"Техническое образование - это фундаментальная составляющая развития индустрии и экономики. Оно обеспечивает передачу знаний и навыков, необходимых для создания и применения новых технологий. Без квалифицированных специалистов в области техники и инженерии невозможно достичь прогресса и процветания." - Илон Маск
Индустриализация и техническое образование, через разные формы профессионального обучения, тесно связаны между собой и взаимодействуют в процессе развития страны.
Формулировка "Техническое образование через разнообразные формы обучения" подразумевает следующие существующие стадии обучения:
- непосредственно на производстве учеником слесаря или токаря или по др. специальностям;
- учеба в техническом училище или коледже или в техникуме по технической специальности;
- окончание института по специальности: технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты или по другим техническим специальностям;
- следующая форма обучения-аспирантура: обучение, подготовка и защита диссетации, получение ученой степени кандидата технических наук;
- следующий, весьма почётный, этап обучения-докторантура с получением, после защиты докторской диссертации, звания доктора технических наук;
- и наконец высшие научные звания: член-кореспондент и действительный член Российской академии наук.
Автор этой статьи, начиная с 1955 года с момента поступления на завод учеником токаря до ликвидации СССР в декабре 1991 года, исключив 9 лет учебы в институте и в аспирантуре, 5 лет работы на машиностроительных заводах и 3 года работы ведущим экспертом на крупном заводе в Республике Гвинея, работал старшим научным сотрудником в научно-исследовательском институте (НИИ) ЦНИИМЭ, с его участием было создано множество станков и режущих инструментов, лесоперерабатывающих комплексов в Краснодарском крае, Новгородской области, в Республике Бурятия, в Усть-Илимском районе Иркутской области и др. местах.
За годы работы в ЦНИИМЭ стал кандидатом технических наук, заслуженным изобретателем, ветераном труда и т.п. С государственными наградами, после сдачи производственных комплексов государственным комиссиям в эксплуатацию, было все просто.
За труды праведные, парторги подразделений от научных секторов до парторга объединений, а также руководители этих-крупных подразделений, получали государственные ордена и большие премии к ним. А сотрудникам НИИ, непосредственно создававшими эти производственные комплексы и по 6-8 месяцев в год находящимися в командировках вручались в профкоме почетные грамоты.
Техническое образование через разнообразные формы обучения играет важнейшую роль в индустриализации России.
"Великие люди планеты всегда придавали огромное значение техническому образованию и его роли в индустриализации страны.
Они понимали, что разработка стратегий создания машиностроительных отраслей промышленности, передовых технологий и перспективных инноваций является ключевым фактором для достижения прогресса и процветания, обеспечивающим качество продукции, её конкурентоспособность и высокую рентабельность в производстве.
Все вышеперечисленное способствует индустриализации стран. Высокий уровень их индустриализации обеспечивает значительные величины годового и на душу населения ВВП и рост благосостояния населения страны.
Примером высокой индустриализации может служить развитие всех машиностроительных отраслей промышленности в Федеративной республике Германии. Крупные машиностроительные предприятия ФРГ представляют и продают свою продукцию на всех международных машиностроительных выставках, обеспечивая рост доходов в ВВП своей страны.
Техническое образование, готовит специалистов, обученых навыками, необходимыми для работы в различных промышленных секторах.
Оно не только развивает технические навыки, но и способствует развитию творческого мышления и инновационности; обеспечивает специфические знания, которые необходимы для создания, внедрения и сопровождения новых технологий в различных секторах экономики; является основой для достижения успеха и приуспевания на мировой арене.
Это помогает привлекать инвестиции, создавать новые предприятия и расширять промышленные возможности.
