На кухне громыхнуло один раз, потом второй. Завершил утреннюю "симфонию" звон бьющегося стекла. Константин резко подскочил в кровати:
- Кажется, в эти минуты прекратил свое существование мой любимый стакан! Пора вмешаться!
Пытаясь совладать с нарастающем раздражением, мужчина натянул спортивные штаны. Но не успел он дойти до двери, как послышался женский крик. Константин понял, что ситуация в помещении для приготовления пищи стала критической. В два прыжка он преодолел расстояние до сердца домашнего очага, но увидел не накрытый к завтраку стол, а плачущую жену. Светлана стояла в центре помещения, и с ужасом смотрела на пораненный указательный палец правой руки. Подле ее ног валялся веник, совок и осколки любимого стакана.
Хотя Косте было очень жаль посудины, которую ему подарили на работе женщины в День Защитника Отечества, он даже не повел бровью. Ведь жена дороже какого-то стакана! Он взялся за брошенный инвентарь:
- Света, не плачь, сейчас я все уберу!
В этот момент шок отпустил Светлану, и она в голос разревелась:
- Я кровью истекаю, а тебе все равно!
Мужчина отложил веник с совком.
- Нет, мне не все равно! Заметь, я тебе даже слова не сказал, хотя ты по неосторожности или преднамеренно грохнула мой стакан!....Лучше скажи, с чего это ты вдруг разбушевалась с утра пораньше?
Женщина молча плакала, и все так же завороженным взглядом смотрела на свой раненный палец. Константин тоже осмотрел травмированный орган, и как заправский спец изрек:
- Ничего страшного! Потерпи, я сейчас сделаю тебе перевязку!
Светлана молча кивнула головой, что означало полное доверие супругу. Приободренный этим знаком, Константин достал из ящика аптечку, и принялся за дело. Действовал он уверенно, но при этом строго выполнял все правила антисептики. Светлана с облегчением вздохнула, когда ее палец превратился в миниатюрную мумию.
- Спасибо, Костя! Я так испугалась..., я всегда крови боялась, а в детстве даже в обморок падала....Извини, что тебя перепугала! Садись, я накормлю тебя.
Голос Светланы и ее короткие фразы напоминали речь автоответчика, а это говорило о том, что она еще полностью не отошла от шока. Чтобы вернуть жену в нормальное состояние, Константин строго спросил:
-Какая шлея тебе с утра под хвост попала? Не дала выспаться, как следует!
Тональность мужчины, и полное отсутствие жалости к ее чувствительной персоне встряхнули Светлану. Она с чувством схватила стоявшую на плите сковороду.
- Ты еще спрашиваешь, почему я психую?
- Интересно было бы узнать причину!
Мужчина пододвинул поближе тарелку, словно боялся лишиться своей законной порции. Светлана выразительно вздохнула, после чего разделила остатки омлета еще на две части.
- У меня настолько взвинчены нервы, что даже аппетит пропал! Хоть бы проглотить чашку кофе....Надо Пашку с Ольгой будить, а то в школу опять опоздают!
Константин не обратил внимания на последние слова жены.
- Света, ты так и не сказала, в чем причина твоего недовольства, а также отсутствия аппетита?
Женщина покраснела, и стала похожа на закипающий чайник.
- Ты еще спрашиваешь? Я же предупреждала тебя еще вчера, что к нам едет тетя! Точнее, она уже почти здесь!
Мужчина рассмеялся:
-Светка, неужели ты из-за этого устроила здесь Содом и Гомору?
- Не смешно!
- А мне очень смешно, что ты из-за такой ерунды чуть себе палец не отфигачила!
Женщина скривилась, и небрежно махнула рукой:
- Можно без этих словечек? Не забывай, что у нас дети!
Продолжить диспут помешали дети. Пашка ворвался на кухню с криком:
- Мам, я жутко опаздываю! Мы с ребятами договорились встретиться до начала уроков! Надо новый каток опробовать!
