Найти в Дзене

Информационные технологии

Информационная технология - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). 1. Понятие и сущность информационных технологий Информационная технология – комплекс методов, подходов, стандартов и инструментальных средств, используемых для создания, поддержки и применения компьютерных систем какого-либо класса в некоторой среде функционирования. В понятие информационных технологий входят: - технические устройства и вычислительная техника, - методы передачи данных и информации (напр., компьютерная сеть или канал связи). Информационные технологии осуществляют определённые функции. Их используют для осуществления работы с информацией и данными. В частности, осуществляют: сбор данных, накопление данных, обработку информации, хранение информации, предоставление информации, распространение данных. С помощью информационных технологий также созд

Информационная технология - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

1. Понятие и сущность информационных технологий

Информационная технология – комплекс методов, подходов, стандартов и инструментальных средств, используемых для создания, поддержки и применения компьютерных систем какого-либо класса в некоторой среде функционирования.

В понятие информационных технологий входят:

- технические устройства и вычислительная техника,

- методы передачи данных и информации (напр., компьютерная сеть или канал связи).

Информационные технологии осуществляют определённые функции. Их используют для осуществления работы с информацией и данными. В частности, осуществляют: сбор данных, накопление данных, обработку информации, хранение информации, предоставление информации, распространение данных.

С помощью информационных технологий также создают данные, а ещё управляют разными бизнес-процессами в компаниях.

Для этого используются такие информационные технологии, как, например, базы данных, экспертные системы, системы поддержки принятия решений и др [5, c.103].

Как и все технологии, информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых технических средств, разработка новых концепции, методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Основные признаки деления информационных технологий:

По виду задач и процессов обработки информации:

1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

По проблемам, стоящих на пути информатизации общества:

1-й этап (до конца 60-х гг.) — характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) — связывается с распространением ЭВМ серии IВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии меж организационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

- выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

- организация доступа к стратегической информации;

- организация защиты и безопасности информации.

По преимуществу, которое приносит компьютерная технология:

1-й этап (с начала 60-х гг.) — характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основная проблема на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) — связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) — связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество [1, c.69].

Стоит отметить, что используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться разные программные среды.

Итак, информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

- иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами [5, c.108].

Таким образом, информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

2. Классификация информационных технологий

В основу классификации информационных технологий могут быть положены следующие классификационные признаки, позволяющие выделить из множества возможных отдельные группы информационных технологий.

1. По назначению и характеру использования, в связи с тем что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, можно выделить два основных класса информационных технологий: обеспечивающие и функциональные информационные технологии.

Обеспечивающие информационные технологии – это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в разных предметных областях для решения широкого круга задач работы с различными видами информации. Эти технологии зависимы от вида обрабатываемой информации (алфавитно-цифровая, табличная, графика, аудио, видео, виртуальная реальность). К ним можно отнести технологии текстовой обработки, табличной обработки данных, работы с базами данных, мультимедийными продуктами, распознавания символов, телекоммуникации, обеспечения информационной безопасности и защиты информации, разработки программного обеспечения и т.д. Обеспечивающие технологии могут базироваться на совершенно разных аппаратных и программных платформах. Поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции, которая заключается в необходимости приведения различных информационных технологий к единому стандартному интерфейсу. Примером тому могут, например, служить офисные пакеты MS Office и Open Office, которые, несмотря на естественные различия, во многом функционально идентичны.

Функциональные информационные технологии – это технологии, реализующие типовые информационные процессы для решения задач в конкретной предметной области и базирующиеся на соответствующих обеспечивающих информационных технологиях. Предназначение функциональных информационных технологий – автоматизация производственной деятельности специалистов в предназначенной сфере. Иначе говоря, такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий, и представляет собой функциональную информационную технологию [2, c.113].

Таким образом, обеспечивающие и функциональные технологии находятся во взаимосвязи, например обеспечивающие технологии создания текстовых документов, анализа данных в электронных таблицах и т.д. могут служить основой для функциональных информационных технологий: финансовых, офисных, образовательных, промышленных и т.п.

2. В качестве классификационного признака может быть использован тип пользовательского интерфейса, предопределяющего возможности пользователя по доступу к информационным и вычислительным ресурсам при реализации информационных процессов в ходе решения пользовательских задач. Под пользовательским интерфейсом понимают совокупность инструкций, правил и программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Тип пользовательского интерфейса зависит как от типа операционной системы (однопрограммная, многопрограммная, многопользовательская, сетевая), так и от технологий обработки информации вычислительной системой. Применение этого классификационного признака позволяет выделить следующие типы информационных технологий.

