Вивьен Изабель Суайр родилась в рабочей семье, она с детства была рукастой (позже она говорила, что в пять лет, пожалуй, могла бы смастерить пару туфель), много читала и интересовалась искусством. Когда в 1958 году семья переехала из деревни Тинтвисл (графство Чешир) в Северный Лондон, Вивьен поступила в художественную школу, но проучилась там только один семестр. Ей нужна была профессия, которая сможет ее прокормить, поэтому она окончила педагогическое училище и несколько лет работала учителем рисования в подготовительной школе. Деревенская девочка, Вивьен была очарована Лондоном, у нее появилось много друзей, и вместе они ходили в пабы и танцевальные залы. В 1962 году двадцатиоднолетняя Вивьен познакомилась на танцах с красавчиком Дереком Вествудом. Он был подмастерьем на фабрике по производству стиральных машин и пылесосов, но мечтал стать пилотом гражданской авиации.А еще — носил мохеровые костюмы. «Помню, Дерек очень хорошо одевался, — вспоминал потом брат Вивьен Гордон. — Он заходил за Вивьен, и они оба выглядели великолепно». Скоро они поженились — Вивьен сама сшила себе платье и смастерила аксессуары к нему (она будет вспоминать: «Платье даже не было дошито. Оно все было в булавках и толком не доделано. Но в церковь я успела вовремя. Уф!»). В этом браке у пары родился сын Бен, но союз не продлился долго. Хотя Вивьен и Дерек ладили, в глубине души она понимала, что ищет другого: новых интеллектуальных и культурных открытий и того, кто решит разделить их с ней.
Королева панка
В 1965 году Гордон привел в квартиру к сестре 19-летнего художника. У него были рыжие волосы и лицо, выбеленное тальком. Его звали Малькольм Макларен. Будущий менеджер панк- группы Sex Pistols, он считал себя гением и крестным отцом панка. И хотя Вивьен оставила (и прославила) фамилию бывшего мужа, знакомство с Маклареном положило начало одному из величайших творческих союзов в истории моды и культуры в целом.
Они быстро съехались, Вивьен родила второго ребенка, мальчика по имени Джозеф. Но эти отношения не были простыми. Макларен был бунтарем. Эксцентричная бабушка с детства внушала ему, что быть хорошим — просто скучно, и он отчаянно выступал против всех норм и правил, не признавал авторитетов и ненавидел несогласных. Он даже не хотел, чтобы его называли отцом, и пришел навестить Вивьен только на шестой день после родов. Вивьен была другой. Она выросла в счастливой семье, но взрослела оторванной от культурной среды, и Макларен стал ее проводником: он познакомил ее с искусством и музыкой, политикой и социальной повесткой. Тогда, на рубеже 1960–70-х годов, по всей Великобритании, но особенно в Лондоне, появились новые музыканты, художники, дизайнеры. И открывались новые магазины, которые стремились продать им что-то, связанное с их увлечениями, — это была в первую очередь культурная среда, а уже во вторую коммерческие предприятия.
Эта среда в середине 1970-х годов породила Sex Pistols — бунтарей, к тому же восстающих против хиппи, которых Макларен ненавидел. Он стал менеджером и идейным вдохновителем группы. Вивьен разработала стиль одежды музыкантов. Всерьез увлекшись дизайном, она открыла магазин на Кингс-роуд, который назвала «Let It Rock». Он дважды менял название. В 1973–1974 годах это был «Too Fast To Live, Too Young To Die», а в 1974–1976 — просто «SEX». Надпись пульсировала огромной розовой вывеской, но еще больше шокировал ассортимент: футболки, изрезанные и исписанные от руки, швы наружу, показывающие конструкцию вещи, куртки со свастикой и распятиями, порнографические принты и цепи. Все бунтари Лондона хотели себе эти вещи.
Чопорная английская пресса была в ярости, родители Вивьен — шокированы. Хотя они продолжали поддерживать дочь (в том числе финансово), они ненавидели Макларена. В начале 1980-х годов, сразу после запуска первой совместной коллекции одежды, пара разорвала личные отношения. И хотя пять лет после этого они еще работали вместе, Вивьен уже начала прокладывать свой собственный путь. У себя в квартире, на маленькой швейной машинке, она отшивает первые вещи собственного бренда одежды, Vivienne Westwood. Вдохновившись елизаветинским стилем, она миксовала старинные корсеты и кринолины с цепями и английскими булавками — элементами панк-одежды.
В отличие от Макларена (спустя годы он назовет себя аферистом, для которого бунт был не более чем маркетинговым трюком), Вивьен Вествуд всегда смотрела глубже. Она жаждала, что новое поколение восстанет против старого мирового порядка, и использовала моду как оружие. В конечном счете она разочаровалась и даже хотела бросить шить. «Мы бунтовали против всего, что не принимало наше поколение, — будет потом говорить Вествуд. — Но бунтарство затухло, и больше неоткуда было черпать силы». Но, конечно, она нашла новый источник.
Англомания, историзмы и активизм
Еще во времена магазина «SEX» Вивьен Вествуд носила футболку с портретом Елизаветы II с обложки альбома Sex Pistols «God save The Queen» — верхняя губа королевы была проколота булавкой. Задумав собственный бренд, она выбрала в качестве лейбла изображение королевской державы.Англомания и историзм стали для нее новым вдохновением.
Поворотный момент в карьере дизайнера — 1985 год, когда ВивьенВествуд представила свою коллекцию
весна-лето Mini-Crini. Так называлась не только коллекция, но и ее бриллиант — культовое платье, вдохновленное Викторианской эпохой, но куда более сексуально раскрепощенное. Юбка имитировала подъюбник, который дамы носили под одеждой. С легкой руки Вивьен Вествуд нижнее белье как часть повседневной одежды вошло в моду.
Продолжение можно прочитать в журнале