Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Мгновение счастья

Оглавление

Борис Аверин

Фото из интернета
Фото из интернета

Иллюзии перевёрнутого полёта до 95 процентов
заканчиваются катастрофами.
Из иностранных источников информации.



   Вышел из атаки. Высота восемь тысяч метров. В процессе разворота на лобовом стекле пропала индикация прицела. Условный противник уничтожен.

   Выключаю ненужное оборудование. Получаю с командного пункта курс и высоту возвращения на свой аэродром. Включаю режим «возврат». Снижаюсь. Вверху огромная луна. Она, как яркий белый шар, освещает облака, далеко, внизу. Они имеют пепельный цвет и раскинулись безбрежным морем. Нет ни одного островка огоньков, светящегося на земле.

   Со снижением самолёта облачное море становится ближе. Уже различаются его волны. Они застыли, будто на фотографии. Самолёт сближается с ночным пейзажем облачного моря. Верхушки застывших волн имеют разную высоту. Некоторые, наиболее высокие, «лижут» самолёт. Отдельные, перекатываются через него, а другие совсем низкие, далеко внизу.

   Оказавшись совсем низко над безбрежным небесным, ночным морем, зримо ощущаю скорость полёта. Вижу быстрое, порой мгновенное, приближение верхушек волн. Что-либо рассмотреть уже невозможно. Мелькание, мелькание и, вот пепельная поверхность моря поглотила самолёт.

   Теперь всё внимание только приборам. Что бы сохранять заданный режим полёта, читаю их в строго определённой последовательности. В зависимости изменений показаний, плавно и точно действую ручкой управления, рычагом управления двигателем.

   Чем больше теряю высоту, тем плотнее становятся облака. Занимаю высоту четыре тысячи, выпускаю крыло, и попадаю в темноту моря, которое только что было пепельным. Белый шар луны, освещающий облачное море сверху и мою кабину, стал тусклым, размытым.

   Выполняя команду с земли для вывода самолёта в точку начала захода на посадочный курс, разворачиваюсь влево с креном тридцать градусов. Блёклая луна, которая теперь висит в облаках, начинает вводить меня в заблуждение. На авиагоризонте крен тридцать градусов, но ощущаю его, значительно большим. Мне кажется, что я «лежу» на левом боку.

   Понимаю — это иллюзия. Ложное восприятие реального положения самолёта. Борюсь с иллюзией напряжением и расслаблением мышц тела. Пилотирую, строго доверяя не ощущениям, а приборам.

   В процессе снижения до высоты три тысячи восемьсот метров, луна тускнеет и пропадает. Её свет не может пробить толщу облаков. В кабине полная темнота. Стрелки приборов освещены слабым зелёным светом.

   На посадочном курсе, в процессе тридцатисекундной горизонтальной площадки, выпускаю шасси и закрылки. Начинаю снижение. Как всегда, точно сохраняю заданный режим полёта. Контролирую обороты двигателя, прибор расположен в правом, верхнем углу приборной доски. Переношу взгляд на авиагоризонт. Всматриваюсь в его показания и сомневаюсь. Мои ощущения низа и верха, в привычном понимании, не совпадают.

   Я ощущаю давление плечевых ремней, будто вишу вниз головой. Подробно рассматриваю на авиагоризонте положение силуэта самолёта относительно чёрного и голубого цветов. Всё соответствует «прямому полёту».

   Мне кажется, что нахожусь в положении вниз головой!  Ужас!  Страх овладел мной.

   Заставляю себя осознать, что у меня иллюзия перевёрнутого полёта. Необходимо рулями действовать «наоборот»!  Справлюсь - ли?

   Мне хочется перевернуть самолёт. Понимаю, что лететь нужно так, вниз головой, что мне предстоит постоянная борьба с собой. Не верить ощущениям, верить приборам!

   Это требует больших моральных сил, чтобы стрелки приборов устанавливать в соответствие нужного режима полёта. «Я беру себя в руки». Успокаиваюсь. Понимаю, что нормальное завершение полёта может быть при моём хладнокровии.

   Пока разбирался с показаниями авиагоризонта, несколько секунд не контролировал вертикальную скорость. Она стала на пять метров меньше необходимой, чтобы быть на заданной глиссаде снижения.

   Требуется её увеличить. По ощущениям, я должен ручку управления «брать на себя», а нужно «отдавать от себя». Кроме того, руководитель зоны посадки информирует меня об уклонении вправо.

   Размышляю, — может быть, ветер начал сносить самолёт с изменением высоты, а возможно, я, не вольно, создал крен, за счёт чего самолёт уклоняется с глиссады?
Начинаю думать: куда отклонять ручку управления для исправления вертикальной скорости и направления. Я должен делать всё наоборот своим ложным ощущениям.

   Стали очень яркими отблески на фонаре кабины от мигания бортовых аэронавигационных огней. Они мигают по очереди, с большой частотой, слева ярким красным цветом, справа зелёным.

   — Ближе к земле облака становятся плотнее, — промелькнула мысль. Отблески - дополнительная помеха. Рассеивают внимание. Нужно выключить огни! 
Выключаю их, думая о том, что после прохода дальней приводной радиостанции, не забыть - включить.

   Считывая показания приборов и получая команды с земли на изменение режима полёта, стараюсь быстро думать: в какую сторону отклонять ручку управления. Раньше на принятие таких решений уходили доли секунд.

   Отмечаю в мыслях, что так «грязно», как сейчас, никогда не летал. Всегда «по нулям». Сейчас чистота выдерживания режимов не «блещет» качеством.

   Чем ближе к земле, тем моё напряжение больше. С высоты четырёхсот метров, периодически, смотрю вперёд через лобовое стекло фонаря кабины. Впереди темнота. Пока я в облаках. Борьба с самим собой продолжается.

   При очередном взгляде вперёд: вижу размытую прямую линию и коридор из красных огней.

   — Подхожу к аэродрому, — думаю с облегчением, — Скоро мучение закончится.
Видимые огни выше моей головы! Судя по их положению, самолёт, действительно, летит вверх колёсами! — Промелькнула мысль.

   Пилотирую снова только по приборам, зная из опыта – переходить на визуальное пилотирование нужно, только, при уверенной видимости посадочной полосы.
Высота 200 метров, приборы и слуховая индикация сигнализируют о проходе дальней приводной радиостанции.

   Проверяю: положение крыла, выпущены - ли шасси и закрылки. Включаю посадочную фару. Докладываю по радио и смотрю вперёд. Вижу огни посадочной полосы и жёлтые пятна от включённых посадочных прожекторов. Всё это, как всегда!

   Восторг охватил меня! — Я привёл крылатую машину в нужное место, и, сейчас, будет обычная посадка, каких, были тысячи. Включил ранее выключенные бортовые огни.

   Я торжествовал победу над страхом, который испытал в первые секунды опасной ситуации. Я победил ощущения, которые могли создать   катастрофическую ситуацию. Моё сознание торжествовало победу над собой! Это было мгновение счастья!

   После заруливания, поблагодарил техника самолёта. Подошедшему командиру полка, на вопрос: «Как перехват?» Ответил: «Нормально». На часах был третий час ночи.

   Командир сопроводил меня в гостиницу. Я попросил его, чтобы самолёт L- 39, на котором я прилетел в учебно - боевой полк самолётов МиГ – 23 м, был готов к перелёту завтра, к девяти.

   Устраиваясь на ночлег, подумал: «Перед ночными полётами, нужно обязательно, отдыхать».

Мгновение счастья (Борис Аверин) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Борис Аверин | Литературный салон "Авиатор" | Дзен