Старшая дочь Ольга сначала пожелала родителям доброго дня, а затем решительно одернула брата:
- Пашка, ты не на стадионе! Орешь так, что соседи в курсе твоих договорняков!...И вообще, приличные люди всегда здороваются!
Замечание сестры парню не понравилось:
- Можно подумать, ты самая умная!
Ольга огрызнулась:
- Да, уж поумей некоторых!
Раздражение, которое по капельке собиралось с утра, выплеснулось из Константина:
- Да, что же это такое?! Мать с утра устроила сцену, теперь еще вы? Теперь вы сцепились...Сейчас же успокойтесь, и марш в школу!
Пашку не пришлось просить дважды: дожевывая на ходу, подросток направился в прихожую. Ольга чинно ела, поглядывая на родителей:
- Мама, пап! Вы сегодня на себя не похожи! Это все из-за приезда бабушки Маши?
Светлана снова взвилась:
- Дочь, ты подслушивала? Откуда ты знаешь, что приезжает тетя Маша?
- Мам, об этом, наверное, весь дом знает, потому что ты еще вчера громче радио возмущалась по этому поводу!
Замечание дочери подействовало на Светлану отрезвляюще, и она направилась к мойке. Ольга снисходительно посмотрела на родителей.
- Если честно, не пойму, в чем проблема? Мы же отдыхаем каждое лето у бабушки Маши, теперь она решила у нас погостить....Нормальный процесс!
Ольга прошла мимо застывшей возле мойки матери, а через минуту дверь в прихожей хлопнула, как выстрел. Глава семейства медленно произнес:
- Светка, а ведь наша дочь права! Пусть твоя тетя немного погостит, с нас не убудет.
Глаза женщины сверкнули то ли от злости, то ли от слез.
- Тебе легко говорить, потому что ты всегда - лишь пассивный наблюдатель. А мне придется выполнять прихоти тетушки, вести с ней пустые разговоры....И почему все родственники считают своей святой обязанностью отметиться у нас? Пока мы жили на съемной квартире, никто не приезжал! Стоило только купить нам собственное жилье, как все вспомнили о родственных связях!
Мужчина предупредил:
- Свет, ты поаккуратней, а то я могу и обидеться! Ведь, если я тебя правильно понял, ты намекаешь на то, что у нас дважды гостили мои старики...
Чувство неловкости опять овладело женщиной.
- Костя, я не о том! Твои родители очень интеллигентные люди, хоть и живут в провинции....А моя тетушка....
- Чем тебе не угодила Мария Васильевна?
- Всем! Как представлю, что она начнет тут командовать, а еще...этот старческий запах, в квартире все пропитается этой смесью нафталина с печной гарью.
Это было уже через край, и мужчина больше мог себя сдерживать.
- Света, послушай себя! Как ты можешь так говорить о человеке, который очень много для тебя сделал?...Ты тоже не будешь вечно ходить в одной шкуре, и тоже однажды станешь старенькой! И тебе тоже захочется проведать племянников или Ольгу с Пашкой....А они возьмут и скажут тебе, мама не приезжай, потому что нам не нравится старческий запах....Подумай на досуге обо всем, а сейчас собирайся! У меня с утра окно, и я подброшу тебя до вокзала.
Мария Васильевна настолько прикипела к деревенской жизни, что даже выезд в районный центр для нее становился событием. Поэтому она долго не решалась отправиться в большой город. А всему виной было ослабевшее здоровье: у пожилой женщины скакало давление, и сердце тоже барахлило. Несколько раз за последний год она проходила лечение в районной больнице, но это не давало заметного результата. Участковый врач месяц назад сказал ей:
- Все, Мария Васильевна, пора вам серьезно заняться своим сердечком. А возможности нашей больницы ограничены. Поэтому я выпишу вам направление в диагностический центр, там вы сможете пройти обследование на современном оборудовании. Неплохо было бы вам полежать в кардиологии....
Пожилая женщина тут же в кабинете врача запричитала:
- Николай Алексеевич, на кого же я свое хозяйство брошу? У меня ведь курочки, и индюшата маленькие, только в августе взяла!
