Промышленные маркетплейсы – это онлайн-платформы, которые объединяют производителей и покупателей в цифровой среде. Они предоставляют возможность людям и компаниям работать напрямую с производителями и экономить на закупках. Ниже рассказываем про китайский рынок электронной торговли и ключевые промышленные маркетплейсы.
Рынок электронной торговли Китая
Китай сегодня является крупнейшим мировым рынком электронной коммерции. Продажи китайский онлайн ретейлеров в 2022 г. достигли 1,8 трлн долларов, что практически в два раза превышает объем рынка второго по величине мирового рынка – Соединенных Штатов Америки. Ключевыми игроками рынка Китая являются местные компании – Alibaba, JD.com и Pinduoduo, которые в совокупности занимают долю рынка 89,4%.
Объем продаж на B2B маркетплейсах Китая по прогнозам Statista достигнет 239 млрд долларов к 2025 г. Крупнейшем игроком на рынке b2b маркетплейсов в стране является Alibaba Industrial Marketplace, который связывает миллионы продавцов и покупателей промышленных товаров и услуг. На маркетплейсах можно найти широкий перечень номенклатуры включая крупные станки с ЧПУ, спец. технику, металлопрокат, трубную продукцию, строительный инструмент и многое другое.
Фундаментально все маркетплейсы можно разделить на две ключевых группы:
- Внутренние площадки – на них возможна регистрация и покупка только при наличии локального телефонного номера и платежной системы, в некоторых случаях возможно покупка при помощи международных платежных систем
- Площадки, которые приобрели статус международных – на них можно зарегистрироваться с помощью номера практически любой страны и также совершать покупки при помощи международных платежных систем
Фактически, сегодня для российских покупателей разницы между ними нет, по причине существующих трудностей с трансграничными платежами.
Почему китайские маркетплейсы настолько успешны и развиты?
Можно выделить несколько причин такого бурного роста и глобального успеха китайских площадок электронной коммерции:
1) Высокий уровень использования Интернета: 98% жителей Китая имеют доступ к интернету и более 70% населения совершают онлайн-покупки. Это создало большую клиентскую базу для компаний электронной коммерции.
2) Проникновение мобильной связи: В Китае высокий уровень владения мобильными телефонами: 98% интернет-пользователей получают доступ к Интернету через свои мобильные телефоны. Это привело к росту мобильных платежей, что упростило клиентам совершение покупок онлайн.
3) Выстроенные логистические сети: китайские гиганты электронной коммерции, такие как Alibaba и JD.com , разработали высокоэффективные логистические сети для решения задач доставки заказов. Это помогло повысить скорость и надежность поставок, упростив покупателям совершение покупок онлайн.
4) Системы скидок и специальных предложений: китайские клиенты получают огромное удовольствие от поиска наилучшего предложения, и компании электронной коммерции отреагировали на это, предложив многочисленные схемы скидок и торговые фестивали.
5) Маркетинг и продвижение: Компании электронной коммерции в Китае вложили значительные средства в маркетинг и продвижение, используя социальные сети и другие каналы для привлечения клиентов. Это помогло повысить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов.
6) Государственная поддержка: Правительство Китая оказывает поддержку индустрии электронной коммерции, предоставляя финансирование, субсидии и льготы, которые помогают компаниям расти. Это помогло создать благоприятную среду для работы компаний электронной коммерции.
Зачем российскому бизнесу китайские маркетплейсы?
1) Экономия на закупках
Использование китайских маркетплейсов может быть полезно для людей, которые хотят купить товары напрямую у производителей и экономить на закупках. Однако, прежде чем использовать китайские промышленные маркетплейсы, российские компании должны тщательно изучить условия использования и проверить надежность продавца или поставщика. Также важно убедиться, что товары соответствуют стандартам качества и безопасности, установленным в России.
2) Импортозамещение
Сегодня множество промышленного оборудования и материалов для производства не доступно на рынке России. Перед компаниями встает проблема поиска замены подобным товарам, и наиболее действенный и простой способ – поиск необходимых товаров на рынке Китая. Маркетплейсы позволяют дистанционно выбрать необходимые товары, ознакомиться с их характеристиками, связаться с поставщиком и сделать заказ.
3) Расширение каналов продаж
Кроме того, использование китайских маркетплейсов может быть полезно для предпринимателей, которые хотят продавать свои товары на китайском рынке. Эти маркетплейсы предоставляют возможность предпринимателям размещать свои товары на платформах и привлекать больше клиентов из Китая.
В целом, использование внутренних китайских маркетплейсов может быть полезно для людей, предпринимателей и компаний, которые хотят купить или продать товары на китайском рынке. Однако перед использованием любого из этих маркетплейсов необходимо тщательно изучить условия использования и проверить надежность продавца или компании.
Какие промышленные маркетплейсы можно использовать?
1) Alibaba – крупнейший B2B маркетплейс в мире с более чем 150 млн. постоянных покупателей в год, на котором представлено более 6,5 тысяч категорий продукции, более чем 9 миллионов единиц промышленной продукции и 8 миллионами действующих поставщиков.
Что можно купить?
- автозапчасти
- электронику
- строительное оборудование
- технологическое оборудование
2) Made in China – один из первых промышленных маркетплейсов в Китае с более 8 млн. промышленных товаров в наличии, на котором можно найти более 3,8 тысяч категорий продукции от 6 миллионов поставщиков.
Что можно купить?
