Найти в Дзене
Клуб "АссистентЪ"

10 различных стилей лидерства: плюсы и минусы, отличительные характеристики

Оглавление

Когда мы думаем о различных типах лидеров, возникает соблазн разделить их всего на две категории: хорошие и плохие. Возможно, был тот бывший начальник, который заставил вас почувствовать поддержку и вдохновение. И, возможно, был еще один, который был настолько критичен, что заставлял вас задуматься, достаточно ли вы квалифицированы, чтобы справиться с послеобеденным кофе.

Существует множество стилей лидерства, которые по своей сути не являются хорошими или плохими — они просто разные. Все они имеют свои преимущества и недостатки, а также возможности их использования в определенных сценариях.

Что такое лидерство… на самом деле?

Закончите предложение: «Лидер – это…» Каков ваш ответ?

Важно признать, что лидерство дается не каждому. Если вы не любите лидерство…Не пытайтесь имитировать!
Лидерство - это личное дело. Прежде всего лидеры знают себя.
(Том Питерс “Лидерство”)

По сути, лидер — это тот, кто использует свои действия и поведение, чтобы влиять на других людей или направлять их. Это может означать кого-то, кто является назначенным руководителем отдела. Но не заблуждайтесь: наличие такого стажа не является обязательным условием.

Даже если вы не управляете командой ежедневно, вам все равно придется время от времени брать на себя роль лидера. Возможно, вы возглавляете важный проект или вам нужно провести встречу.

Это возможность для вас выполнить руководящую роль и стать примером. Это также моменты, когда ваши собственные лидерские качества и стиль всплывают на поверхность. Поэтому не списывайте эти подходы как нечто неприменимое к вам только потому, что вы не входите в топ-менеджмент.

10 различных стилей лидерства: плюсы и минусы

Эти стили основаны на открытиях нескольких известных исследователей лидерства (таких как Карл Левин, Бернард М. Басс, Роберт К. Гринлиф и других).

Однако, поскольку лидерство — это частично искусство, частично наука, имейте в виду, что разные эксперты могут определять эти стили немного по-разному.

1. Транзакционное лидерство

Лучший способ понять транзакционное лидерство — представить себе типичную транзакцию: я даю вам это, а вы делаете это взамен.

Транзакционные лидеры раздают инструкции членам своей команды, а затем используют различные вознаграждения и наказания.

Плюсы: устраняется путаница и догадки, поскольку задачи и ожидания четко обозначены лидером.

Минусы: Из-за жесткой среды и ожиданий творчество и инновации не развиваются.

Транзакционный стиль лидерства работает лучше всего, когда…

  • Вы возглавляете проект или процесс, который требует четкого руководства и не оставляет места для отклонений (например, соблюдения важнейших отраслевых правил).
  • Ваша команда очень мотивирована четкими указаниями и вознаграждениями.

2. Трансформационное лидерство

Опять же, в этом стиле руководства все заключено в названии: трансформационные лидеры стремятся изменить предприятия или группы, которыми они руководят, вдохновляя своих сотрудников на инновации.

Под руководством трансформационных лидеров у людей появляется масса автономии, а также достаточно простора для инноваций и нестандартного мышления.

Плюсы: лидеры способны установить высокий уровень доверия с сотрудниками и сплотить их вокруг общего видения или конечной цели.

Минусы: В компаниях, где ценят существующие процессы, такое желание что-то изменить может вызвать сопротивление.

Трансформационный стиль руководства работает лучше всего, когда…

  • Вам необходимо заручиться поддержкой или вызвать некоторый энтузиазм в связи с необходимыми изменениями в вашей команде или организации.
  • Вы осознали, что перемены должны произойти, но хотите узнать, как лучше всего это сделать.

3. Лидерство как служение

Такие лидеры действуют под девизом: сначала служи, а потом руководи.

Они направляют большую часть своей энергии на поиск способов помочь другим. Несмотря на то, что они являются прирожденными лидерами, те, кто следует модели лидерство-служение, не пытаются жестко контролировать свой статус или власть. Вместо этого они сосредотачиваются на возвышении и развитии людей, которые следуют за ними.

Плюсы: такой подход повышает моральный дух и приводит к высокому уровню доверия, что приводит к повышению производительности сотрудников и более позитивной корпоративной культуре в целом.

Минусы: Это сложно. Постоянное отодвигание собственных потребностей и приоритетов на второй план — это не то, что является второй натурой для большинства из нас.

Стиль руководства «служение» работает лучше всего, когда…

  • Вы вступаете в должность нового лидера команды или проекта, и вам необходимо сразу же завоевать доверие.
  • Ваша команда переживает трудные времена (будь то увольнения , организационные изменения, сложный проект или что-то еще) и ей необходимо чувствовать дополнительную поддержку.

4. Демократическое лидерство

Вы также можете услышать, что этот стиль руководства называют «руководством с участием». Лидеры этой категории управляют группами и проектами вроде… ну, демократии.