Врач не стал вступать в спор с пациенткой, и строго сказал:
- Конечно, вам самой решать, что для вас важней индюки с курочками или собственное здоровье! Мой долг - предупредить вас!
Женщина робко возразила:
- Так я же не против! Но может не сейчас, а на следующий год?
Участковый врач безжалостно заявил:
- Если вы так будете относиться к собственному здоровью, то можете и не дожить до следующего года! Так что,решайте сейчас, Мария Васильевна!
Хотя в ее возрасте всякое могло случиться, но умереть вот так, ни с того ни с сего, очень не хотелось. И Мария Васильевна засобиралась в дальнюю дорогу. Она оставила на соседку свое хозяйство, и строго наказала:
- Антонина, если со мной что произойдет, все забирай себе! Ты мне всегда помогаешь, я тебя должна отблагодарить!
Соседке не понравилось настроение Марии.
- Машка, что ты себя раньше времени отпеваешь?! Ты еще меня переживешь! Подумаешь, невидаль какая гипертония! У меня тоже на прошлой неделе под двести было, и ни чем не могла сбить! Но ничего, выжила!...Съездишь в область, проверишь свое сердце, и домой вернешься! У тебя же есть, где остановиться - племянница твоя, Светка, как царица живет в отдельных хоромах. Позвони, предупреди ее заранее, да не забудь с собой гостинцев побольше прихватить!
Мария Васильевна все сделала в точности по Тонькиной инструкции, и набила до краев две сумки домашней провизией. Ноша оказалась неподъемной, и пришлось просить Антонининого зятя, чтобы подкинул до станции. Она рассчитывала, что в городе ее встретит племянница, она накануне созванивалась с ней. Правда, по недовольному тону Светланы тетка поняла, что ту не слишком обрадовала новость, но отступать было поздно. Встреча потом тоже была не такой "горячей", как себе представляла пожилая женщина.
Все четыре часа в электричке она думала о странностях своей жизни. В личном ей не везло с молодости. Еще в девятнадцать лет Мария выскочила замуж за выпускника летного училища. Бравый лейтенант покорил девичье сердечко, и она готова была идти за ним хоть на край света. В принципе, примерно туда и направили служить молодого офицера. Но Марию не испугали тяжелые условия жизни на Камчатке, и она решила разделить все тяготы со своим супругом. Но однажды ее Васенька не вернулся из полета, потому что их вертолет потерпел крушение. Обломки воздушного судна и останки членов экипажа нашли на восьмые сутки. Там, на Камчатке Мария Васильевна похоронила любимого мужа, и вернулась в родную деревню.
Многие мужчины сватались к молодой вдове, но она всем отказывала. Сестра Катя ругала ее за это:
- Машка, жизнь проскочит, и не заметишь! Пока тебя еще замуж зовут, надо пользоваться моментом!
Она понимала, что младшая сестра права, но сердце не хотело принять этой правды:
- Не могу я, Катюша, переступить через себя! Васи нет давно, а я его все еще люблю! Без любви ведь невозможно жить с человеком!
Сестра горестно качала головой.
- Так бы хоть деток нарожала, было бы о ком заботиться!
У Маши и на это был свой ответ:
- У меня есть ты, и Светка с Леночкой!
Тетя Маша ничего не жалела для племянниц. Она помогала им выучиться, а на свадьбу каждой подарила по холодильнику, чтобы девочки жили в комфорте. Когда тяжело заболела сестра Катя, Мария Васильевна взвалила на свои плечи все хлопоты. До последнего дня она не теряла надежды, что сестричка поправится. Катерина Васильевна умерла на ее руках, а перед смертью попросила:
- Машенька, прошу тебя, присмотри за моими девочками! Они хоть и взрослые, но совсем к жизни не приспособлены. Всякий может их обидеть!
