А-one - первый оригинальный канал с альтернативной рок-музыкой на всем пост-советском пространстве. У него была внушительная фан-база, тысячи поклонников и сотни музыкальных групп мечтающих попасть в эфир. Благодаря этому каналу подростки нулевых пополняли свои плэйлисты свежей и крутой музякой. Всем рок, друзья! Вы на канале Лос-Сандрос. Меня зовут Сандро и сегодня ты узнаешь что случилось с самым крутым ROCK-TV. Подписывайся на мою телегу и ютуб, ставь лойс. Погнали!
Как появился А-1
Для меня А1 – очень родное и теплое воспоминание. Наверное, из-за сотен часов просмотров клипов, знакомств с новыми группами. И не одну дюжину треков которых я добавил в плэйлист. В нулевые по телеку в основном крутили всякую туфту и старшее поколение вообще не понимало, чем живет молодежь и что она слушает. Тогда он и появился - его высочество А1. Ворвался в сетку телевещания в 2005 и с ноги открыл двери к сердцам всех неформальных подростков нашей страны. Его смотрели даже те, кто был далек от рок-культуры. Свежий подход, прямой контакт со зрителем: ведущие говорят на языке подростков нулевых. Ухх просто дух захватывало, прям глоток свежего воздуха! Ведь тогда всех тинэйджеров тошнило от телека. На федеральных каналах крутили Газманова, Малинина, Катю Лель и еще кучу других артистов, которые были абсолютно не интересны молодым слушателям. А развлекательные шоу сводили с ума своей тyп0cтью – кривое зеркало, устаревший КВН. Долгие годы приходилось смотреть, что дают и тут на тебе – альтернатива этому мракобесию, которое круглосуточно крутят по телеку.
Все модные течения: любовь к андеграунду, скейтбордам и музло от свежих российских рок-групп. Со всеми трендами можно было познакомиться даже, не поднимая пятую точку с дивана. Записал название песни в блокнот, скачал на мп3 плеер и вот ты уже король вечеринки. Подросткам нулевых, знакомство с новой музыкой давалось так же непросто, как и подросткам из 90х и 80х. Разница лишь в том что тебе не надо было ехать на Горбушку искать иностранную пластинку. В магазинах с молодыми исполнителями был полный голяк. Помню, как в своем городе я не мог купить диск группы My Chemical Romance. На помощь приходил слаборазвитый интернет, где за небольшую денежку ты мог накачать себе множество альбомов. Не то что бы я за пиратство. Но по-другому, никак! В общем А1 без преувеличения открыл двери в новый мир. Мир, в котором ты чувствовал себя частью альтернативной тусовки всего света.
Конкуренция среди музыкальных СМИ
У А1 не было конкурентов. Создатели очень грамотно подобрали нишу, разглядев в ней бешенный потенциал. Единственными соперниками, если можно их так назвать, были Наше радио с его премиями и музыкальным фестивалем Нашествие. Но даже на этой, казалось бы, рокерской радиостанции почему-то игнорили тенденции развития музыки. В эфир попадал в основном старый, добрый, русский рок – группы Ария, Алиса, ДДТ, Земфира. Альтернативную сцену никто не замечал. Ситуация кардинально изменилась после открытия А1. В 2005 они запустили премию альтернативной музыки. Первым хедлайнером в Лужниках выступала группа Корн. Корн! Представляете? Для нефора тех лет, послэмиться под Корн, это как на Луну слетать и обратно. А за главные призы в разных номинациях боролись банды, название которых до сих пор на слуху – Аматори, Психея, Джен Эйр, Слот. К слову, именно благодаря А1 эти группы и прославились на всю страну.
«А как же МТВ? Чем вам не конкурент?» —спросите вы. Да там тоже можно было поглядеть рокерские клипы, но в основном на МТВ крутили популярную музыку. Там были топовые шоу, интервью и сериалы. А1 же в те годы был каналом, на котором круглые сутки крутили именно клипы. Кому- то может это и не нравилось, но лично я его за этот контент и полюбил. Мне нравилось часами не отлипать от телека и смотреть на Блинк 182, Аврил Лавин, Сам 41, Бокс Кар Рэйсинг. Для меня это был остров сокровищ с музыкой на любой вкус. Помню, увидел впервые клип Yellowcard – only one и прям мурашки по коже. Это стопроцентное попадание в аудиторию. Канал практически полностью помог сформировать мой музыкальный вкус и позволил взглянуть на рок музыку с новой стороны. Тогда большинство таких же как я юнцов- нефоров наконец-то поняли, что патлатые рокеры из 80х и 70х больше не в тренде. Новыми кумирами тинейджеров стали современные и дерзкие музыканты. Затаив дыхание, я день за днем узнавал о новых жанрах, погружаясь все глубже в этот мир. Помню, как ночью я наткнулся на клип блэк метал группы и мне, по началу было жутко. Но спустя время я распробовал и этот визг резанной свиньи, а потом еще больше удивился, услышав анти-музыку. Звуки невпопад. Знаете о такой? Нет? Так ведь – это целое искусство! Короче, я развивался, канал тоже. Спустя время в эфире появились ведущие со своими передачами и шоу. И каждое было напрямую связано с музыкой. Помните Чака и Хоббита, которые вели программу «Чат» и "Даркшоу"? Смотрели клипы молодых музыкантов с матерыми рок-звездами. А после брали у знаменитостей интервью. Честно признаюсь, я не часто ее смотрел, меня в основном музло интересовало. Но ведь идея просто гениальнейшая.
