Найти тему
кинозал для одного

(не)криминальное чтиво

Внезапная заметка, внезапные мысли. Проба пера.
Сегодня я хочу поговорить о кино.

О Тарантиновском кинематографическом мире, с его диалогами, саундтреками, насилием и сюжетами.

Квентин Тарантино - режиссёр с узнаваемым авторским почерком. Его фильмы стали моей панацеей, от которых я безмерно и каждый раз сильно кайфую: будь то похождения Джулса и Винсента, кровавые бойни Беатрикс или разговоры Рика Далтона и Клиффа Бута. Я люблю Тарантино за его свободу, оригинальный взгляд, шутки и запоминающие образы. Ещё люблю проводить неожиданную параллель между образами, искать сходство с героями в себе или своих друзьях. Так, в дружбе и характерах Джулса и Винсента, я увидела себя и Олю.

Тарантино создал идеальное кино для самого себя. Не имея никакого режиссёрского образования, но зато используя собственную насмотренность, киноман, работавший в видеопрокате, стал чуть ли не самым значимым режиссёром последних десятилетий. С большинством его персонажей хочется подружиться. Я бы с удовольствием поговорила бы про немецкий эпос с Шульцем из "Джанго освобожденный", обсудила бы кино с Риком Далтом и Шошанной или послушала пару песен от Дейзи Домерг.

Тарантино собрал антологию картин, из комбинации любимых актёров, жанров и музыки. Наполнил отсылками и деталями, которые сформировали и повлияли не только на творчество гения, но и на личность.

Его безусловная и неоспормия фишка в умении рассказывать истории. В известном интервью 1994 г. Чарли Роузу, Квентин сказал: «В большинстве современных фильмов, ты можешь предугадать, чем всё закончится на 10-20 минуте. А это не истории. Истории - это когда фильм открывается постепенно. И я не о неожиданных поворотах сюжета - я о раскрытии истории». Уметь вкусно рассказывать истории - какая-то суперспособность. Но какой колоссальный труд требуется, чтобы раскрыть крутую историю на экране. Тарантино в этом плане влюблён в само кино. Оно всесильно и удивительно. Эта позиция прослеживатся во всех работах режиссёра. Например, в «Бесславных ублюдках»  ведущая роль в борьбе с Гитлером отведена хозяйке кинотеатра, актрисе и кинокритику. Кино Тарантино узнаваемо, потому что он нашпиговывает цитатами из уже увиденного и мастерски использует отсылки к разным шедеврам. Так, «Криминальное чтиво» вдохновлено работой Стэнли Кубрика «Психо» и той же «Бандой аутсайдеров» Годара. Знакомые образы также можно проследить в «Джанго». Здесь очевидная визуальная параллель с «Наёмником» (1968) и даже с «Унесённые ветром».

Таким образом, Тарантино словно передаёт нам привет из прошлого. Его любовь к старому кино нашла отражение и в подходе к съёмкам. Режиссёр является апологетом аналогового кинематографа и снимает на плёнку. Также он использует давно позабытые форматы. Так, например «Омерзительная восьмёрка» снята полностью на 70 мм формат. Ярким примером такой съёмки служит фильм «Космическая Одиссея» Кубрика. Что касается Тарантино, то выбор такого супер широкого формата очень внезапен, потому что большая часть действий фильма происходит в замкнутом пространстве. Это, кстати, одна из любимых его картин у меня. Блестящая игра актёров, вестерная атмосфера и обилие грязного экшена - уж очень подкупили моё бунтарское сердце, которое так горячо любит Дикий Запад.

Особую роль в работах Тарантино играет музыка. Отсюда и выражение - «тарантиновский саундтрек».  Его микстейпы, в сочетании с изображением, незабываемы. С музыки начинается работа над фильмом. Именно она создаёт интонацию будущей картины. Именно музыка явилась тем фактором, из-за которого я внесла Тарантино на пьедестал и зашазамила почти каждую песню. Настоятельно рекомендую послушать песню "Too old to die young" Brother Tege из "Джанго". Мне кажется, моя личность целиком и полностью держится на музыке с такой атмосферой.