Конкретные взаимосвязи между новой индустриализацией России и техническим образованием, через разнообразные формы обучения, могут быть следующими:
- обеспечивается подготовка разнопрофильных специалистов для различных отраслей промышленности, таких как металлургия, машиностроение, электротехника, электроника, цифровые и информационные технологии и другие, и обеспечивается реализация проектов по строительству заводов, развитию новых предприятий и модернизации старых;
- стимулируются научные исследования и разработки в промышленных секторах, помогающие разрабатывать новые технологии и инновации, находить пути оптимизации процессов производства, при подготовке стратегий развития машиностроительных отраслей промышленности, с целью повышения качества изделий, их конкурентоспособности и высокорентабельности в производстве;
- способствуют передаче знаний и передовых технологий из развитых стран в Россию, специалистами, обучеными и проработавшими за рубежом в промышленно развитых странах, которые будут помогать развитию машиностроительных отраслей промышленности и повышению их уровня;
- обеспечивается повышение уровня производительности предприятий и секторов машиностроительной промышленности, применение передовых технологий, металло и материалорежущих станков и инструментов, автоматизации производственных процессов, внедрение системы управления качеством и снижения риска ошибок;
- способствует профессиональному развитию специалистов в промышленной сфере. Курсы повышения квалификации, профессиональные форумы и тренинги и мастер-классы позволяют специалистам разного профиля углубить свои знания, овладеть новыми навыками и последними тенденциями и перспективными технологиями.
В целом, техническое образование играет важную роль в индустриализации России, обеспечивая подготовку квалифицированных специалистов по машиностроению, трансфер знаний, инновации и повышение производительности. Оно способствует развитию промышленности и благополучию населения страны в целом.
К чему привела мгновенная ликвидация СССР?
В настоящее время Россия не обременена ни существующими крупными машиностроительными заводами, ни зачастую безрасудными указами и решениями генсеков ЦК КПСС, ни руководящими директивами правящей партии, ни партийным контролем, ни плановой экономикой. Которые обязательно должны быть выполнены, иначе виновные будут строго наказаны.
Россия вошла в международную систему рыночных отношений во всех сферах деятельности человека. Появилась возможность любому жителю страны начать свой бизнес.
Появилась большая сеть Российских банков подконтрольных, через Центральный Банк России, международным финансовым организациям. Ведение частного бизнеса невозможно без финансовых вложений.
Банки могут дать кредит только после анализа финансового и технико-экономического состояния, и перспектив развития конкретного предприятия.
Но поскольку международные финансовые организации представляют интересы промышленно развитых стран, то они будут делать всё, чтобы Россия не вышла за рамки малого и среднего предпринимательства.
Размер банковских кредитов включает процентную ставку рефинансирования Центрального Банка России плюс проценты Российского банка, выдающего кредит. Процентные ставки всех банков плавающие, регулируются международным валютным фондом (МВФ). Они всегда поступают так, как им выгодно.
После мгновенной ликвидации СССР и входа в рыночную экономику, индустриализация России и бывших Советских республик, также сразу же исчезла.
До этого Центральные комитеты КПСС и ВЛКСМ в ноябре 1991 года заявили о самоликвидации. Руководители промышленных предприятий всех отраслей промышленности страны, оказались без планов производства продукции, без комплектующих и необходимых материалов, без зарплат и пенсий и мн. др.
При проведении акционирования промышленных предприятий, которые проходили под лозунгом формирования в России класса капиталистов, их руководитель получил право забирать 50% и более. Затем все забранные акции они продали подороже новоиспеченным крупным предпринимателям.
В этот же период была проведена приватизация природных ресурсов страны. Население всех регионов получили приватизационные чеки, но ему не объяснили, что с ними делать. Появилось много предпринимательских компаний, которые под разными благовидными предлогами, выманивали у населения эти чеки.
Во всех регионах России шла покупка местными предпринимателями, у местного населения приватизационных чеков за копейки. Затем они везли их в Москву и сдавали их в конторы, организованные новыми олигархами.
Так сформировались новые олигархи в добыче и реализации нефти, газа, полезных ископаемых, металлургии и многих направлений промышленности. Республики бывшего СССР полностью вошли в капитализм.