Пакетные информационные технологии характеризуются тем, что информационные процессы осуществляются в заранее определенной последовательности и не требуют вмешательства пользователя. В этом случае задания или накопленные заранее данные по определенным критериям объединяются в пакет для последующей автоматической обработки в соответствии с заданными приоритетами. Пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета, его функции ограничиваются подготовкой исходных данных по комплексу задач и передачей их в центр обработки. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте и представлению отчетности в строго формализованном виде.

Диалоговые информационные технологии предоставляют пользователям неограниченную возможность интерактивного взаимодействия с информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Эти технологии предполагают отсутствие жестко закрепленной последовательности операций преобразования данных и активное участие пользователя, который анализирует промежуточные результаты и вырабатывает управляющие команды в процессе обработки информации.

Если однопрограммные операционные системы (например, MS DOS) позволяют организовать либо пакетную, либо диалоговую информационную технологию, то многопрограммные операционные системы (например, семейства Windows) могут совмещать их применение.

Сетевые информационные технологии обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи. Они реализуются сетевыми (многопользовательскими) операционными системами, обеспечивающими как сетевые, так и пакетные и диалоговые информационные технологии. В этом случае у пользователей появляется возможность использования данных, накопленных на других рабочих местах, перераспределения вычислительных мощностей между процессами решения различных функциональных задач, а также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями.

3. По способу организации сетевого взаимодействия выделяют такие виды информационных технологий, отличия которых заложены способом коммуникаций. С учетом общепринятой иерархической классификации сети делятся на три основных класса, инвариантно которым строятся и соответствующие информационные технологии:

• локальные (LAN – Local Area Network);

• региональные(MAN – Metropoliten Area Network);

• глобальные(WAN – Wide Area Network).

Информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей представляют собой систему взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов – аппаратных, программных, информационных. Они позволяют перераспределять вычислительные мощности между пользователями сети в зависимости от изменения их потребностей и сложности решаемых задач и обеспечивают надежный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам сети.

Построение информационных технологий на базе многоуровневых сетей заключается в представлении архитектуры создаваемой сети в виде иерархических уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления на каждом уровне.

Информационные технологии на базе распределенных сетей обеспечивают падежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры. Этот способ организации сетевого взаимодействия ориентирован па реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.

4. Облачные вычисления (от англ. cloud computing), так же как и сетевые, – технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Облачные вычисления основаны на известных ранее технологиях, но до середины 2000-х гг. сфера их применения оставалась ограниченной, а потенциал – нераскрытым. В настоящее время завершается ранний этап развития облачных технологий, который характеризуется новаторскими экспериментами и неустойчивостью бизнес-моделей.

Несмотря на то, что облачные вычисления как термин приобрели известность лишь в 2007 г., они имеют довольно долгую историю. Практически все технологии, которые сегодня входят в состав облачной парадигмы, существовали и раньше, однако на рынке не было предложений, которые бы объединяли перспективные технологии в едином коммерчески привлекательном решении. И только в последние четыре-пять лет появились публичные облачные сервисы, благодаря которым эти технологии стали, с одной стороны, предельно доступны разработчику, а с другой – предельно понятны для бизнеса.

Одной из наиболее существенных технологических новаций, лежащих в основе облачных вычислений, являются технологии виртуализации. На начальном этапе виртуализация понималась преимущественно как возможность развернуть нужное количество виртуальных серверов на собственном оборудовании, затем стала превалировать идея аренды виртуальных серверов на чужом оборудовании – в этом заключается суть облачных предложений класса «инфраструктура как сервис». Преимущества такой аренды очевидны: не нужно покупать физическое оборудование и обеспечивать его обслуживание.

5. По виду предметной области информационные технологии подразделяются в соответствии с содержанием решаемых задач: бухгалтерского учета и аудита, банковской, налоговой или страховой деятельности и т.п [3, c.92].

Таким образом, классификация информационных технологий необходима для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Заключение

Итак, в современном мире появилось много новых явлений и видов деятельности. В их число входят информационные технологии, с которыми как профессионалы, так и не профессионалы в этой области сталкиваются ежедневно. Это понятие в настоящее время на слуху у всех.

Информационная технология – это совокупность методов производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распределение и отражение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Целями информационной технологии являются качественное формирование и использование информационного продукта в соответствии с потребностями пользователя.

Список литературы

1. Акперов И. Г. Информационные технологии. - М.: Инфра-М, 2022. - 104 c

2. Ниматулаев М.М. Информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2021. – 396 с.

3. Рагулин П.Г. Информационные технологии. – М.: ЮНИТИ, 2019. - 208 с.

4. Советов Б. Я. Информационные. – М.: Юрайт, 2023. - 327 с.

5. Хлебников А.А. Информационные технологии. - М.: КНОРУС, 2022. - 466 с.