Влияние на музыкальную индустрию
Так A-one приоткрыл окно возможностей для молодых групп. Множество крутых рокеров попали в наши плэйлисты благодаря их креативному подходу. Психея, аматори, неверсмайл, линия. Все эти группы были на слуху и до создания канала, но миллионы фанатов влюбились в них именно благодаря А-one. Везунчики могли попасть на живые концерты прямо в студию и подглядеть за интервью и всей кухней создания треков. И это было всем на руку. Ноунейм рокеры просто мечтали попасть в ротацию. Штурмовали редакцию с просьбами поставить свой клип или песню. И многим талантливым рокерам это удавалась. Будучи молодым эмо-рокером я тоже надеялся что меня заметят и закидывал их письмами-счастья, пока меня не забрали в армию. В 2007-ом такой шанс прославиться упускать было нельзя. Это сейчас такое кажется чем-то нереальным, а тогда веру в лучшее можно было кожей ощутить.
Закрытие канала и смерть альтернативы
В своем классическом виде А1 просуществовал всего 6 лет. За такой короткий срок он перевернул с ног на голову жизни тысяч молодых рокеров. В 2011 канал перекупил Толмацкий. Да-да, вы не ослышались. Отец того самого Децла. Батя хип-хопера шустро переформатировал вещание под реп-формат, аргументируя тем, что рок музыка вышла из моды. И не поспоришь ведь. Да, волна популярности жанра немного схлынула. Но ведь и рэперам А1 уже был не нужен - наступила эра интернета. И молодая армия любителей хип-хопа хлынула в ютуб смотреть реп-батлы. Так что канал быстро загнулся, не справившись с конкуренцией и не сумев привлечь новую аудиторию. Но что мешало работать с прежней? На кой ляд нужно было отказываться от столпов, на которых альтернативный твердо стоял? Я специально пересмотрел несколько эфиров, нашел архивы передач и даже прослезился - как же это было круто и прогрессивно. Если вы уже приготовились закидать меня помидорами и обзывать старым брюзгой - погодите.
Есть одно «но», которое, кстати, и стало причиной создания моего канала. Мне всегда было интересно какого такого рожна в российской масскультуре тяжелая музыка и альтернатива блокируется на всех уровнях? Сегодня включая Муз-тв или любой другой канал, ты никогда не увидишь даже намека на альтернативу. Как будто бы миллионов тридцатилетних фанов Блинк 182, Лимп Бизкет или Эванесис не существует. Неважно какую музыку ты слушал в те годы, какая нравится тебе сейчас. Пуст твой карман или полон. Для этих товарищей альтернативы и рока нет и не существовало никогда, продюсеры, редакторы, директора каналов напрочь игнорируют возможность подзаработать на поклонниках чуть более тяжелой музыки. Почему в хит парадах радиостанций один сплошной шлак? Я люблю рок и не прочь послушать грандж, регги, хаус, метал, короче, что угодно еще кроме попсы. Почему нет выбора? Почему нет альтернативы? С чего вдруг фанат сам 41 или оффспринг полюбит штампованный кальянный реп? Я не против других жанров, но хотел бы что бы мои вкусы учитывались и в массмедиа. Любителей разных рок-жанров сегодня чуть ли не больше, чем популярной музыки. И подростки, что раньше собирали мелочь на блэйзер, уже давно выросли и стали очень даже платежеспособными. Готовы любые деньги заплатить, чтобы сходить на группу, которую любили в детстве.
Есть ли сегодня Альтернатива?
Давайте представим, что я все это наколдовал. Толмацкий не убил альтернативу. И мы проснулись в дивном мире, где с выросшими эмо и панками наконец считаются. Смог бы А1 и дальше существовать только в рамках альтернативного формата? Думаю, нет. Реальность – штука жесткая и тренды надо учитывать. Переформатировав канал, они уловили верное направление, но в одночасье потеряли все к чему шли долгие годы. И сейчас, спустя все это время могу точно сказать (ВАНГУЮ ХА_ХА) все получилось, если бы они постепенно стали добавлять классных реперов и попсовиков со звучанием чуть более тяжелым, если бы тестировали интернет площадки. Вряд ли это полностью сохранило бы аудиторию, но приток новой восполнил пробелы и канал остался бы на плаву. Даже не смотря на стремительное развитие музыкальных онлайн платформ и в целом инета. Как теперь молодым музыкантам становиться рок-звездами? Развитие стриминговых сервисов и систем рекомендаций не дает многим артистам пробить потолок малоизвестности. Потому что алгоритмы подсовывают нам то, на что отреагировало большинство. Такой вот замкнутый круг. Это не значит, что у начинающих совсем нет шансов стать суперзвездами, просто их теперь значительно меньше. Сегодня никто уже не ищет свежак на мобилку или мп3 плеер так избирательно и кропотливо. И даже, натыкаясь на интересный трек в подборке, многие просто игнорируют его и забывают поставить метку «понравился». С моим видосом такое не прокатит! Быстренько ставь лойс, подписывайся на мой канал в телеге и на Ютуб. Сам я хочу поблагодарить тех, кто делал А1 и вел передачи, спасибо за детство в котором была альтернатива, со мной она и сейчас. С вами был Сандро, всем рок!