Найти в Дзене

Хроники КМА Часть 7. «Хватит измерений – надо бурить!»

1920г. Весной войска Красной Армии освободили Курскую губернию от деникинцев. Сразу после освобождения отряд Юркевича снова выехал сюда на полевые работы. С апреля по август было выполнено 1600 магнитных замеров. В июне была создана Особая комиссия по изучению и исследованию Курской Магнитной Аномалии (ОККМА). Председателем комиссии назначен Иван Михайлович Губкин (1871-1939гг), его замом - Лазарев. Выходец из бедной семьи, Губкин выучился грамоте, сдал экстерном курс гимназии и в сорок лет с отличием окончил Петербургский горный институт, получив профессию геолога. К тому времени Губкин был уже авторитетным специалистом и изучал нефтяные месторождения Азербайджана и Северного Кавказа. Многочисленные заседания комиссии сопровождались бурными дебатами между сторонниками и противниками дальнейших исследований КМА. Губкин чётко обозначил свою позицию, которая вкратце сводилась к следующему: Достаточно измерений, надо бурить! С ним был согласен и Ленин: страна остро нуждалась в ресурсах. 2

1920г. Весной войска Красной Армии освободили Курскую губернию от деникинцев. Сразу после освобождения отряд Юркевича снова выехал сюда на полевые работы. С апреля по август было выполнено 1600 магнитных замеров.

В июне была создана Особая комиссия по изучению и исследованию Курской Магнитной Аномалии (ОККМА). Председателем комиссии назначен Иван Михайлович Губкин (1871-1939гг), его замом - Лазарев. Выходец из бедной семьи, Губкин выучился грамоте, сдал экстерном курс гимназии и в сорок лет с отличием окончил Петербургский горный институт, получив профессию геолога. К тому времени Губкин был уже авторитетным специалистом и изучал нефтяные месторождения Азербайджана и Северного Кавказа.

Иван Михайлович Губкин. Портрет из Музея истории КМА, г. Губкин.
Иван Михайлович Губкин. Портрет из Музея истории КМА, г. Губкин.

Многочисленные заседания комиссии сопровождались бурными дебатами между сторонниками и противниками дальнейших исследований КМА. Губкин чётко обозначил свою позицию, которая вкратце сводилась к следующему: Достаточно измерений, надо бурить! С ним был согласен и Ленин: страна остро нуждалась в ресурсах.

24 августа 1920 года Ленин подписал постановление Совета Труда и Обороны “О разведывании района Курской Магнитной Аномалии”. Это исторический документ. В нем проблема исследования и освоения КМА была поднята на общегосударственный уровень. Всем работникам КМА, согласно этому постановлению, были предоставлены исключительные права и преимущества в отношении снабжения и они не подлежали мобилизации и призыву на военную службу. А так же не подлежали мобилизации лошади, задействованные на работах в КМА. А их было ни много ни мало 20 голов. Воюющая страна, кругом разруха, голод - в этих условиях вышеперечисленные привилегии были исключительными и очень важными. Гражданские и военные власти были обязаны оказывать содействие работам по освоению КМА и не допускать проволочек.

Руководство ОККМА начало подготовку к буровым работам. Требовались буровые станки, канаты и прочие инструменты. Машиностроительные заводы бездействовали, новое оборудование в стране не выпускали. Было принято решение о переброске нескольких комплектов буровых станков с нефтяных месторождений Баку и Грозного. И теперь нужно было выхлопотать вагоны для переброски оборудования с Кавказа в Курскую губернию…

Пока в московских кабинетах решались вопросы снабжения и логистики, в “полях” под Курском продолжала кипеть работа. Показания магнитной съемки дополнялись и контролировались методом гравиметрии. Это метод поиска полезных ископаемых, основанный на использовании закона распределения силы тяжести. С помощью чувствительных приборов - гравиметров - ученые измеряют силу тяжести в различных местах и по ней определяют плотность пород, залегающих на глубине. Показания гравиметров сравнивают с картами магнитной съемки и делают вывод о наличии железных руд. Объединённые результаты гравитационного метода и магнитометрических исследований помогли учёным определить место, где необходимо начать глубокое бурение. Это была деревня Лозовка близ города Щигры. Я упоминала о ней, рассказывая о первой советской экспедиции в район КМА в 1919 году.

-3

Президиум ВСНХ в декабре 1920 года постановил отправить буровые станки из Баку и Грозного в порядке военной срочности. За станками отправили одного из участников комиссии, но вскоре он вернулся ни с чем. Оказалось, из-за бездействия буровое оборудование пришло в негодность (ну и подворовали кое-что под шумок, видимо). Неисправное оборудование в срочном порядке взялись ремонтировать. В конце концов удалось собрать один комплект бурового станка (а запрашивали, напомню, несколько). Был решен вопрос с перевозкой. И, наконец-то, оборудование погрузили в вагоны. Так же в Курскую губернию был откомандирован отряд технических специалистов и буровиков с Кавказских месторождений. Старенький маломощный паровоз тяжело пыхтел, но тащил небольшой состав.

Тут, казалось бы, можно выдохнуть с облегчением, но нет. Примерно в середине пути ночью на небольшой станции на состав напали вооружённые бандиты. Участники бригады, сопровождавшей поезд, тоже имели при себе оружие. Завязалась перестрелка. В схватке были убиты трое сопровождавших поезд, но оборудование удалось отстоять.

Паровоз с буровым инвентарём прибыл в Щигры. Тут уже полным ходом шли подготовительные работы - заготавливались леса, дрова, торф, были построены склады, бараки, кочегарка, мастерская и другие необходимые помещения. Теперь нужно было соорудить буровую вышку, смонтировать оборудование, двигатели и насосную установку. И наконец-то начать бурить!

Продолжение следует...