Основой его является получение прибыли любым путем. Поскольку население России стала бедным, новые олигархи очень дешево выкупили акции промышленных предприятий и приватизационные чеки у населения. Начался грабеж страны по всем направлениям, от добычи и переработки полезных ископаемых и сырьевых ресурсов.
В настоящее время ситуация с зарплатами и пенсиями, продовольственными и промышленными товарами и с другими проблемами значительно улучшилась.
Сейчас Россия находится под самыми жестокими политическими, техническими, технологическими и экономическими санкциями со стороны США и промышленно развитых стран мира. И эти страны делают все, чтобы Россия не имела высокоразвитую индустриализацию.
В настоящее время для России появилась возможность развития новой индустриализации в условиях сложившейся международной ситуации. Профессиональное образование ускорит промышленную индустриализацию страны.
Уже свыше 30-и лет на международных машиностроительных выставках проходящих Москве и в других больших городах России экспонируются одни и те же металлорежущие и материалообрабатывающие станки и различное отраслевое технологическое оборудование. Иногда появляются новые конструкции технологических приспособлений и станочной оснастки.
В станкостроении и технологиях его использования наблюдается затянувшийся застой. Во всех промышленно развитых странах ведутся поиски выхода из создавшейся ситуации. Предполагается переход к 5-й промышленной революции.
Поскольку 4-я промышленная революция, в основном, прошла мимо промышленности РФ, то при разработке новых стратегий развития Российской промышленной индустриализации, необходимо сразу ориентироваться на 5-ю промышленную революцию (Индустрия 5.0), описанную учеными Австралийского университета Дикона. Они предполагают о коренных изменениях, которые должны произойти в новой промышленной революции.
Подробно о необходимости перехода Российского машиностроения в Индустрия 5.0 смотрите в статье:
"Индустрия 5.0" после 4-х промышленных революций и как она повлияет на индустриализацию России.
Подготовка инженерных кадров в СССР и РФ
Главным вопросом при организации всех предприятий машиностроительного комплекса страны являются кадры (Кадры решают все. И.В.Сталин).
Ежедневно на Российских и международных машиностроительных выставках, на различных конгрессах, форумах, телеграмм-каналах YouTube, Rutube, Дзен и др., в технических журналах других СМИ активно обсуждаются проблемы подготовки инженерных и технических кадров применительно к развитию разных машиностроительных отраслей промышленности и создания условий индустриализации страны.
В технических ВУЗ-ах с начала 2000-х годов формируется подъем: появились новые требуемые специальности для машиностроительного комплекса страны, количество выпускников за все прошедшие годы значительно увеличилось и качество их обучения улучшилось.
Сейчас технические ВУЗ-ы подготавливают специалистов больше, чем требуется для Российских машиностроительных предприятий. Значительная часть из них, по приглашениям крупных компаний, уехала в Европу и США, а большинство устраивались на работу не по специальности, в основном в торговые сети.
После ликвидации СССР, практически все ВУЗ-ы в России, в бывших республиках Советского Союза и в странах бывшего соцлагеря продолжали работать, подготавливая специалистов по техническим специальностям, которые, в основном, были необходимы для Европейских и Американских крупных производственных компаний разного профиля деятельности.
Такая практика, продиктованная вышеуказанными странами, продолжается до настоящего времени. Делается это очень просто: в этих странах крупные компании открывают филиалы и подбирают персонал из их населения, и только после собеседования зачисляют в штат с испытательным сроком.
Через 2-3 года самых высококвалифицированных направляют на работу в головную компанию. Сначала им оформляют ВНЖ и в дальнейшем ПМЖ. Возврат их в Россию и другие страны проблематичен и зависит от степени их оседлости на новом месте проживания.
Технических кадров: научных сотрудников, инженеров, техников и высококвалифицированных рабочих, необходимых для развития индустриализации страны через машиностроение, в России достаточно.
Требуется для их привлечения создать необходимые условия: по повышению квалификации, предоставления достойной зарплаты и организации соответствующих социальных условий, чтобы все вышеперечисленные специалисты поступили на работу на Российские машиностроительные предприятия.
