Меня заинтересовало, какие самые известные и почитаемые иконы в России. Постепенно углубляясь в это тему, я пришёл к иконописи, ведь важно понимать, как создаются иконы, какое значение имеет иконопись в искусстве и откуда она появилась.
Для понимания статьи важно дать определение словам икона и иконопись. Икона — это религиозное изображение, обычно на деревянной плите, которое изображает святого, Иисуса Христа, Богородицу или других святых, или библейское или церковное событие. Икона имеет особое значение для православных христиан, считается священным объектом и используется для молитвы и поклонения.
В свою очередь иконопись — это древнее искусство визуального представления христианской религии через изображения.
1) Иконопись
История иконописи берёт своё начало в церквях первых христиан. Однако ее окончательное утверждение в качестве особого искусства происходит в Византийской империи в период с IV по XV века, именно там она зародилась и лишь позже дошла до Руси. Однако русские мастера не занимались "копиркой" работ византийских иконописцев, а привносили собственные черты в иконопись, совершенствуя её.
На самом деле, сам процесс создания иконы имеет довольно сложный характер и требует немалых знаний и опыта. Обычно в качестве материала для изготовления используют доску. Выбор древесины обусловлен ресурсами региона иконописца, а также необходимостью сохранить и, собственно, написать икону. Использовалось большое кол-во пород дерева таких, как ольха, берёза, дуб, липа и т.д. Особо значимые и дорогие иконы создавались из кипариса.
В доске с лицевой стороны делается выемка. Она служит естественной рамкой для икона, а также облегчает работу мастера, ведь он может опираться на неё во время своей работы. Далее с обратной стороны доски приделываются два бруска - шконки. Они призваны укрепить икону. Затем поверхность доски подготавливают к наложению грунта: поверхность покрывают мелкими бороздками, поверхность покрывают жидким клеем и хорошо просушивают, наклеивают редкую материю - поволку, служащую подкладкой для грунта. Следующая операция – приготовление и наложение грунта - левкаса. Его изготавливают из алебастра или высших сортов мела с клеем. На подготовленной таким образом иконе кистью или карандашом создается эскиз иконы. Сделанный рисунок обычно процарапывается по контуру и основным линиям каким-либо острием, например иглой; делается так называемая графья, а затем эскиз тщательно стирается. Данная техника пришла из искусства создания фресок. Затем красками наносится итоговый рисунок. Краски используются порошковые, минеральные или органические.
Помимо этого существуют техники создания икон мозаикой и гравировкой по дереву.
2) Иконы
1. Спас нерукотворный
Икона Спас нерукотворный имеет долгую и интересную историю. По преданию жил в Эдессе царь и заболел он проказой - неизлечимой болезнью. Он узнал о чудесном Иисусе, который способен излечить от любой болезни, тогда он отправил к нему своего гонца, которому велел привести святого или изобразить. Гонец нашел Иисуса, однако привести его возможности не было, поэтому он решил его нарисовать. Иисус, узнав об этом, умылся водой и приложил лицо к полотенцу. И на этом полотенце осталось изображение святого. Позже царь вылечился и икона была вывешена над главными воротами города, чтобы каждый приезжий видел её. Однако позже она была утеряна, и лишь спустя долгое время волшебным образом найдена в Борисоглебском монастыре.
2. Иконы божьей матери
В православных храмах образы Богоматери — одни из самых почитаемых. Иконописцы писали Деву Марию одну, с Младенцем, в окружении святых.
По преданию, первые образы Богородицы создал святой евангелист Лука, сподвижник апостола Павла. Искусного художника принято считать первым иконописцем, Луке приписывают авторство многих образов. Один из них — Богоматерь, которая держит Младенца на коленях и указывает на него ладонью. Позднее этот тип стали называть Одигитрия. Другой образ — Богородица, нежно прижимающая к себе ребенка. Такой тип называют Елеуса, или Умиление. Многие иконы называли по месту, где их особо почитали: например, Богоматерь Владимирская, Тихвинская, Иверская. На Руси также известны образы, названные эпитетами Богородицы: «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих Радость» и другие. Иконы называли эпитетами из церковных и библейских текстов, например из хвалебных песнопений. Исторически сложились иконографические типы изображения Богородицы. Иконографией называют каноны: особенности композиции, характерные черты икон, атрибуты святых. Богоматерь изображали с Младенцем и одиночно, восседающую на троне и в полный рост, с разными жестами рук и положением головы.
На иконах, росписях и мозаиках Богородица предстает в традиционном облачении. Мафорий — длинное покрывало пурпурного или коричневого цвета — закрывает голову и плечи. Иконописцы украшали мафорий золотыми звездами и каймой. Туника, или хитон, надета снизу. На некоторых типах икон в руках Богородица держит омофор — широкую ленту ткани, обычно темно-красного цвета.