Даже если эти лидеры технически находятся выше в организационной структуре, они подчеркивают важность совместной работы и активно вовлекают свои команды в процесс принятия решений. Лидеры демократов ценят идеи и вклад других и поощряют совместное обсуждение.

Они не отдают приказы сверху, а вместо этого используют совместный подход к выполнению задач.

Плюсы: поощряются креативность и инновации, что также повышает удовлетворенность работой сотрудников и членов команды.

Минусы: Постоянные попытки достичь консенсуса в группе могут быть неэффективными, а в некоторых случаях и дорогостоящими.

Демократический стиль руководства работает лучше всего, когда…

  • У вас нет жестких сроков, и у вас достаточно времени, чтобы принять решение или определить лучший путь вперед.
  • Вы видите, что другие люди обладают знаниями и опытом в области, в которой у вас нет такого большого непосредственного опыта.

5. Авторитарное лидерство

Авторитарное лидерство существует на противоположной стороне спектра от демократического лидерства.

Такие лидеры считают себя обладателями абсолютной власти и принимают решения от имени своих подчиненных. Они диктуют не только то, что необходимо сделать, но и то, как эти задачи следует выполнить.

Плюсы: решения часто принимаются быстро и стратегически, и в результате команды не сбиваются с пути.

Минусы: Сотрудники могут чувствовать, что их игнорируют, ограничивают и – в худшем случае – даже подвергают насилию.

Авторитарный стиль руководства работает лучше всего, когда…

  • Вы столкнулись со сложным кризисом или трудным решением, которое требует сильного и уверенного руководства.
  • Вам необходимо отреагировать на неотложную ситуацию быстрым принятием решения.

6. Бюрократическое лидерство

Бюрократическое руководство действует, так сказать, «по правилам».

Например, бюрократические лидеры обладают иерархической властью — это означает, что их власть обусловлена ​​формальным положением или титулом, а не уникальными чертами или характеристиками, которыми они обладают.

У них также есть установленный список обязанностей, а также четко определенные правила и системы того, как они будут управлять другими и принимать решения. Им просто нужно следовать той дорожной карте, которая для них изложена.

Плюсы: здесь достаточно стабильности. Поскольку это систематизированный подход к лидерству, все остается неизменным, даже несмотря на кадровые изменения и другие изменения, которые грозят раскачать лодку.

Минусы: Очень заманчиво попасться в ловушку «мы всегда так делали». Такой подход может быть негибким и не оставлять места для творчества и идей сотрудников.

Бюрократический стиль руководства работает лучше всего, когда…

  • Вы столкнулись с ситуацией или процессом, который требует строгого соблюдения требований и внимания к деталям.
  • Вы руководите множеством рутинных, повторяющихся и предсказуемых проектов и процессов.

7. Лидерство в духе невмешательства

Французский термин «laissez-faire», который переводится как «оставь все как есть», и который довольно точно резюмирует этот подход к лидерству, основанный на невмешательстве.

Лидеры политики невмешательства предоставляют необходимые инструменты и ресурсы. Но затем они отступают и позволяют членам своей команды принимать решения, решать проблемы и выполнять свою работу, не беспокоясь о том, что лидер одержимо контролирует каждое их движение.

Плюсы: этот уровень доверия и независимости расширяет возможности творческих и целеустремленных команд.

Минусы: быстро могут возникнуть хаос и неразбериха, особенно если команда не организована и не обладает самостоятельным руководством.

Либеральный стиль руководства работает лучше всего, когда…

  • Вы возглавляете команду с высоким уровнем опыта, ответственности, организованности и целеустремленности.
  • Вы стремитесь способствовать большей автономии и творчеству в своей команде.

8. Харизматическое лидерство

Харизматические лидеры обладают притягательной личностью, а также большой убежденностью в достижении своих целей.

Вместо того, чтобы поощрять поведение посредством строгих инструкций, эти лидеры используют красноречивое общение и убеждение, чтобы объединить команду вокруг общего дела. Они способны четко изложить свое видение и воодушевить других достичь той же цели.

Плюсы: Харизматические лидеры очень вдохновляют и эффективны в привлечении всей группы к достижению общей цели.

Минусы: Из-за своей сосредоточенности на этих лидерах легко развить «туннельное видение» и упустить из виду другие важные проблемы или задачи, которые возникают.

Харизматический стиль руководства работает лучше всего, когда…

  • Вы выступаете в роли «лица» инициативы и несете ответственность за продажу идеи или предложения своей команде или другим сотрудникам организации.
  • Ваша команда сталкивается с большой неопределенностью и нуждается в лидере с высоким эмоциональным интеллектом.

9. Коучинговое лидерство

Лидер действует как – да, как вы уже догадались – тренер. Они идут рядом с людьми, которых возглавляют, чтобы предлагать руководство и наставничество, а не твердые указания или выговоры.