Особую ценность для индустриализации России представляют выпускники технических ВУЗ-в, получившие образование в промышленно развитых странах и работающие в зарубежных крупных машиностроительных компаниях по несколько лет.
Но эффективность их работы в Российских микро, малых и средних предприятиях крайне низка, она может быть только в крупных промышленных комплексах. Промышленно развитые страны тормозят развитие индустриализации России,поскольку им не нужны конкуренты.
Единственный выход-создание крупных Инжиниринговых производственных машиностроительных комплексов, ориентированных на привлечение в их состав большого количества малых и средних машиностроительных предприятий с максимально возможным их освобождением от второстепенных обязанностей (подбор кадров, бухгалтерии, снабжения, рекламирования и многих других).
В СССР подготовка кадров по рабочим специальностям осуществлялась по нескольким направлениям:
- принимались на машиностроительных предприятиях ученики на требуемые рабочие специальности: токарей,слесарей, электриков и т.д. Ученики прикреплялись к высококвалифицированным рабочим для обучения на срок до их готовности к аттестационому экзамену.
На период их обучения наставнику осуществлялась доплата к заработной плате, а ученику платили ученические в размере 350 рублей в месяц (до денежной реформы 1961 года).
На моём примере: меня прикрепили учеником к очень грамотному токарю, общение с которым определило всю мою дальнейшую жизнь.
После сдачи аттестационного экзамена через 2,5 месяца обучения, мне был присвоен сразу 4-й разряд токаря, что было впервые в истории завода. Через 3 месяца был присвоен 5-й разряд токаря, а в августе этого же 1956 года поступил в Иркутский Политехнический институт на механический факультет;
-осуществлялась подготовка квалифицированных рабочих по техническим специальностям: токарей, слесарей и др. в ремесленных училищах с 2-х годичным сроком обучения для закончившим неполную среднюю школу. А также в профессионально технических училищах (ПТУ) готовились квалифицированные рабочие из молодёжи, имеющей среднее образование, по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня в течение 1-2 лет. Обучение бесплатное. Стипендии платили 350 руб в месяц (до денежной реформы 1961 года).
- была развита подготовка технических работников в отраслевых промышленных техникумах. После их окончания, выпускники направлялись на должности техников и мастеров участков на машиностроительные заводы. Срок обучения 4 года. Обучение бесплатное. Стипендия 350-450 руб в месяц.
- поскольку в середине 50-х годов в СССР сильно развивались станкоинструментальная и отраслевые машиностроительные промышленности, получило широкое распространение обучение в Политехнических институтах. Молодёжь привлекали возможности сделать карьеру в будущем и интересная работа. В стране продолжалось развитие промышленной индустриализации
Система организации приемных экзаменов, большая стипендия, перспектива хорошего трудоустройства и карьерного роста привела к тому, что конкурс на мою специальность был 25 человек на 1 место. А учитывая то, что льготники: отслужившие в армии 3 года, имеющие производственный стаж по выбранной специальности 2 и более лет и выпускники школ с золотой медалью проходили вне конкурса, то фактически конкурс был более 40 человек на одно место.
Программа обучения, в настоящее время, по техническим специальностям намного сложнее, чем в середине 50-х годов, когда был студентом в Иркутском Политехническом институте по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
Трудности при выполнении всех лабораторных, курсовых и дипломных работ были из-за необходимости использования косточковых счёт. Других счётных устройств не существовало.
Во время учебы стипендия была 590 руб. в месяц и бесплатное благоустроенное общежитие, в столовой института было организовано отличное 2-х разовое питание за 10 руб в день (до денежной реформы 1961 года).
Кроме того, руководители местных предприятий часто приглашали нас на срочные погрузочно-разгрузочные работы с хорошей оплатой, что обеспечивало нам спокойную жизнь.
Такой большой размер стипендии был из-за специальных надбавок от Совета Министров СССР. Очень велика была потребность в инженерах в отраслевых Научно-исследовательских институтах и на машиностроительных заводах страны.