И сестра поклялась поддерживать племянниц столько, на сколько хватит ее сил. Когда Елена разошлась с мужем, тетя забрала к себе на время внуков. Светлана тоже в трудные минуты всегда обращалась к тетке. А однажды в момент откровения она призналась:
- Тетя Маша, вы для меня, как мама! Роднее вас нет на Земле человека!
Марии Васильевне сильно запали в сердце эти слова. Она даже прослезилась:
- Если Светочка так говорит, значит, я не зря свою жизнь прожила!
Каждое лето Светлана с мужем и детьми приезжали на недельку в деревню. От тетки они всегда уезжали с полными сумками. Племянница часто приглашала ее к себе в гости, но Мария Васильевна все отнекивалась:
- Куда я поеду, старая кочерга! Только вам буду мешаться!
Она бы и не поехала, если бы не подвело здоровье. Уж очень хотелось пожить хоть еще чуть-чуть.
Уже второй день Мария Васильевна гостила у племянницы. Как многие деревенские жители, она тонко чувствовала недовольство хозяйки дома, то есть Светланы. Это ощущение давало покоя пожилой женщине в первый вечер, осталось оно и на утром следующего дня. В голове Марии Васильевны проносились невеселые мысли:
- Не ко двору я пришлась! Стесняю только людей, не надо было мне ехать!
Но поскольку за первый день тетя Маша прошла только половину всех назначенных процедур, ей пришлось смириться с напряженной обстановкой в доме Светланы. Но сама хозяйка не собиралась долго изображать из себя добродетель. На второй вечер во время ужина Светлана отличилась, когда высказала свое мнение по поводу чрезмерной заботы пожилых людей о своем здоровье:
- Тетя Маша, вам, слава Богу, уже семьдесят пять! И вы можете смело гордиться тем, что прожили такую богатую жизнь. Сегодня молодые люди мрут, как мухи!
Пожилая женщина сначала не поняла, куда клонит племянница, и охотно включилась в тему:
- Ой, Светочка, права ты на все сто! Когда я весной лежала у нас в районной больнице, тоже в отделении мужчина умер, всего сорок два года емц было. Пошел умыться, и скончался!
Светлана обрадовалась:
- Вот, видите! Молодежь умирает, а старики, жо фанатизма доходят, ходят по больницам, надоедают врачам! Ведь это ненормально!
Константин воскликнул:
- Света!
Но было уже поздно. Мария Васильевна все поняла.
- Спасибо, племянница за угощение, и за слова откровенные тоже спасибо! А я все понять не могла, что ты так вздыхаешь, да глазами водишь! Оказывается, ты меня осуждаешь за то, что я слишком долго живу, воздух зря копчу?
Светлана не к месту хихикнула:
- Тетя Маша, вы все не так поняли! Я совсем о другом, просто не надо себя изводить разными обследованиями, вы же врачей отвлекаете...
Константин закричал:
- Светлана, замолчи!
Пашка с Ольгой вяло ковыряли вилками в своих тарелках. Им тоже было стыдно за мать, и очень жалко бабушку Машу.
Утром, когда вся семья собралась за столом, Константин спросил жену:
- Надеюсь, теперь ты довольна! Больше тебя не донимает "старческий" запах?
Светлана сделала вид, что не заметила иронии мужа:
- Если ты меня хочешь уколоть, то все напрасно! Тетя Маша сказала, что уже прошла все процедуры, и торопится домой. У нее там хозяйство большое, пришлось на соседку оставить!
Неожиданно голос подала Ольга:
- Мама, ты хоть сама веришь в то, что говоришь? Ты же, считай, выставила свою тетю за дверь!
Пашка тоже с грустью заметил:
- Теперь бабушка Маша не позовет нас к себе в гости! А у нее так здорово, особенно летом!
Светлана в сердцах воскликнула:
- Вы что, сговорились? Я ни в чем не виновата! Тетя Маша сама захотела уехать домой!
