Найти тему
Дневник М и Ко

Педагогическая задачка - "Если учителям дать разные условия ..."

Оглавление

Вот такая педагогическая задачка:

Взяли двух учителей и поместили их в школу в разные кабинеты.

В каждый кабинет также добавили учеников (примерно одинаковых по возможностям).

К примеру, это будут учителя истории, а вести они будут, соответственно, уроки истории.

Тема урока - "Отмена крепостного права". Всё понятно, всё культурно, всё знакомо.

Но есть условие:

А условие такое. Первый учитель имеет в своем распоряжении интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, акустическую систему, учебники, доску, указку и мел.

Второй учитель имеет только доску, указку, мел и мокрую тряпку.

Внимание вопрос?

Повлияет ли это условие на качество объяснения и проверки усвоения материала? Качество можно будет проверить, к примеру, методом опроса или тестирования учеников.

***

Я могу дать свой ответ. Всё будет зависеть только от учителя (а вводных данных по учителю не было).

Профессионал - даст знания любым доступным способом. Не очень большой профессионал - не сможет дать знания доступным способом.

Но что такое доступный способ?

А вот это самое интересное.

Смотрите, значит. Если на этом уроке будет присутствовать какая-то "комиссия" в лице различных дяденек и тётенек в кожаных сапогах, то они в большинстве случаев они скажут:

- Первый учитель - молодец! Он так интересно рассказал материал, показал нам видеоролик, слайды, иллюстрации. Даже мы всё поняли. Вот за такими специалистами будущее. Они знают, как можно использовать научно-технический прогресс в обучении. Дай пять, братюня!

Правы ли они?

С точки зрения высоты их каблуков - они совершенно правы.

Но что скажет человек, которые много работал с детьми?

Наверняка он скажет:

- Тут не всё так однозначно.

А мы вспоминаем, что главное внимание на уроке - на детей.

Какая цель у учителя? Дать материал таким образом, чтобы все дети (все дети) усвоили новую информацию не только до следующего урока, но и на будущее.

А это сделать очень сложно. И вот здесь уже всё зависит от учителя - от его тактики.

Такой вопрос задам взрослым:

Что важнее - знать дату отмены крепостного права или же знать особенности этой "отмены"?

Тот, кто помнит дату и не помнит особенности - он ничего не знает.

Тот, кто не помнит дату, но хотя бы помнит императора и особенности - он уже знает.

Я так считаю.

Дату можно забыть, если она нигде в жизни больше не встречается (лично я считаю, что 1861 запомнить очень легко - через 100 лет Юрий Гагарин полетел в космос). А вот если ты запомнил нюансы и соотнес их с поэмой Некрасова, то тогда ты молодец. Эти знания уже точно не забудутся.

А компьютерные технологии?

По своему опыту скажу, что они дадут такой же эффект, если бы их и не было.

Мультимедийная установка - это на уроках истории очень хорошо. К примеру, можно вывести демонстрацию карты, на которой удобно показывать объекты указкой.

Всегда же на уроки приносили бумажные плакаты, карты, вывешивали их на доску. Умение ориентироваться в исторической карте - это очень важное умение.

Также можно вывести слайды, на которых могут быть запечатлены артефакты из прошлого (связанные с темой), иллюстрации.

Но есть грань. Чуть задержался с демонстрацией - потерял время.

Не забываем, что многие ученики (особенно мальчики) воспринимают лишь один вид информации - либо зрительную, либо звуковую.

Это видно по детям.

Идет учитель по рядам и рассказывает о произведении Павла Бажова, в котором есть связь с реформой - дети внимательно слушают, так как события были буквально "за огородами". Они тут же понимают нюанс и улыбаются.

Учитель не стоит на месте. Он показывает указкой куда-то в окно:

- А вот там ..., - продолжает он.

Дети смотрят в окно и ждут продолжения, а не окончания урока.

А дальше? Дальше начинается самое интересное.

Тем временем учитель с компьютерными технологиями демонстрирует фрагмент научно-популярного фильма, который наверняка бы был интересен взрослым людям.

Но не детям.

Взрослые ему скажут: "Одобряем". Дети будут грызть ручку.

В моем далеком детстве из всех чудес технической мысли на уроке был киноаппарат. Раз в год кто-нибудь из учителей устраивал "таинство". Нас собирали в кабинете, где на окнах висели черные тряпицы. Посередине стоял киноаппарат. Выключался свет, начинался процесс.
И вот тут мы не столько смотрели на экран, сколько сидели завороженные. Это ведь какие чудеса! Бобины крутятся, пленка бежит, киномеханик объясняет, мол, 24 кадра в секунду, голос звучит. Ну, и на экране происходит какое-то действие.
Фильм, как правило, длился несколько минут. Но это были какие-то непередаваемые ощущения. Потом мы переходили в свой кабинет и там до конца урока обсуждали чудо техники и спрашивали учителя, когда нам еще покажут кино.

В меру, в меру, в меру!

А где эта мера?

Урок идет быстро - всего 40 минут.

Пять минут - там играют очень большую роль.

Даже в эти пять минут
Можно сделать очень много!

Могу сказать про свое наблюдение

Если в классе много способных к обучению учеников, то есть логика применения "компьютерных технологий", так как эти ученики умеют самостоятельно выделять главные моменты, а также запоминать.

Если в классе много учеников, не имеющих больших способностей к обучению, то здесь лучше использовать метод полного участия учителя в уроке, так как в этом случае только от рассказа учителя, от его эмоциональности, от его актерской игры, от его примеров "вне учебника" будет зависеть уровень принятия новой информации.

Ну, и какая у нас цель - научить всех, или же научить тех, кого надо научить.