- Строительную технику
- Сельскохозяйственную технику
- Производственное оборудование
- Промышленный инструмент
- Запчасти
3) Zhaogang – крупнейшая металлургическая площадка с объемом торговли более 40 млн. тонн в год. На площадке можно найти более 60 категорий продукции и 400 тысяч промышленных товаров от 4 миллионов поставщиков
Что можно купить?
- Металлопрофили
- Лом
- Трубы
- Фитинги
- Металлоконструкции
4) DIY Trade – Международный маркетплейс китайских товаров с большим опытом работы с иностранными заказчиками. На площадке представлено 240 категорий продукции, 900 тысяч товаров от 850 тысяч поставщиков.
Что можно купить?
- Агрохимию
- Промышленное оборудование
- Строительные материалы
- Электронику
5) Global Sources – Китайский B2B маркетплейс, подконтрольный американскому фонду Blackstone Inc. На маркетплейсе можно найти 32 категории продукции, 220 тысяч промышленных товаров, 400 тысяч поставщиков.
Что можно купить?
- Химикаты
- Механические запчасти
- Металлопрокат
- Измерительное оборудование
6) Ouyeel – вторая по объему торговли металлургической продукцией в Китае площадка: более 16+ млн. тонн в год. На площадке представлены 170 категорий продукции и более 530 тысяч промышленных товаров от 4 тысяч поставщиков.
Что можно купить?
- Металлопрофили
- Лом
- Трубы
- Фитинги
7) DHgate – B2B/B2C маркетплейс с упором на потребительские товары массового пользования. Всего на площадке есть 80 категорий продукции и 180 тысяч промышленных товаров от 2 миллионов поставщиков.
Что можно купить?
- Строительный инвентарь
- Отделочные материалы
- Электроинструмент
- Запчасти
8) Yanzhu Overseas – небольшой маркетплейс строительных материалов, инвентаря и оборудования. На маркетплейсе ассортимент представлен 1 тысячей категорий продукции с 60 тысячами промышленных товаров от 70 тысяч поставщиков.
Что можно купить?
- Строительный инвентарь
- Отделочные материалы
- Строительные материалы
- Электроинструмент
- Запчасти
С какими рисками можно столкнуться, при работе на китайских маркетплейсах?
Широкий ассортимент продавцов и предложений помимо ценовых преимуществ и доступности несет за собой и ряд рисков, с которыми может столкнуться каждая российская компания при покупке:
1. Качество товара: Китайские производители могут использовать дешевые материалы и технологии производства, что может привести к низкому качеству продукции. Кроме того, нельзя исключать отгрузку бракованной продукции или же ее повреждение во время доставки из-за неправильной упаковки.
2. Надежность продавца: Некоторые продавцы на китайских маркетплейсах могут оказаться ненадежными и не выполнять свои обязательства по доставке. Помимо этого, китайские маркетплейсы могут быть подвержены мошенничеству со стороны продавцов, которые могут продавать поддельные товары или не отправлять заказы после получения оплаты.
3. Проблемы с таможенным оформлением: Приобретение товаров на китайских маркетплейсах может привести к проблемам с таможенным оформлением, например если товары содержат запрещенные вещества или технологии, или же не обладают необходимыми сертификатами и маркировкой.
4. Несоответствие стандартам качества и безопасности: Китайские производители могут не соблюдать стандарты качества и безопасности, установленные в России. Это может привести к несоответствию товаров требованиям российского законодательства и повышению рисков для здоровья и безопасности потребителей.
Поэтому перед приобретением промышленного товара на китайском маркетплейсе необходимо тщательно изучить информацию о продавце и платформе, а также обратить внимание на отзывы других покупателей. Также рекомендуется использовать проверенные методы оплаты и доставки, чтобы минимизировать риски мошенничества и проблем с таможенным оформлением.
Как избежать рисков при покупке?
Для работы с маркетплейсами наиболее эффективной является услуга входного контроля, так как позволяет минимизировать риски получения бракованной продукции и получения не соответствующего требованиям товара.
2) Организация оплаты – агент проведет переговоры с поставщиком, согласует характеристики товара и сроки поставки внутри Китая и проведет оплату в юанях
3) Организация доставки – агент проверит комплектность товара перед отправкой, переупакует его, чем снизит риски повреждения товара в процессе доставки и снизит стоимость доставки. Также агент при необходимости подготовит нужные сертификаты и проведет маркировку продукции, например в системе «Честный знак».Ключевым подходом к управлению рисками в закупках в Китае является привлечение провайдеров дополнительных сервисов, или же, другими словами, агентов. Агент – организация с представительством в Китае, которая сможет на месте провести дополнительные переговоры с поставщиком на китайском языке, проверить качество продукции и благонадежность поставщика, организовать доставку и оплату. Рассмотрим сервисы, которые могут защитить покупателя:
1) Контроль качества – подобные услуги можно разделить на три крупных группы:Технический аудит – агент отправляется на завод и проверяет его технические возможности к изготовлению необходимой продукции и условия на предприятии
Инспекционный контроль – агент проверяет товар на этапе изготовления и сверяет его со спецификацией
Входной контроль – агент проверяет товар, полученный от поставщика перед отправкой клиенту и в случае нареканий проводит его возврат, обмен или пересмотр стоимости
Мы в Восточном Центре Импорта можем помочь сделать безопасную и контролируемую покупку на промышленном маркетплейсе в Китае: проведем переговоры с поставщиком, проверим товар и организуем доставку.
Источники:
- https://ieeexplore.ieee.org/document/1552932
- https://www.researchgate.net/publication/220890995_eCommerce_Critical_Success_Factors_for_Chinese_Enterprises_An_Empirical_Research_on_the_Publishing_Industry