3. Спас в силах
Спас в силах - одна из немногих икон, автор которой известен. Им является Андрей Рублёв самый известный иконописец на Руси. Икона содержит множество символизма, а также библейский сюжет в своей основе. На иконе изображён Иисус Христос в довольно торжественной позе. В левой руке он держит Евангелию, а пальцы правой сложены в знак благословения. Лицо святого не выражает бурных эмоций, он спокоен. Это символизирует второе пришествие Иисуса и страшный суд. На иконе несколько геометрических фигур: прямо позади святого красный ромб - он олицетворяет огонь, далее идёт тёмно-синий овал, он является порталом, из которого пришёл Иисус. Также, если приглядеться, можно заметить лики ангелов в этом овале. И последним располагается красный квадрат/ромб, символизирующий Землю и 4 конца света. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел - Иоанну, лев - Марку, телец - Луке. Спас в Силах - иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя. Икона написана в 1408 г., сейчас же находится в Третьяковской галерее. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным.
3. Троица
Троица - ещё одна работа Андрея Рублёва. Она является самой известной и почитаемой иконой в России. Она изображает библейский сюжет из старой части Евангелии - ветхого завета.
По легенде жил кочевник Авраам и его жена Лара, и было предсказана им, что у них будет сын, который станет предводителем целого народа. Однако брак был бездетным долгие годы и супружеская пара уже перестала верить в рождение сына. Но однажды к ним явился сам Бог, в образе трёх ангелов, Бога-отца, сына и святого духа. Авраам угостил путников лучшей едой, что имел и те вновь предсказали ему первенца. Вскоре у супружеской пары действительно родился сын.
Этот сюжет использовался иконописцами и до Рублёва, однако он изобразил его довольно необычно: автор не стал изображать Авраам, Лару и обилие угощений на столе. Вместо этого он показал лишь триединство Бога и жертвенную чащу на пустом столе. На самом деле при кажущийся простоте, икона наполнена символизмом и имеет очень глубокие смыслы.
Во-первых, стоит обратить внимание на образы ангелов, они изображены очень красивыми, гибкими линиями. В руках они держат посохи, которые символизируют силу. Их позы и лица очень легки и нежны, они наполнены божественной красотой и спокойствием. Позади них распахнуты крылья. При первом же взгляде на икону становится понятно, что между ангелами идёт безмолвная беседа. Ангел слева - Бог-отец. На нём голубая, лазурная накидка, символизирующая его возвышенность, связь с небом. Позади виднеется здание, это потому, что Бог-отец является создателем вселенной, а в Евангелие это называется домостроительство. По центру - Бог-сын, Иисус Христос. На нём красно-синее одеяние показывающее, что он причастен и к небесам, и к земле. Позади него - дерево, это дуб, из которого был сделан крест Христа (древа креста господня). Он как будто что-то спрашивает у Бога-отца, и тот удовлетворительно склоняет голову. Справа же сидит святой дух. Он повторяет черты Бога-отца и сидит в такой же позе, как и Бог-сын. На нём изумрудно-голубое одеяние. Позади - гора/холм. Она символизирует всё возвышенное.
Интересно, что Иконы пишутся с обратной перспективой, т.е. дальние объекты не меньше, а наоборот больше. Так делается потому, что считается, что это не человек смотрит на икону, а образы с иконы смотрят на человека. Здесь это прослеживается благодаря направляющим - скамьям, на которых восседают ангелы.
На иконе несколько чаш:
- Жертвенная чаша в центре композиции
- Образ Иисуса в центре чаши, создаваемой фигурами ангелов
- Сама фигура Иисуса. Его одежда создаёт форму сосуда
Сейчас икона находится в Третьяковской галерее. Она помогает верующим в укрепление здоровья, избавление от болезней, получение подсказки, укрепление в вере, утешение после тяжелой потери, исполнение заветного желания. Так же несколько раз в год празднуется День Святой Троицы.
3) Заключение
Иконы и иконопись занимают важное место в культуре и истории многих народов. Они служат не только для украшения храмов и домов, но и для выражения религиозных и философских идей. Иконописцы создают образы святых, которые становятся символами веры и духовными наставниками для верующих.
Кроме того, иконы имеют большое значение для сохранения традиций и передачи знаний из поколения в поколение. Они помогают сохранять культурное наследие и передавать его будущим поколениям.
Спасибо большое, что дочитали до конца! Буду очень благодарен, если подпишитесь на мой канал.