Найти тему
Парламентская газета

Сангаджи Тарбаев: Гостевые дома нужно узаконить, а курортный сбор сделать добровольным

  Игорь Самохвалов/ПГ
Игорь Самохвалов/ПГ

В ближайшее время могут узаконить деятельность агрегаторов на рынке туристических услуг, а гостевые дома — признать официальными средствами размещения. Об этом в интервью журналу «Российская Федерация сегодня» рассказал председатель Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. Он сообщил о разработке нового базового закона о туризме, который позволит регионам учитывать и выгодно подчеркивать особенности того или иного вида отдыха, а также защитит отдыхающих от происшествий и банкротств туркомпаний.

- Сангаджи Андреевич, как за те два года, что вы работаете в Госдуме, изменилось ваше представление о деятельности парламента?

- Кардинально. Потому что когда ты находишься за пределами Госдумы, представляешь себе эту работу по-другому, проще. Особенность парламентской работы и ее отличие от других профессий состоит в том, что ты не можешь потрогать руками продукт своей деятельности. Когда наблюдаешь за работой Госдумы со стороны, не погружаясь в суть, может показаться, что здесь только разговаривают. На самом деле проводится ежедневная фундаментальная работа по созданию правил. Законы — это правила нашей жизни, правила, по которым развиваются различные отрасли.

- Как близкие вам люди восприняли то, что вы стали депутатом?

- Нельзя сказать, что я стремился занять депутатское кресло. По образованию я специалист в сфере международных отношений, поэтому изначально думал связать свою жизнь с работой в МИДе. Но судьба сложилась иначе: я пошел по пути развития в медиа-бизнесе и долгое время работал в этой сфере. В общественно-политический сектор я вошел в 2014 году, когда стал членом Общественной палаты РФ. Именно тогда мои стереотипные представления о работе государственной системы стали разрушаться — я увидел, как работает эта серьезная машина.

Сильно повлияло на изменение взглядов рождение детей. Я считаю, что заниматься политикой и занимать руководящие посты должны люди, у которых есть дети. Это совсем другой уровень ответственности.

- Что считаете своим главным достижением за два года?

- Я доволен тем, что в стенах Государственной Думы мне удалось завоевать уважение коллег и серьезное отношение к себе и своей работе. Первая реакция у многих: а, он из КВН, все понятно. Во-первых, ничего плохого в этом нет. А во-вторых, мне потребовалось время, чтобы настроить людей на конструктивную работу и дать понять, что ты разбираешься в теме и занимаешься своим делом не просто так, и я это сделал. Впервые стать депутатом и возглавить комитет — большая ответственность. Мы быстро нашли общий язык с коллегами по комитету, выстроили конструктивное взаимодействие с исполнительной властью, бизнесом, общественными организациями. Это позволяет не тратить время на лирику и работать над конкретными вещами.

Что касается инициатив, то одним из наших достижений считаю продление моратория на выплаты туристических компаний. В период пандемии и последующего изменения международной обстановки сложилась ситуация, что туристы не могли отправиться на отдых по тем маршрутам, за которые они уже заплатили. А компании не могли единовременно вернуть деньги всем пострадавшим туристам — это привело бы к банкротству, а банкрот вообще никогда ничего бы не вернул. Вместе с Правительством РФ мы нашли решение: годичный мораторий на выплаты, который позволил компаниям накопить средства за счет оперативной деятельности и вернуть их пострадавшим ранее туристам.

Еще одно важное направление: мы начали формировать цифровой контур туризма в нашей стране. Появился реестр туроператоров, запущен механизм электронной путевки. Это позволит точнее оценивать туристические потоки и в случае необходимости защищать права туристов, помогать им в сложных ситуациях, если потребуется.

- Вы по-прежнему остаетесь редактором Высшей лиги КВН. Как совмещаете две свои профессиональные ипостаси?

- КВН для меня — любимое хобби, дань прошлому. В Высшей лиге работают три основных редактора, я занимаюсь этой деятельностью в свободное от депутатских обязанностей время. Я согласился стать редактором по просьбе Александра Маслякова, это было еще до начала работы в Госдуме. КВН для меня — хороший способ «заземлиться», синхронизироваться с реальностью, благодаря ему я не «бронзовею», не превращаюсь в стереотипного депутата. На фестивали КВН приезжают команды со всей страны, они говорят и шутят на темы, которые их интересуют и волнуют. Так что это очень полезный опыт.

- В такое непростое время, как сейчас, есть место юмору? Как меняются темы? О чем шутить запрещено?

- Нежелательные темы были всегда, трансформации происходили и происходят постоянно. Место юмору есть всегда и везде, а в сложные времена и в стрессовых ситуациях он помогает людям сказать что-то важное, не драматизируя. Улыбка в ответ на шутку — это согласие с тем, что было сказано. КВН должен объединять людей, это надежда на то, что все будет хорошо.

- В Госдуме есть место юмору?

