В Свияжске открылся музей археологического дерева, не имеющий аналогов в России. Здесь, благодаря уникальному влажному слою, законсервировались предметы эпохи позднего средневековья. Посетителям демонстрируют как жили люди в те времена: что носили горожане, во что играли их дети, из чего строили дома… Масштабные исследования позволили развенчать несколько мифов. Историки объяснили, что Иван Грозный не мог молиться в свияжской Троицкой церкви и рассказали, почему музей в русском городе назвали «Татарская слободка».
СВИЯЖСК БЫЛ ТАТАРСКИМ
«В Свияжске открыли станцию метро», – шутят местные жители, глядя на входную группу нового музея, за дверями которого, на первый взгляд, скрывается какое–то подземелье. Здание действительно идеально вписано в холм, где были раскопки. Вход напоминает портал в прошлое, чем он по сути и является. Музей рассказывает о жизни средневекового человека в Свияжске. Эпоху XVI–XVII столетий вполне можно отнести к этому условному историческому периоду, ведь в нашей стране Средние века завершились лишь с петровскими реформами. До этого времени страна живет по средневековым обычаям.
Про судьбоносные события времен Ивана Грозного можно прочитать в летописях, а вот о повседневности, как правило, в учебниках не пишут. Дело в том, что материалы, которыми пользовались люди эпохи позднего средневековья, плохо сохраняются в земле. Свияжску повезло – здесь сформировался влажный культурный слой, который законсервировал обычно быстро разлагающиеся материалы: кожу, ткань, дерево.
– Свияжский культурный слой открыт в 1978 году в результате того, что был осуществлен подъем Куйбышевского водохранилища. Берег острова был размыт и в обнажениях этого берега были выявлены культурные слои с остатками дерева, – рассказывает археолог Андрей Старков. – С этого времени археологи знали, что здесь сохранилась деревянная застройка. И только сегодня мы смогли открыть этот музей. Было выявлено 4 слоя строительной застройки. Благодаря радиоуглеродному анализу и дендрохронологическим исследованиям было установлено, что первые деревянные постройки были сделаны в середине XVI века. Самым популярным деревом для строительства была сосна. Но нижние венцы срубов выполнены из более твердых деревьев, это лиственница, дуб. Здесь мы показываем приемы технологии обработки и использования дерева, как строили дома в эпоху средневековья.
Живой пример деревянного зодчества, которое из глубины веков сохранилось до наших дней – Троицкая церковь. Считалось, что ее построили при Иване Грозном, историки и экскурсоводы долгое время рассказывали, что царь лично молился в ней перед решающим походом на Казань. Последние исследования эти данные опровергли.
– Она датировалась 1551 годом и считалась одной из древнейших деревянных построек на территории России. Но современные исследования, такие как радиоуглеродный анализ и дендрохронология, проведенные над Троицкой церковью, уверенно выявили следующие результаты: одна из построек была сделана в 1630–х годах, а потом перестроена в 1680–х годах, –говорит Андрей Старков.
Еще одно открытие, с которым знакомят посетителей музея, и вовсе переворачивает привычные представления с ног на голову. Оказывается, люди здесь жили и до прихода войска русского царя в 1551 году. В частности, именно на том месте, где стоит музей, находилось поселение периода Казанского ханства. Самый древний найденный артефакт, дубовый забор и вовсе датируется периодом с 1490 по 1524 года.
Удалось найти даже отправную точку поселения.
– В нижнем уровне у нас представлена усадьба середины XVI века, мы здесь обнаружили пни, от деревьев, которые вырубили первые поселенцы, – объясняет Старков.
В летописях значится, что татары на острове продолжали компактно жить и после того, как здесь возник город. Этим и объясняется название музея.
