Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны (1958, Италия, комедия): Ограбление по-итальянски

Описывая жизнь воров, Моничелли снимает народную по духу комедию, к героям которой сложно относиться плохо. Потому что любые их действия приводят к поражениям и неудачам. В этом плане фильм гораздо предпочтительнее, чем какой-нибудь там "Воробей" Джонни То или другое пафосное кино про щипачей-ловкачей.

Фабула фильма, в целом, такова: пожилого вора Козимо сажают в тюрьму. Он ищет того, кто взял бы вину на себя, поскольку у него зреет "клевое дело": он знает один ломбард, в котором можно легко взять сейф. Приятели Козимо готовы взять вину на себя, тем более, что он предлагает за это сотню тысяч лир, но у всех – судимости.

Кадр из фильма "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958)
Кадр из фильма "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958)

Тогда они находят еще одного своего приятеля, боксера-неудачника Пепе (роль В. Гассмана), у которого судимостей нет. Но вопреки ожиданиям, Пепе сажают, а Козимо – не выпускают. За короткое время отсидки Пепе хитростью выманивает у Козимо подробности дела, получает год условно и выходит на волю, где вместе с приятелями Козимо намеревается провернуть дело с сейфом самостоятельно.

На экране – череда разноплановых характеров. Эмоциональность этого фильма четко схвачена в советском пародийном мультике
"Ограбление по-итальянски".

Марчелло Мастроянни играет чувака, жену которого засадили за решетку, и ему приходится самостоятельно возиться с младенцем. Еще один чувак ворует детскую коляску, продает ее за четыре тысячи лир и три зонтика. На вопрос, зачем ему три зонтика, отвечает, что его мать теряет вещи. Потом выяснится, что он вырос в сиротском приюте, и там у него – "три матери" (ну почти как в трилогии Ардженто :)).

Кадр из фильма "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958)
Кадр из фильма "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958)

Наконец, на экране появляется ветеран итальянской комедии Тото – в роли матерого медвежатника, которого стебут дети. Герои фильма – хипстеры и лузеры, которым не посчастливилось жить в эпоху экономического упадка.

При этом фильм весел и жизнерадостен, как и те другие редкие фильмы Моничелли, что мне доводилось видеть. Режиссер не лакирует действительность, однако же обходится без упрёков, снимая душевное, импульсивное и очень смешное кино. Очевидно, что здесь он следует традициям неореализма.

В какой-то мере это касается и работы с актерами. Например, Тиберия Мурджио он нашел прямо на улице, привел его на студию Cinecitta и настоял, что физиономия этого парня и его повадки идеально подходят к "характерной" роли вспыльчивого сицилийца, прячущего дома родную сестру (Клаудию Кардинале).

Кадр из фильма "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958)
Кадр из фильма "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958)

Не исключаю и такого расклада, что творческая манера Моничелли повлияла на создателей отечественного хита "Джентльмены удачи". Хотя, конечно, итальянский фильм более плотный, более насыщенный.

Оценка: 8,5 из 10.

Режиссер: Марио Моничелли.
Сценарий: Сузо Чекки Д’Амико, Адженоре Инкроччи, Марио Моничелли, Фурио Скарпелли,
Оператор: Джанни Ди Венанцо,
Композитор: Пьеро Умилиани.

В главных ролях:
Марчелло Мастроянни, Витторио Гассман, Меммо Каротенуто, Розанна Рори, Тото.
В ролях: Клаудиа Кардинале, Карла Гравина, Карло Пизакане, Тиберио Мурджа, Джина Ровере, Джина Амендола.

Интересные факты о фильме:

  • На основе фильма Боб Фосс поставил бродвейский мюзикл "Большая сделка".
  • Первоначально продюсер Гримальди не хотел брать Витторио Гассмана на роль бывшего боксера, так как актер был слишком элегантен.
Кадр из фильма "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958)
Кадр из фильма "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958)

Читайте также на моем канале: