Найти тему
DEITA.RU

Закону тут не место: почему в Приморье падают мосты и не работают указы президента

Неудачная попытка запуска весогабаритного контроля вскрыла массу интересных моментов. Кто срывает нацпроекты, игнорирует закон, подписанный президентом, манипулирует людьми и шантажирует губернатора, разбиралось ИА DEITA.RU.

Приморье давно славится падающими мостами, плохими дорогами и эпичными пробками. Что-то обещают поменять, но, по мнению местных жителей, из года в год становится только хуже. Дополнительные бюджеты ситуацию не спасают, периодические расследования УФАС и посадки ответственных чиновников тоже. Преждевременная кончина дорог в крае – явление, увы, обыденное.

Причин много - от качества строительства, гарантийных сроков ремонта до воздействия большегрузного транспорта. В Приморье пытаются, конечно, устранить их все, но пока с переменным успехом, а то и вовсе без него.

Владимир Путин подписал закон о весогабаритном контроле в 2020-м. За три года в десятках регионов страны запущены более 350 контрольных рубежей.

В Приморье задачу решали с помощью инвестора – 8 рубежей построила по концессии компания «Цифровое Приморье». Комплексы работали уже больше года, ежемесячно выявляя десятки тысяч нарушений, но пока без штрафов – в тестовом режиме. А так как штрафов никто не получал, очевидно, и исправлять ситуацию, до момента запуска контроля в «боевой режим» никто и не собирался. Мало ли, может еще и не запустят…

Ситуация сдвинулась с мертвой точки после визита в регион главы государства. Владимир Путин во Владивостоке обратил внимание на высокую аварийность на дорогах края и серьезные пробки. Олег Кожемяко ответил, что система весового контроля на дорогах уже поставлена. После замечания президента сервис весогабаритного контроля наконец решились запустить в полном объеме – начать карать нарушителей рублем. Но проработал он ровно сутки: 28 октября Минтранс ПК снова вернул рубежи в режим тестовый – то есть без штрафов.

За эти тревожные сутки выяснилась масса любопытных подробностей. Оказывается, перевозчики в Приморье якобы просто не знают, где и как получать разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабартных грузов, понятия не имеют, какой должна быть нагрузка на ось, как ее рассчитывать и регулировать вес. То есть, иными словами, в Приморье никто, ну или почти никто, не соблюдает приказ Минтранспорта РФ N 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств».

Так вот, на 50 тысяч нарушений в месяц, зафиксированных в период тестовой эксплуатации, приходится всего 2,5 тысячи разрешений. О каких нормальных дорогах вообще может идти речь? Получается, что и знаки, предупреждающие о максимальной нагрузке на бедные старые мосты, которые падают в Приморье с завидной регулярностью, тоже формальность, и для перевозчиков понятны не больше, чем календарь индейцев майя?

«Вот он везет асфальт на погрузку – жалуется перевозчик на видео, демонстрируя полупустой кузов. – Вот так скоро так будет ездить весь край».

Весь край должен соблюдать законы и заботиться о качестве дорог– следовало бы добавить.

«Заработали рамки. Руководство *** (крупного цементного завода) почему-то не подготовилось за столько времени – не сделали ни дозаторов под силосами, ни весов. Силоса все еще с 50х годов. Грузитесь, как хотите. Мы и так по несколько часов в очереди стояли, сейчас будем стоять сутками. Сказали больше 22 тонн отпускать не будут – сейчас быстро вырастут цены», - жаловались водители в первый и последний день работы весогабарита.

Очевидно, в том, что на предприятии не готовы к выполнению законов, тоже виноваты НАТО, Байден и «мировая закулиса».

Надо отметить, что перевозчики, наконец поняв, что власть не шутит и всерьез намерена навести порядок в отрасли, принялись манипулировать общественным мнением и прямо шантажировать власть, угрожая повсеместным подорожанием товаров, очередями, дефицитом и вообще массовым коллапсом.

И похоже, получилось. Уже на следующий день тестовый режим продлили до середины декабря. Что принципиально изменится к этому времени, неясно. Судя по всему, менять транспортники ничего не собираются, а следующим этапом намерены продлить режим наибольшего благоприятствования как минимум до ожидающихся в марте выборов Президента. Сколько за это время еще упадет мостов, остается только гадать…

По сути, угрожая повсеместным подорожанием, транспортники пытаются переложить свои затраты, которые и так должны были нести, соблюдая закон, но экономили себе в карман, на население. Вероятно, необоснованным подорожанием должен заняться ФАС. Кто займется попыткой вывести целый регион из правового поля Российской Федерации, вообще тяжело представить.

Ясно, что большегрузы - это кровь экономики. Но это точно не повод устраивать беззаконие, да и по факту расписываться в том, что за последние годы тренд на постоянные нарушения стал основой работы отрасли в регионе и в рамках закона она просто не способна нормально функционировать.

Спекулируют и так называемым «Поворотом на Восток» – кто, мол, будет возить все эти хлынувшие в город контейнеры, но пока «поворот» только раздражает местных жителей – хаотичной парковкой и опасным вождением большегрузов. И цены все равно растут, даже без весогабарита.

Минтранс сообщил о необходимости корректировки работы с системой «Паутина» - специальным ПО ГИБДД. Чем ведомство, собственно, и занималось почти целый год. На донастройку времени было предостаточно.

Стоит отметить, что краевые власти напрямую заинтересованы в полноценном запуске сервиса – все 100% штрафов (а они немаленькие, почему и бьются перевозчики насмерть), идут в бюджет. И тестовая эксплуатация весогабарита продемонстрировала, что бюджет Приморского края уже мог получить не менее 8 миллиардов рублей – на эти деньги можно было построить как минимум три большие школы, которых так не хватает в крае.

Получается абсурдная ситуация: в регионе отраслевые структуры не могут обеспечить выполнение нормативных актов при наличии всех необходимых инструментов, а отрасль не хочет их исполнять. Чего ждать? Очередного «автопробега на Москву», как во время запуска сервиса ПЛАТОН или выступлений на площадях и дорогах, как при изменении пошлин на японские авто в 2008?

А ведь установка весогабарита – одна из целей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» – согласно дорожной карте, к 2024 году 75 регионов РФ должны быть оборудованы 366 автоматическими пунктами весогабаритного контроля на автомобильных дорогах регионального и местного значения.

Вполне возможно, что в этой абсурдной ситуации, решили не будоражить ситуацию к выборам. Однако очевиден тот факт, что неисполнение нацпроектов президента - гораздо более опасная история для предвыборной кампании, нежели недовольство группы коммерсантов. Приморье и так в красной зоне по доверию к выборам. История уже вызвала определённый резонанс. Появились вопросы и по линии Ространснадзора, который, по сути, и должен контролировать правовую ситуацию в данной сфере с федеральных позиций.

С адаптацией федеральных законов на региональном уровне край сталкивался и раньше – у всех в памяти эпопея с проектом «Эра-Глонасс»: тогда взбунтовался автобизнес, но надо отметить, что местные власти совместно с федеральными довольно быстро – за несколько месяцев - решили проблему, разработав временный порядок оформления и доведя его до всех участников рынка.

Очевидно, что для полноценного запуска комплексов нужна политическая воля, причем, вероятно, не только приморских властей.