ВСЕ ЭКСПОНАТЫ НАШЛИ ЗДЕСЬ
Для исследователей этот холм стал настоящей сокровищницей. Под землей сохранились две улицы с 10 домовладениями, всего изучено более 250 построек XVI-XVIII веков. Центральная часть музея – деревянный квартал, в том виде, как его обнаружили археологи. Здания относятся к разным периодам, поэтому располагаются на разных уровнях. В музее прекрасно видно, как культурный слой в течение века–другого буквально «съедает» дома целиком. Найти их, сохранить, а уж тем более представить публике было непросто. Такого опыта в масштабах России еще не было, да и в мире всего два подобных музея: «Берестье» в Белоруссии и «Ваза» в Швеции.
– Название Свияжск знакомо каждому, кто хоть немного интересуется русской историей. Но, когда лет 10 назад я впервые здесь побывал, казалось, что вернуть эти памятники к жизни невозможно и совершенно невозможно включить этот некогда прекрасный город в номинацию ЮНЕСКО. И вот эти удивительные события произошли, – рассказал директор института Археологии РАН Николай Макаров. – Средневековая русская равнина: Русь, Волжская Булгария, Казанское ханство – это страны с деревянными постройками. Их историческая среда – это дерево. Которое археологи находят, и которое археологи никогда не могут сохранить… У нас была масса попыток законсервировать остатки деревянных построек, они, большей частью, оказывались неудачными и считались нереалистичными. Сегодня мы открываем принципиально новый музей. Это огромная работа археологов, специалистов по консервации дерева, новые технологии.
Кроме деревянных строений, здесь нашли 140 тысяч предметов. Самый главный и принципиальный момент, который подчеркивают археологи – все представленные в музее экспонаты найдены в Свияжске, именно в этом раскопе площадью 2100 квадратных метров. То есть здания и артефакты остались там же, где их нашли. Теперь они объединены в экспозицию и представляют наиболее цельную картину жизни в эпоху средневековья.
– О, один из этих крестиков я находил, – показывает другу студент–археолог витрину только что открывшегося музея.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ БЕЗ РЫЦАРСКИХ ДОСПЕХОВ
Одним из центральных экспонатов является вороная лошадка. Игрушка из кожи выглядит как с витрины «Детского мира». Сохраниться ей позволил опять–таки влажный слой. Ученые спорят относительно ее возраста, одни считают, что она сделана в XVI веке, другие склонны датировать ее началом XVII века.
Ребенок, который играл с ней 4 столетия назад, вероятно, не очень отличался от современных детей, а вот как выглядели его родители создатели музея попытались представить с помощью гравюры немецкого путешественника Адама Олеария, дважды посещавшего нашу страну в XVII веке и заезжавшего в Казань в 1638 году. Найденные предметы спустя века снова заняли свое место.
Еще более наглядная картина жизни в средневековом городе складывается благодаря 21–метровому экрану.
– Здесь находятся более 450 персонажей, которые занимаются своими бытовыми вещами 17 века. Панно сделано на основе исторических исследований, здесь сохранена планиграфия, архитектура, топография, география места. Тут можно посмотреть, как выглядела крепость Свияжска с ее улочками, жизненной суетой. Мы постарались ввести сюда и похороны, и свадьбу, какие–то элементы наказаний… И обычные занятия: строительство, огородничество.
Эти обычные занятия, жизненная суета и бытовые сцены – и есть главное в музее. Повседневность, имеющая свойство ускользать от историков, редко где представлена так полно и наглядно. В учебниках истории мало что можно почитать про жизнь обычных людей в ту или иную эпоху, они, как правило концентрируют внимание на хронологии событий, то есть том, что выбивалось из привычного хода вещей.
Музеи обычно тоже хранят то, что бережно передавалось из поколения в поколение, не уделяя должного внимания вещам повседневным. По этой причине главным образом средневековья считается рыцарь, облаченный в доспехи. Хотя самих рыцарей было сравнительно немного и от общего процента населения они составляли ничтожное количество. Здесь же – подлинная жизнь, какой она была в Средние века. Без рыцарских доспехов и декоративного оружия.
Антон Райхштат.