Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата Новгородского Софийского собора созданы немецкими мастерами в 1152–1154 годах. В Новгород попали в разобранном виде, после чего были заново смонтированы местным кузнецом-литейщиком. С историей появления данного памятника романского искусства в одной из важнейших святынь Русской Православной Церкви можно ознакомиться в предыдущей статье. Там же рассмотрены основные сюжеты клейм с приведением ссылок на материалы христианской библейской истории и указанием имен исторических лиц, фигуры которых изображены на вратах.
В данном материале приводится классификация сюжетов клейм с дальнейшей попыткой реконструировать логику первоначальной авторской композиции врат.
Существующая композиция врат.
Существующий сегодня порядок размещения клейм на вратах не является первоначальным, однако, согласно местонахождению церковнославянских надписей сформировался не позднее 15 века (за исключением клейм 2 и 3 ярусов правой створки, перестановленных во время реставрации конца 19 века).
Сюжеты из Нового Завета (красный фон):
1. Благовещение.
2. Встреча Марии с Елизаветой.
3. Рождество Христово.
4. Поклонение волхвов Богоматери на троне с Младенцем на руках.
5. Сретение Господне.
6. Бегство в Египет.
7. Избиение младенцев по приказу царя Ирода Великого.
8. Крещение Господне (Богоявление).
9. Вход Господень в Иерусалим.
10. Предательство Христа Иудой.
11. Бичевание Христа.
11а. Царь Ирод (данная пластина изначально могла быть связана как со сценой "Бичевания Христа" при Ироде Четверовластнике, так и с Рождественскими сюжетами, в особенности с "Избиением младенцев" при Ироде Великом).
12. Снятие с креста.
12а. Иосиф Аримафейский.
12б. Никодим.
13. Жены-мироносицы у Гроба Господня.
14. Сошествие во Ад.
15. Воскресение Христово (по Кнапиньскому, Вознесение Господне).
15а. Воин с мечом (при расположении клейма рядом со сценой Воскресения Христова воин – один из стражи, охранявшей Гроб Господень, вероятный свидетель чуда Воскресения; в версии Р.Кнапиньского – это один из стражников, задержавших Христа после предательства Иуды).
16, 16а, 16б. Явление Христа апостолам и Богоматери.
16. Иисус Христос с предстоящими апостолами Петром и Павлом (по Р.Кнапиньскому, иллюстрация сюжета "Traditio Legis" – "Даяние закона").
16а. Богоматерь и апостолы (по Р.Кнапиньскому, составная часть композиции Вознесения Господня).
16б. Петр и апостолы (по Р.Кнапиньскому, составная часть композиции Вознесения Господня).
17. Господь во славе – "Majestas Domini".
18. Явление апостолу Петру в темнице ангела.
Сюжеты из Ветхого Завета (синий фон):
I. Сотворение Евы.
II. Первородный грех.
III. Сиф.
IV. Рахиль (ветхозаветный прообраз Девы Марии, также встречается как образ праматери израильтян – см. Мф. 2:16-18 об избиении младенцев в Вифлееме по приказу царя Ирода).
V. Вознесение пророка Илии на небо (прообраз Вознесения Господня).
Эпизоды из Житий святых (красный фон с белой штриховкой):
Святой Маврикий с дружиной (покровитель Магдебурга).
Исторические лица (зеленый фон):
А. Мастер Риквин (Магдебург).
Б. Мастер Вайсмут (Магдебург).
В. Мастер Аврам (Новгород).
Г. Епископ Александр (Плоцк) и диаконы.
Д. Епископ Вихман (Магдебург).
Е. Король, предположительно, Фридрих Барбаросса (начало работ над памятником совпало с его коронацией в Магдебурге в 1152 году; покровитель епископа Вихмана).
Аллегорические фигуры (серый фон):
1. Мужская фигура с подписью "Sigere" (по Р.Кнапиньскому, аллегория смирения).
2. Юноша со свитком, вероятно, аллегория мудрости.
3. Мужская фигура, предположительно, аллегория предательства.
4. Мужская фигура, предположительно, аллегория гедонизма.
5. Кадящий диакон.
6. Дверные рукояти в форме звериных масок.
7. Диакон.
8. Аллегория "Крепость и Убожество".
9. Кентавр (или, возможно, Китоврас).
Первый вариант реконструкции.
В данном варианте реконструкции верхний регистр врат, как и в существующей ныне композиции, отдан эсхатологическим сюжетам прославления Воскресшего Христа как царя и судьи мира (этот образ принимается за основу всей программы врат).
2–6 ярусы обеих створок последовательно читаются сверху вниз, подобно страницам книги, и иллюстрируют сцены Новозаветной истории в сопровождении с прообразовательными сюжетами из Ветхого Завета, символически указывающими на описанные Евангельские события.