В это утро дети убежали в школу, не поцеловав на прощание мать. Константин тоже отправился на работу без настроения. У Светланы был выходной, и она решила навести в доме порядок. Генеральная уборка всегда являлась лучшим средством для успокоения нервов. Чтобы подбодрить себя, женщина вполголоса озвучила план:
- Надо убрать в комнате, где гостила тетя Маша, и заодно перестирать шторы! Этот запах деревни мне покоя не дает! И я ничего не могу поделать с этим.
Она достала из кладовки стремянку, и полезла снимать тяжелые шторы, но в какой-то момент не удержала равновесия, на самой высокой ступеньке. Падение было стремительным, и очень болезненным. Лодыжка стала распухать на глазах, а в дополнение ко всем утренним неприятностям сверху свалился карниз, и ударил горе-хозяйку по правой руке.
Боль была такой силы, что женщина взвыла. Она не могла встать, и пришлось ползти до спальни, где остался на подзарядке мобильник.
- Костя, кажется я руку и ногу сломала! У меня от боли сводит зубы! Приезжай скорей, я очень боюсь!
Она каталась от боли по полу, но это только ухудшало положение. В голове гудели невидимые колокола, и очень хотелось пить. Неожиданно в прихожей послышались знакомые шаги. В следующее мгновение Светлана сквозь пелену слез увидела тетю Машу.Но она была в том состоянии, когда все окружающее кажется недействительным. Даже собственный голос казался ей чужим:
- Тетя Маша, помогите, мне очень плохо!
Пожилая женщина бросилась к ней:
- Светочка, милая, потерпи! Сейчас я холод к твоей ножке приложу, и тебе полегче станет! А я ведь сердцем чуяла, что с тобой что-то стряслось! Уже посадку объявили на поезд, но я не поехала, сюда примчалась....
Светлана качала синюю руку, и с ужасом смотрела на нижнюю конечность, которая тоже быстро обретала баклажановый оттенок.
- Это мне за мой язык прилетело! Тетя, прости меня, если сможешь!
- Ты ничего плохого не сделала, чтобы просить у меня прощения! Потерпи, детка немного! Надо бы твоего Костю вызвать, чтобы он в больницу тебя отвез! По всем признакам у тебя перелом и там,и там!
Пожилая женщина ползала на коленках возле нее, забыв о своем преклонном возрасте. И от каждого ее прикосновения становилось легче. Светлана вспомнила, как в далеком детстве, когда она упала с велосипеда, и разбила в кровь коленки, тетя Маша прикладывала к ранам холодный подорожник. Тогда тоже облегчение приходило практически моментально.
Сердце в груди вдруг сжалось в маленький комочек, и Светлана припала к груди тетки.
- Тетя Маша, миленькая, прости меня! Пожалуйста,не бросай меня одну! Ты нам очень, очень нужна!
Константин удивился тишине в квартире. Осторожно, стараясь не шуметь, он прошел в маленькую комнату, и в изумлении застыл - Мария Васильевна стояла на коленях, и, как маленького ребенка, обнимала и качала Светлану.
- Все будет хорошо, моя девочка! Раны заживут, и ты снова будешь бегать!
Почти два месяца Мария Васильевна не появлялась в родной деревне. Когда она неожиданно нагрянула, соседка остолбенела:
- Маруся, а я уже подумала, что ты того..., преставилась!
Пожилая женщина весело сказала:
- Значит, еще поживу! У моих беда случилась, так они меня не отпускали! А зять вообще сказал, чтобы я у них оставалась жить. Светке очень с мужем повезло, хороший он у нее и правильный! Вот, я и не знаю, что мне делать!
- А чего тут раздумывать: пока зовут, соглашайся! Чего тебе одной в пустом доме мыкаться!
- Чего одной-то? У меня же курочки, индюшатки....
Антонина сначала пару раз хихикнула, а потом зашлась от смеха:
- А нету у тебя больше ни курочек, ни индюков! Я их всех под нож пустила! Ты же мне сама завещала всю свою живность! Ну, я и привела твой наказ в исполнение! Так что теперь тебе сам Бог велел переселиться к племяннице!
Автор Татьяна Ковалева