Когда родитель ругает ребенка за плохие оценки, он ругает себя. Я, типа, не дотягиваю. Как же я пойду на собрание? Мне стыдно за то, что мой ребенок троечник.
Между прочим, из троечников вырастают прекрасные бизнесмены. Троечники лучше всех адаптируются к жизни. Потому что у троечника есть возможность сохранять ресурс и затрачивать его на учебу ровно столько, чтобы получить положительную оценку. Это максимально адаптивный механизм. Я уверена, что 90% процентов школьников могут учиться на пятерки. Просто они экономят ресурс для других, более важных с их позиции, дел.
Ну а если вы видите, предположим, что ребенок ленится, тогда ему можно обозначать последствия. Но вот ругать за плохие оценки не нужно! Можно, например, сказать: «Да, ты можешь не учиться. Но если закончишь триместр без двоек, у тебя будет такая-то сумма в месяц. Закончишь без троек, будет такая-то сумма в месяц. Закончишь учебный год на одни пятерки – купим тебе новый ноутбук».
Важно только принять тот факт, что если вы обозначаете, что ребенок может не учиться, он может не учиться! И он может выбирать – остаться без интернета, без карманных денег, без ноутбука… Запомните это: ребенок может выбирать! А вот показывать, что он не дотягивает – «Если будешь получать двойки, не подходи ко мне!» – категорически нельзя. Отвержение – самое страшное для ребенка!
Но как не ругать ребенка за плохие оценки, когда ты понимаешь, что его учеба вовсе не интересует?
А должна ли она его интересовать? Разве вы пишете годовой отчет, потому что он сильно вас интересует? Нет, потому что вам не заплатят деньги, если не будет отчета! Ищите у ребенка мотивацию, материальную или нематериальную.
Всегда есть крючок, за который можно зацепиться относительно учебы. Практически нет детей без цели. Тех, кто круглосуточно сидят в аниме-мультиках, можно зацепить за какой-нибудь японский язык или за монтаж. Тех, кто сидят в видеоиграх, можно зацепить программированием. Дети всегда хотят кем-то стать. И можно мотивировать на учебу через желание кем-то стать.
Если ребенок плохо знает математику, вполне вероятно, что он хорошо будет читать, а впоследствии и писать. Если ребенок сидит в аниме-мультиках, дайте ему изучать японский язык. Возможно в этом его будущее.
«Беда, беда! – говорит мама. – Мой сын целый день играет в волейбол и вообще не учится».
Да дай Бог ему здоровья на тройки закончить школу. Вырастет, будет великим волейболистом, деток будет тренировать и говорить: «Я такой благодаря моей маме. Потому что она не заставляла меня математику на пятерки учить. Я в математике не в зуб ногой, зато смотрите как я играю в волейбол».
Друзья, не реализуйтесь за счет своих детей! И не награждайте их травмами отвержения! Дайте им быть собой и собирать свою коллекцию ошибок
Александра Изюменко,
клинический психолог,
основатель клуба для родителей подростков «ЛОЗА»