Лидеры этого типа вкладывают значительные средства в развитие других людей и свободно делятся своим временем, энергией и знаниями, чтобы помочь другим учиться, расти и совершенствоваться. Их представление об успехе заключается в том, чтобы помочь другим полностью реализовать свой потенциал.

Плюсы: такой стиль управления помогает лидерам укреплять доверие, что может повысить удовлетворенность сотрудников, их мотивацию, удержание и, конечно же, производительность.

Минусы: Этот подход требует много времени и усилий, особенно если вы возглавляете большую команду. Чтобы обеспечить такой уровень поддержки, требуется много часов и энергии.

Коучинговый стиль работает лучше всего, когда…

  • Вы приходите в организацию или команду, в которой много скептицизма и недоверия к руководству.
  • Вы признаете, что у людей есть навыки и ноу-хау, чтобы добиться цели, но им серьезно не хватает мотивации и вовлеченности.

10. Ситуационное лидерство

Считайте этот последний хамелеоном всех стилей руководства. Ситуационные лидеры очень гибки и адаптируют свой подход к конкретным обстоятельствам, в которых они находятся.

Как доказывают все вышеперечисленные стили лидерства, есть время и место для всех различных методов — не существует одного «лучшего» способа руководства по умолчанию.

Вот почему ситуативный стиль руководства так полезен. Это дает вам возможность внимательно читать ситуацию, адаптировать свой подход и руководить наиболее резонансным и эффективным способом.

Плюсы: отказ от общего подхода к лидерству означает, что лидеры могут обеспечить то, что их команда или ситуация больше всего требуют в данный момент.

Минусы: Чтобы сделать это хорошо, лидерам необходимо обладать хорошей ситуационной осведомленностью и эмоциональным интеллектом, чтобы понимать, чего требует конкретный сценарий. Это не всегда легко для лидеров, особенно если у них мало времени и они распылены.

Ситуационный стиль руководства работает лучше всего, когда…

  • Ваша команда постоянно меняется и развивается, будь то новый персонал, приоритеты или что-то еще.
  • Ваша команда состоит из разных и разнообразных личностей, которые имеют совершенно разные предпочтения, стили общения и реакции.

Какие стили руководства наиболее распространены?

Спросите разных людей, и вы обязательно получите разные ответы. Популярные и распространенные стили лидерства зависят от множества факторов, таких как отрасль, размер команды, текущие тенденции и даже более широкий экономический климат.

Например, спросите кого-нибудь из правоохранительных органов, и он, скорее всего, скажет вам, что лучше всего использовать транзакционное или бюрократическое лидерство. Но спросите кого-нибудь, кто работает в сфере технологий, и он, вероятно, скажет, что трансформационное лидерство является стандартом в их отрасли.

Несмотря на это, есть несколько стилей руководства, которые в последние годы получили больше похвал и известности, особенно потому, что сотрудники все больше жаждут гибкости, значимой работы и карьерного роста.
К этим стилям относятся: коучинговое лидерство, лидерство-служение, ситуационное и трансформационное лидерство.

Насколько сложно изменить свой стиль руководства?

Итак, вы ознакомились со всеми тонкостями описанных выше подходов, но что, если вы поняли, что хотите внести некоторые изменения? Возможно, вы определили себя как транзакционный лидер и хотите добиться большей трансформации или думаете, что могли бы включить больше лидерства-слуги в свой существующий стиль.

Хорошая новость: вы абсолютно точно можете изменить свой личный стиль руководства. Ключевым моментом является замена неэффективных привычек на новые, которые больше соответствуют стилю, которому вы хотели бы соответствовать, и «оставаться приверженными практике своего нового стиля и техники лидерства».

Например, если вы склонны к автократии и хотите внедрить больше демократических практик, попробуйте что-нибудь, что заставит вас отказаться от части власти, например:

  • Запрос второго мнения по поводу решения, которое вы принимаете.
  • Организуйте еженедельный мозговой штурм с вашей командой.
  • Попросите коллегу возглавить проект, с которым в противном случае вы бы справились в одиночку.

Помните, лидерство – это процесс обучения

Вот в чем дело: не существует такого понятия, как «идеальный» стиль руководства, потому что лидерство не подходит всем. У всех различных подходов есть свои преимущества и недостатки, и некоторые из них будут более эффективными в определенных сценариях.

Независимо от того, где, по вашему мнению, подходит ваш текущий стиль, вероятно, вы можете внести несколько изменений, чтобы стать еще более эффективным.

Как и все остальное, лидерство — это процесс обучения, и чтобы понять его правильно, требуется немного проб и ошибок.

В агентстве "АссистентЪ" мы понимаем, как важно понимать стиль руководителя при подборе персонала, особенно ассистентов. Переходите на наш Телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей!

Не бойтесь совершать ошибки. Будьте снисходительны к себе!

10 Most Common Leadership Styles (and Their Pros and Cons)