Нижний 7 ярус максимально сохраняет установившееся расположение клейм и содержит ветхозаветные сцены о сотворении первых людей и грехопадении, аллегорические образы Кентавра как символа гордости и двойственности человеческой натуры, а также автопортреты мастеров, изготовивших врата, и изображение немецкого епископа Вихмана рядом со святым Маврикием – патроном Магдебургского собора.
Второй вариант реконструкции (согласно Р.Кнапиньскому).
В основе реконструкции Р.Кнапиньского лежит гипотеза ученого о создании врат как свода иллюстраций к Апостольскому Символу Веры ("Credo Apostolorum").
Логика размещения композиций соответствует круговому движению: сверху вниз – на левой створке и снизу вверх – на правой (в христианской символике круг – символ вечности).
Согласно теории Кнапиньского верхний ярус вновь отдается композициям, посвященным прославлению Воскресшего Христа и торжеству Новозаветной Церкви. При этом ученый заменяет сцену "Даяния закона" ("Traditio Legis"), изображающую Иисуса Христа с предстоящими апостолами Петром и Павлом, в центре первого яруса левой створы на пластину с Вознесением Господним.
"Даяние закона" вместе с сюжетом о явлении апостолу Петру ангела в темнице, портретами мастеров-изготовителей и епископов-заказчиков врат располагается на нижнем 7 ярусе.
Во 2 регистре преимущественно собраны Ветхозаветные клейма и символические пластины.
3–6 регистры иллюстрируют Новозаветные сцены, сопровождаемые аллегорическими фигурами и избранными образами из Ветхого Завета.
Программа врат согласно Апостольскому Символу Веры – "Credo Apostolorum" (по Р.Кнапиньскому).
Пролог. Вознесение Господне, предстоящие Богоматерь и 12 апостолов, Сошествие Святого Духа
1. Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли
Сотворение Евы, Первородный грех
2. И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего
Крещение Господне
"И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:17).
3. Который был зачат Святым Духом, рожден Девой Марией
Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Поклонение волхвов, Ирод, Избиение младенцев, Рахиль, Бегство в Египет
4. Страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен
Вход Господень в Иерусалим, Предательство Иуды и взятие Христа под стражу, Бичевание Христа, Снятие с креста ("Mysterium Crucis"), Господь во славе ("Majestas Domini")
5. Сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых
Никодим, Иосиф Аримафейский, Сошествие во Ад, Жены-мироносицы у Гроба Господня
6. Восшел на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего
Вознесение пророка Илии на небо, Вознесение Господне, Господь во славе ("Majestas Domini")
7. Оттуда придет судить живых и мертвых
Снятие с креста ("Mysterium Crucis"), Господь во славе ("Majestas Domini"), Львиные маски ("Ад пожирает грешных")
8. Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь
Благовещение, Крещение Господне, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Сотворение Евы, Вдова из Сарепты, Даяние закона ("Traditio Legis"), Явление апостолу Петру ангела в темнице, епископы Александр и Вихман
9. Общение святых
Предстоящие Богоматерь и 12 апостолов, Изображения святых, Святой Маврикий с дружиной
10. Прощение грехов
Крещение Господне, Послание апостолов на проповедь, Диакон с кадилом, Первородный грех, Снятие с креста ("Mysterium Crucis"), "Психомахия" (аллегорические изображения противостояния добродетелей и пороков)
11. Воскресение тела
Вознесение пророка Илии на небо, Вдова из Сарепты, Снятие с креста ("Mysterium Crucis"), Сошествие во Ад, Жены-мироносицы у Гроба Господня, Львиные маски ("Ад пожирает грешных")
12. Жизнь вечную. Аминь.
Господь во славе ("Majestas Domini"), Изображения святых
__________
Спасибо за прочтение!
Приятных прогулок по Новгородскому Кремлю и до новых встреч на канале!
__________
Источники:
- Великий Новгород. История и культура ІХ–ХVІІ веков: Энциклопедический словарь / Отв. ред. В.Л. Янин. СПб., 2007.
- История одного шедевра: Магдебургские врата // Материалы из группы ВКонтакте "Библиотека "На Морской" #МОРЕРЯДОМ. Централизованная библиотечная система Василеостровского района".
- Трифонова А.Н. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород, 2015.
- Шаскольский И.П. Предание о "Сигтунских вратах" и его достоверность // Ученые записки ЛГУ. Серия: Исторические науки. 1949. №112.
- Porta fidei. Brama wiary: Romanskie drzwi Plockie w Nowogrodzie Wielkim / R. Knapinski; autor slowa wstepnego: P. Libera, A. Nowakoeski. Plock, 2012.