Учеба в моем институте была тяжелой, но предоставлялась и разгрузка. Каждую субботу и в праздничные дни в актовом зале бесплатно устраивались вечера танцев с приглашением студентов соседних институтов, устраивались концерты художественной самодеятельности, приглашались заслуженные артисты театров и многие другие виды мероприятий
Первоначальная зарплата инженера после окончания института была 800руб (до денежной реформы 1961 года) в месяц и предоставлялось жилье. Проблем с продуктами и промтоварами с 1948 года в магазинах не было.
(Серьезные проблемы с ними начались в 1958 году после вступления Н.С. Хрущева на должность Председателя Совета Министров СССР.)
Отличие современного обучения в том, что раньше больше внимания уделялось производственной практике. Уже со второго курса на один месяц, под руководством ведущего специалиста предприятия. Последняя преддипломная практика с зачислением на должность технолога, конструктора или мастера, проходила на большом машиностроительном заводе и составляла 6 месяцев. Нам платили зарплату в соответствии с занимаемой должностью.
В настоящее время технические ВУЗ-ы выпускают бакалавров и магистров только с теоретической подготовкой. Но все Российские предприятия приглашают на работу инженеров и техников. Парадокс! Для того чтобы стать квалифицированным инженером выпускнику ВУЗ-а необходимо несколько лет поработать на производстве.
Следующим очень важным этапом развития технического образования является очная и заочная аспирантура при ВУЗ-х и при отраслевых научно-исследовательских институтах машиностроительной промышленности.
В металлообрабатывающем машиностроении в СССР было 28 отраслей и соответственно 28 министерств. В составе министерств в 30-40 годы прошлого века было создано десятки отраслевых научно-исследовательских институтов, разрабатывающих и внедряющих новые технологии и перспективное оборудование в серийное производство.
После ликвидации СССР в 1991 году все министерства были ликвидированы. Был образован Минпромторг РФ, в который вошли все 28 бывших министерств в форме отраслевых департаментов. В отличие от министерств, департаменты не имеют прав распределять денежные средства по промышленным предприятиям.
Для управления лесопромышленным комплексом существовало только одно "Министерство лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности" с несколькими Главными управлениями, курирующими более 25 промышленных отраслей, использующих древесину и создававших станки, машины и технологичесое оборудование для этих направлений.
Практически во всех промышленных отраслях машиностроительных министерств были созданы научно-исследовательские институты. В основных из них были созданы очные и заочные аспирантуры.
С момента образования отраслевых НИИ подбирались, с действующих машиностроительных заводов, толковые специалисты и переводились в эти НИИ с предоставлением жилплощади. Также после окончания очной аспирантуры, молодых специалистов, в основном, оставляли работать в этих же НИИ с предоставлением жилплощади.
Волей судьбы я попал в очную аспирантуру Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭлеспром), расположеный в г. Химки Московской области. Произошло это следующим образом: работал конструктором на Уссурийском машиностротельном заводе в Приморском крае, изготавливающем серийно лесопильные и деревообрабатывающие станки.
Завод был подчинен Министерству станкоинструментальной промышленности СССР. Это министерство поручило заводу изготовить современный агрегатный станок, состоящий из 12 механизмов, управляемый одним оператором и заменяющий работу бригады из 6-8 рабочих. Станок должен быть представлен государственной приёмочной комиссии для определения его готовности к серийному производству. Станок был сконструирован Вологодским СКБ Минстанкопрома, по техническому заданию ЦНИИМЭ.
Станок был очень непростой по процессу его изготовления. Минлеспром назначил место его монтажа и проведения государственных испытаний, в леспромхозе недалеко от Улан-Удэ Бурятской АССР. Через несколько месяцев этот агрегатный станок, после очень серьёзной наладки, был предъявлен государственной приёмочной комиссии в новом, специально построенном нами цехе.
