В минувшее воскресенье в столице закончился ХХVI-й Московский международный кинофестиваль. Некоторые его итоги подводит сегодня пензенский журналист Олег Ткачёв...
Если прошлый год ММКФ отмечал один юбилей (он был 25-м по счёту), то в этом году фестиваль проходил уже «под маркой» другой юбилейной даты – своего 45-летия ( в прежние годы он проходил раз в два года). И если ранее пресс-центр столичного форума располагался в большом здании Манежа, то сейчас, после известных событий, связанных с пожаром этого исторического памятника Москвы, он переместился в менее вместительный, но во все времена людный и насыщенный различными кинособытиями Дом кино. В дни работы фестиваля он, окрашенный в красные цвета эмблемы кинопраздника, являлся настоящим его «сердцем». Именно здесь журналисты получали аккредитацию и необходимые пресс-релизы, именно сюда приезжали его гости и участники на регулярные пресс-конференции и именно тут проводилась традиционная внеконкурсная «Российская программа». Причём, в этом году именно она являлась самой крупной – было представлено 103 художественных, документальных и анимационных картин как известных мастеров отечественного кино – Павла Чухрая, Валерия Тодоровского, Сергея Соловьева, Владимира Хотиненко, так и молодых дебютантов, среди которых, например, Алексей Герман-младший и Татьяна Воронецкая.
Весьма интересными и разнообразными были другие программы ХХVI-го Московского: «Русский след» (здесь представлены зарубежные картины, в которых отражены наши реалии), «Гала-премьеры» ( фильмы-победители последних крупнейших международных кинофестивалей), «Вокруг света» (картины, охватывающие различные направления мирового кино), «Национальные хиты» ( фильмы, пользующиеся особой популярностью у себя на родине)…
Самая же главная из программ ММКФ – конкурсная. В ней участвовало 17 картин, представлявших кинематограф России, Греции, Португалии, Испании, Германии, США, Швеции, Кореи, Эстонии и других стран мира. Как поделился со мной «главный отборщик» фильмов Московского фестиваля, а официально – его программный директор Кирилл Эмильевич Разлогов, в этом году на конкурс отобраны более «светлые, добрые и жизнерадостные картины», чем в прошлом. Среди них – сразу «три с половиной» российских: «Папа» Владимира Машкова, «Время жатвы» Марины Разбежкиной, «Свои» Дмитрия Месхиева и «Национальная бомба» (совместная работа российских и азербайджанских кинематографистов).
- Если вы помните, в прошлом году нас нередко упрекали за то, что в фестивальных картинах преобладает пессимистический настрой, - отметил Разлогов. - В этом году мы включили в программу комедийные и жизнеутверждающие сюжеты.
Определять лауреатов и победителей кинофорума было поручено международному жюри под председательством известнейшего английского кинорежиссёра Алана Паркера, автора таких, уже успевших стать культовыми, картин как «Полуночный экспресс», «Эвита», «Пинк Флойд: Стена»…
В состав жюри также входили: известная немецкая актриса Барбара Зукова («М. Баттерфляй»), польский актёр и режиссёр Ежи Штур ( «Любовные истории», «Дежа вю»), президент Европейской киноакадемии и продюсер Юмбель Бальсан (Франция), писатель Борис Акунин и киновед Армен Медведев.
Ну, и конечно же, в эти дни в столице наблюдался настоящий «звездопад». Самыми первыми из кинозвёзд, прибывших в Москву, стали создатели фильма «Убить Билла-2» во главе с самим Квентином Тарантино и исполнителем одной из главных ролей «того самого Билла» Дэвидом Кэррадайном.
Затем, уже через несколько дней, гости и участники ММКФ поздравили с очередным днем рождения легендарную голливудскую актрису Мэрил Стрип. Хорошим подарком к празднику стал почётный приз имени Станиславского – «Верю!», который она получила из рук Президента XXVI ММКФ Никиты Михалкова на торжественной церемонии его закрытия.
В этот же день, 27 июня состоялся праздничный банкет и в честь другой популярнейшей французской кинозвезды Изабель Аджани, которая также отметила здесь свой день рождения.
Именно в «десертную» группу кинозвёзд уже ближе к закрытию вошли неподражаемые и «роковые» женщины – Мэрил Стрип и Изабель Аджани. При этом звезда французского кино, «Королева Марго» Аджани прилетела в столичный аэропорт «Шереметьево-2» явно не в лучшем расположении духа, ведь накануне она серьезно поругалась с мужем, известным музыкантом Жаном Мишелем Жарром. Единственной паре москвичей, ярых поклонников актрисы, повезло больше всех. Изабель с радостью приняла букетик цветов от молодых парня с девушкой, а затем дала им заветный автограф. А вот с нашим братом журналистом она общаться отказалась, видно, достали её уже и на родине, – зачем в очередной раз бередить душу?..
Гостями Москвы в эти дни также были: англичанин Руперт Эверетт ( здесь состоялась премьера фильма с его участием «Иная лояльность»), югослав Эмир Кустурица ( этот известный режиссер и музыкант приезжал в столицу из Парижа под самый занавес кинофорума и получил один из самых почётных его призов – «За вклад в мировой кинематограф»).
Настоящим триумфом стал последний день кинофестиваля для создателей российской киноленты «Свои» режиссёра Дмитрия Месхиева. Эта картина была отмечена сразу тремя призами: «За лучшую мужскую роль» (Богдан Ступка), «За лучшую режиссёрскую работу» и, наконец, главной наградой ММКФ – «Золотым Георгием». И как здесь не порадоваться за наш российский кинематограф, ведь такого успеха до этого за всю историю ММКФ никогда не было!
...В жаркие фестивальные я решил связаться и с нашими известными земляками, узнать их отношение к этому большому празднику кино…
Увы, бурная творческая жизнь артиста не дала возможности оценить уровень представленных на фестивале кинолент ни Антону Макарскому ( он готовился к премьере своего нового спектакля «Аршин Малалан» в Московском Доме Молодежи), ни Евгению Куликову ( его бизнес-график и без того забит до отказа), ни Сергею Пенкину. Но о последнем из них – рассказ отдельный …
Дело в том, что как раз на фестивальные дни у «Золотого голоса России» выдались насыщенные съёмочные дни! Сергей Пенкин снимается в новом телесериале «Игра на выбывание». По жанру это триллер, а наш земляк в нём играет роль эстрадной звезды Олега Войцовского. Как заметил в разговоре со мной сам Сергей, сюжет фильма по напряженности и закрученности ни в чём не уступает знаменитой «Щепке», есть в нём и определённые «вариации» на тему детективных историй Агаты Кристи. Режиссёр сериала Вадим Шмелёв, а премьера на канале «НТВ» состоялась в ноябре.