Помимо того, что персонажи Тарантино любят кино, они также сильно любят слушать и говорить о музыке. Например, легендарный диалог о скрытых смыслах песен Мадонны в «Бешенных псах» или беспечность музыки, звучащая из магнитолы боксёра Бутча из «Криминального чтива». Очень часто легкие мелодичные песни 50-60-х гг. парадоксально совмещены с жестокими сюжетами насилия. Так, душераздирающая сцена пыток в «Бешенных псах» с отрезанием уха происходит на фоне песни «Stuck in the middle with you». Музыку слышим не только мы, но и персонаж (диегитический саундтрек), поэтому мы практически оказываемся в том же времени и условиях и сполна ощущаем эмоциональную гамму и даже боль. Тарантино - мастер чёрного юмора, иронии и резкой смены тона. Насилие в его картинах неоспоримый объект для шутки, он насмехается над типичной концепцией боевиков, изворачивая на свой лад. Но нельзя не сказать, что режиссёр уважает жанр. Приготовление обеда для дочери сменяется резким ударом ножа в грудь в «Убить Билла», а обыденный разговор о бургерах меняет тон на кровавую бойню в «Криминальном чтиве». Притягательность фильмов в том, что диалог переходит в динамичный яркий аттракцион.

Особую роль играют музыкальные инструменты, радио, музыкальные боксы. Это детали, которые показывают нам насколько музыка для Тарантино важна, помогают понять мировоззрение режиссёра-фетишиста. Можно отметить любовь Тарантино к поп-песням 50-х гг. Это время он хорошо реконструировал в «Однажды в Голливуде».

Тарантино мастерски вызывает эмоции и ассоциации у зрителя. Он удивительно не похож ни на кого, потому что полностью влюблен в музыку и кино. В вышеупомянутом интервью он говорил, что никогда не придумывал пути отступления от режиссуры. «Я хочу растворить себя в этом», - говорил Тарантино. Понимаю.

Я очень часто в своей жизни употребляю фразу «Тарантиновский диалог». Разговор обо всём и ни о чем одновременно. Иногда кажется, что в фильмах Тарантино только говорят и говорят. Но нельзя не согласиться, что эти диалоги интригуют, они не затянуты и не лишние. Их интересно слушать, потому что они идут рука об руку в сочетании с гротескной манерой поведения персонажей, яркой внешности и созданы при помощи не статичной съёмки. Мизансцены, перемещения, освещение и выбор разговорных тем помогают не только проникнуться атмосферой и раскрыть персонажей, но и понять, что из себя представляет этот самый «Тарантиновский диалог». Причем, нам одинаково нравится слушать как размышления героев нашего времени, так и рассуждения персонажей из прошлой эпохи. Так, в «Криминальном чтиве» разговор Джулса и Винсента о бургерах не кажется нам скучным, ровно как и диалог о Линкольне в «Омерзительной восьмёрки». Это две кардинально разные эпохи, сочетающие в себе элементы поп-культуры. Поэтому нам интересно слушать. Во мне сильно отозвались беседы Шульца и Джанго, финальный диалог Билла и Беатрикс, беседа Рика Далтона с маленькой девочкой, и, конечно, вечные разговоры в "Криминальном чтиве".

Как я уже сказала выше, Тарантино любит детали. Детали видны и в беседах. Так, еда является важным атрибутом и приёмом, показывающим взаимоотношения между персонажами. По тому, как герои едят, можно проследить кто является хозяином положения. Такой же посыл несёт в себе и курение.

Следует также выделить, что персонажи Тарантино гротескно вежливы. Она отражает уверенность персонажа и также ловко вписывается в сцены насилия, демонстрируя визуальную шутку кадра.

Недавно я пересматривала "Криминальное чтиво" и меня занесло до такой степени, что слова и отзывы полезли из кончиков пальцев. Хочется рассказывать не только о том, где я катаюсь и гуляю, но и говорить о вещах, которые вдохновляют и делают меня мной. Сегодня я говорю о своей визуальной комнате и мне это нравится.

Если после прочтения моих довольно поверхностных рассуждений, Вам захотелось чуть-чуть ближе ознакомиться с картинами этого культового режиссёра или обсудить со мной уже увиденное, значит, я добилась чего хотела.

Приятного просмотра!
Обнимаю.