Её состав был очень солидный: заместители министров, председатель совнархоза, ученые из ВНИИДМАШа и ЦНИИМЭ, руководитель проекта из Вологодского СКБ, представители местных промышленных органов власти, пожарной и санитарных служб и других представителей. Испытывали станок очень серьёзно, замечаний по конструкции и работоспособности станка не было.
Во время подготовки итогового документа представители науки спросили меня, можно ли уменьшить продолжительность одной операции с 20 секунд, хотя бы в 2 раза. Пообещал подумать. Оставили на ночь токаря, фрезеровщика, слесаря и электрика. К приходу приемочной комиссии на следующий день, изготовленные механизмы были установлены на станок и управление ими было выведено на пульт управления. При проведении их испытаний выяснилось, что время выполнения операции снизилось до 2-3 секунд.
Через месяц, из обоих вышеуказанных НИИ пришло приглашение поступить в очную аспирантуру. Для меня это было неожиданным, никогда не думал о научной работе. Считал её выше моих способностей. Созвонился с аспирантурой ЦНИИМЭ, выехал в Москву, сдал приёмные экзамены и зачислен в аспирантуру.
Сотрудники подразделения, в котором был закреплен, очень талантливые и трудолюбивые. Коллектив был очень сплочённым. Я описал на своём примере, как подбирались специалисты в ЦНИИМЭ и в другие НИИ.
В промышленно развитых странах, а также в России, в машиностроении в сфере создания новых технологий и функционально новых станков и технологического оборудования, наблюдается застой. В мире разразился экономический кризис. Пытаются выйти из него войнами, конфликтами, политическими и экономическими санкциями и другими мерами.
Сейчас имеется огромное количество проблем, требующих срочного решения. Это загрязнение атмосферы, морей и океанов, и окружающей среды. Для этого необходимо перевести все виды транспорта и топливо потребляющие предприятия на гигантские объёмы электроэнергии, которую еще необходимо как-то произвести.
Также потребуется создать новые технологии и оборудование для использования энергии приливов на морях и океанах, горных рек, ветра, солнечного света, магнетизма земли, переработки древесных и других биологических отходов. Срочно требуется снизить выделение действующими производственными предприятиями вредных антропогенных газов в атмосферу и стратосферу земли, ведущими к сильному изменению климата.
Требуют срочного разрешения проблемы с бедностью и обеспечением населения продовольствеными и промышленными товарами. И множество вопросов, которые требуют решения. Для обеспечения их выполнения требуются гиганские финансовые вложения. Потребуется совершенно другой технологический подход к созданию новых производственных мощностей.
Всё это может быть достигнуто только при переходе к 5-й промышленной революции (Индустрия 5.0). Без технических знаний невозможно решить вышеуказанные проблемы и решить их предстоит решить Вам выпускникам технических ВУЗ-ов.
Что такое Индустрия 5.0 привожу ответ ниже.
5-я промышленная революция: «как говорят ученые австралийского Университета Дикина, пятая промышленная революция предполагает возврат рабочих в производственные цеха и объединение человеческого интеллекта, творческих способностей с возможностями машины для повышения эффективности процессов.
В то время как главная проблема Индустрии 4.0 - это автоматизация, Индустрия 5.0 предполагают синергию (сотрудничество и взаимодействие) между людьми и автономными машинами. Автономная рабочая сила будет восприимчива и информирована о человеческих намерениях и желаниях.
Человечество будет работать вместе с роботами не только без страха, но и со спокойствием, зная, что их коллеги-роботы адекватно понимают их и способны эффективно с ними сотрудничать. Это приведет к исключительно эффективному производственному процессу с добавленной стоимостью, процветанию надежной автономии и уменьшению отходов и связанных с производством затрат» tadviser.ru.
Со своей стороны добавлю: все промышленные революции начинались после открытия какого-либо физического закона.
В настоящее время это может быть закон, например: Новая электрофикация для очищения атмосферы земли.
Будем очень рады Вашим комментариям с новыми идеями.
Подписавшись, Вы будете в курсе индустриализации России.