- Конечно. У людей здесь с чувством юмора все в порядке. В Думе пересекаются люди разных взглядов, профессий, поколений и национальностей, что неизбежно приводит к интересным и неповторимым ситуациям, в том числе юмористическим. Наш председатель Вячеслав Володин обладает хорошим чувством юмора, достаточно послушать его комментарии на пленарных заседаниях, они очень остроумны. И я думаю, это сигнал всем нам, что юмор — неотъемлемая часть работы политика.

- Как вы попали в Комитет по туризму?

- Члены фракции «Новые люди» получили возможность возглавить два думских комитета — по малому и среднему предпринимательству и по туризму. Руководитель нашей фракции Алексей Нечаев предложил мне стать председателем Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры, имея в виду в том числе и мое образование. Я международник, порог входа в тему для меня был ниже, чем для человека, который вообще никогда не сталкивался с международной повесткой. Мне потребовалось несколько месяцев, чтобы полностью погрузиться в тематику и начать разговаривать со всеми экспертами на равных.

- Тренд на внутренний туризм в России уже сформировался? Что мешает еще более активно его развивать?

- Тренд формируется, а высокий спрос уже есть, и он серьезно опережает предложение, поэтому на внутреннем туристическом рынке такие высокие цены. Владельцы турбизнеса понимают, что люди к ним все равно приедут, и повышают расценки. Наша основная задача — отработать качество туристического предложения. Необходимо направить существующие государственные инструменты на увеличение количества средств размещения, то есть номерного фонда, а также на улучшение сервиса. Сделать это быстро — сложно. Невозможно принять один закон, чтобы все сразу стало хорошо.

Основной закон о туризме должен зафиксировать фундаментальные вещи. Закон будет концептуальным, рамочным, чтобы затем, подзаконными актами зафиксировать различные аспекты — экологический, детский, въездной и другие виды туризма. На каждом этапе обсуждения будут подключаться ведомства, в чьей компетенции находится тот или иной вид туризма. Детский — Минпросвещения, въездной — МИД и ФСБ и так далее. Такой подход одобрило Правительство РФ.

Мы рассчитываем внести законопроект весной следующего года, ориентировочно — в мае.

- Расскажите, пожалуйста, о ближайших инициативах.

- Готовим поправки в действующий закон о туризме, которые одновременно будут коррелировать с будущим основным законом, чтобы нормы уже начинали действовать и способствовали развитию отрасли. Всего таких поправок будет около пятидесяти. Например, хотим зафиксировать понятие «агрегатор» на рынке туристических услуг. Такие сервисы у нас есть, они успешны, но с точки зрения закона никак не урегулированы. Важно вывести из серой зоны гостевые дома — определить, что это такое и по каким правилам они должны работать. Запрещать их деятельность мы не будем, но регламент, классификация и требования к ним нужны. Кроме того, в России продолжается эксперимент по взиманию курортного сбора, он действует в пяти регионах, но желающих присоединиться к этой программе больше, всего около 25 субъектов. Мы хотим узаконить право регионов вводить на своих территориях туристический сбор — дать возможность властям на местах решать, нужен им такой инструмент или нет.

- Где вы сами предпочитаете отдыхать?

- На Новый год я с семьей отдыхал в Сочи, и это был пока единственный отпуск за время работы в Госдуме. За границу я теперь езжу только в командировки, когда меня включают в состав парламентской делегации.

- Когда куда-то приезжаете в России, то смотрите на все профессиональным взглядом?

- В этом смысле ни вы, ни кто-либо другой не отличается от меня в плане экспертизы. Главная цель туристического продукта — эмоция. Если вы куда-то приехали и вам хорошо, значит, услуга оказана качественно. Это самое главное, остальное — нюансы.

- А действие международных санкций вы на себе ощущаете?

- Я никогда не привязывался к каким-то местам так, чтобы желать туда вернуться. И уж точно таких мест нет в тех странах, куда въезд мне как российскому депутату запрещен. Я в свое время много поездил по миру, играя в команде РУДН, за которую выступали представители разных стран. Поэтому мирового колорита мне хватило. Я не испытываю большой тяги к зарубежным открытиям, но точно знаю, что в России много мест, которые я хотел бы посетить. Живя в стране с таким разнообразием природных зон и культур, смотреть куда-то вовне мне кажется странным.

- И все же, вы допускаете, что ситуация с поездками россиян по миру когда-либо изменится? И что для этого нужно делать?

- Прежде всего нужен сдвиг на высшем политическом уровне. Чтобы новые правила международных взаимоотношений устроили главные центры принятия решений. Чтобы восстановились экономические связи. А туристы не заставят себя долго ждать. Люди, которые привыкли путешествовать, открыты любой культуре, потому что они живут в мире без границ. Они — главные послы своих государств. Россия не закрывается от мира, мы зовем к себе в гости всех, кто хочет у нас побывать, чтобы они своими глазами увидели страну, чтобы транслировали это у себя дома и не были бы подвержены пропаганде, которая льется с экранов и из интернета.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц