гражданского сектора» что-либо говорить или критиковать власти. Тем паче – готовить очередной цветной переворот. А указанные даже новые штрафы для всех этих госдеповских структур – что слону дробина, заплатят и глазом не моргнут. Еще до объявления увеличения финансирования для поддержания этого так называемого «гражданского сектора» по различным прикидкам американцы тратили не менее $100 миллионов ежегодно или один процент от ВВП республики. А сегодня США и Великобритания объявили о удвоении-утроении финансирования для противодействия России и Китаю в регионе.
Как бы то ни было, предстоит еще два чтения законопроекта. Да еще и президент должен его подписать, чтобы закон вступил в силу. Время все противодействия еще имеется. Тем более, что «гражданские активисты» уже стали требовать от посольств стран Запада отказывать в получении виз тем депутатам, кто проголосовал «за» эти поправки. Или вводить персональные санкции. Что видно и повлияло на позицию Генпрокуратуры и Верховного суда Кыргызстана.
В общем, давление оказывается невиданное доселе. Поэтому автор законопроекта Нарматова попросила спикера дать протокольное поручение Госкомитету нацбезопасности (ГКНБ) провести проверку тех, кто призывает посольства отказывать в визе ей и её коллегам. Потому как указанные действия «гражданских активистов» можно расценивать как государственная измена.
Однако, есть еще одна подоплёка происходящего. Это уже борьба англичан с американцами за рост влияния в Кыргызстане. Потому как три года назад действующая власть пришла во многом за счёт именно активности британцев. «Островитяне» не пожелали делиться успехом третьей цветной революции с американцами. Теперь последние намерены добиться реванша. У них давно уже опробованная сила – это несколько тысяч НКО/НПО и около 50 тысяч их сотрудников. Поэтому пробританское лобби пытается помешать проамериканскому. Хотя, если при любом раскладе этим двум странам удастся накалить обстановку в Кыргызстане – в самом центре Евразии, участнице таких геополитических проектов как СНГ, ШОС, ОДКБ или ЕАЭС, то на «острове» либо за океаном будут довольны.
Анализируй в ВК https://vk.com/true_asian
Подписывайся на Телеграм https://t.me/kazan_bass
Читай новости на сайте https://asia-today.news/