Предыдущие части: 1, 2, 3, 4
Исследуя тему мистического опыта нельзя обойти стороной и наших предков славян. В одной из статей я уже писал о практике тёмного ретрита, описанной в сказках.
Стоит упомянуть ещё ряд светозарных явлений в русских народных сказах, которые Владимир Пропп связывает с древними шаманистическими представлениями о потустороннем мире.
ТРИДЕСЯТОЕ ЦАРСТВО ТРИДЕВЯТОЕ ГОСУДАРСТВО
Одним из образов потустороннего мира Пропп считает Тридесятое Царство Тридевятое Государство. Нередко оно помещается под землей. Но там обычно вовсе не темно. Так это описывают сказки:
«Долго шли герои подземным ходом, вдруг забрезжился свет — всё светлей да светлее, и вышли они на широкое поле под ясное небо» (Афанасьев). Этот отрывок можно связать со светом в конце тоннеля в шаманском путешествии или опыте клинической смерти. Царство также может находиться на горе или под водой. Иногда место, куда прибывает герой, описывается как город, где словно «жар горят золотые маковки на высоких теремах белокаменных».
«Сюда герой приходит за похищенной красавицей, за молодильными яблоками и живущей и целющей водой, дающими вечную юность и здоровье», за волшебной Жар-Птицей. Предметы, люди и существа, которые нужно добыть в Тридесятом Царстве, почти всегда золотые и сияют. Золотоё сияние является печатью Иного Царства — высшей реальности. Вот так появление Жар-Птицы описывается в сказках:
«Сидит Иван-царевич час, другой и третий — вдруг осветило весь сад так, как бы он многими огнями освещен был: прилетела Жар-Птица. Обронённое ею перо было так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч».
В Тридесятом Царстве всегда есть сказочный дворец, чаще всего золотой, который сияет, «как жар горит». Этот дворец неприступен для всех, кроме героя, который может проникнуть в него, обернувшись птицей, животным или насекомым. Бывает герой пролезает в него через щель, что тоже можно сравнить с путешествием шамана или умирающего через тоннель.
Правительница того царства сидит на золотом троне в высокой башне с золотым верхом. У самой царевны золотые крылушки, у служанки же — серебряные. Часто царевна летит в золотой колеснице: «осияло и небо и землю, — летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев». Если упомянуты ее волосы, они всегда золотые. Отсюда и ее имя «Елена Золотая Коса Непокрытая Краса» или «Заря-Заряница». В абхазских сказках свет исходит даже от ее лица: «И увидел (герой) светившуюся без солнца красавицу, стоявшую на балконе… От нее, как от солнца, шел свет, даже когда не было ни солнца, ни луны» (Абхазские сказки).
ОСТРОВ БУЯН И БЕЛ-ГОРЮЧ КАМЕНЬ АЛАТЫРЬ
Ещё одним месторасположением Иного Царства является далёкий сказочный Остров Буян, который находится за тридевять земель посреди моря-океана. Остров Буян во многом аналогичен кельтскому Авалону, индийскому Шветадвипа, расположенному посреди Молочного моря, и другим «Светозарным Белым Островам» из мифов и легенд разных народов. В центре такого острова обязательно находится Пуп Земли (сакральный центр мира), являющийся камнем (Омфал в Древней Греции) или целой горой (драгоценная сияющая золотом Сумеру у индийцев). У славян это Бел-Горюч Камень Алатырь, который часто упоминается в любовных заговорах, как «сила могучая, которой конца нет».
Этимология слова алатырь вызывает трудности. По распространённому мнению, слово алатырь славянского происхождения и родственно слову янтарь. Согласно второй точке зрения алатырь происходит от иранского al-atar, буквально «бел-горюч». Некоторые считают что Алатырь — это искаженное слово «алтарь».
По преданию, Бел-горюч Камень упал с неба. Стоит он на берегу реки Смородины (река, например, Стикс — распространённая архетипическая граница миров) у входа в Пекло. Он и «мал и весьма студен», и «велик как гора». И лёгок, и тяжел. Он - непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять».
Камень Алатырь — это основа мира, его средоточие, дающее начало всему, из под него вытекает чудесный источник, дающий всему миру «пропитание и исцеление». По представлениям неоязычников Он содержит сакральные письмена бога-творца Сварога. Когда Сварог ударяет по Алатырю своим молотом, из искр рождаются боги и небесные воины. Если же такая искра попадает на человека, то в нем зажигается талант и страсть к творчеству. Кто найдёт Камень — обретёт бессмертие и получит запас жизненных сил. Алатырь способен воскрешать покойников и исцелять от недугов. Волшебный Камень может ответить владельцу на все вопросы мироздания и исполнить его желания. Но того, кто завладеет Алатырём обманным путём, он попросту сжигает.
В стихе «Голубиной Книги» (средневековый сборник христианских апокрифов с большим влиянием язычества) Алатырь ассоциируется с алтарём. По некоторым представлениям Господь на нём Сам Себя приносит в жертву, чем даёт начало нашему миру. Основную часть Стиха «Голубиной Книги» составляет диалог между Волотоманом и Давидом. Диалог выглядит как обмен загадками и отгадками. В одном из вариантов «Голубиной Книги» Давид излагает космогонический сюжет, по которому мир возник без участия божественной воли, в результате эманации света, зари, небесных светил из тела Бога:
Начинался бел свет от Святa Духa, / От Святa Духa, Самого Христа, / Самого Христа, Царя Небёсного. / Солнце красное от лица Божья, / Млад светёл месяц от грудей Божьих, / звезды частыя — оны от риз Божьих, / зори светлыя от очей Божьих, / Самого Христа, Царя Небёсного.
По другим вариантам свет — от суда Божьего, от лица Божьего; солнце — от очей; тёмные ночи — от дум Господня; буйные ветры — от Святого духа, дробный дождик — от слёз Христа.
В этих источниках, имевших на себе влияние язычества, мы видим всё тот же сюжет эманации божественного света и рождения мира из бога.
ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА
Ещё одно примечательное светозарное явление, описанное в русском фольклоре — цветение папоротника. Некоторые исследователи считают, что эти представления не принадлежат к исконным древним основам, и это наносный, сравнительно поздний элемент. Тем не менее он соответствует целому ряду архетипов, включая опыт Просветления.
Как известно, папоротники никогда не цветут. А сам «цвето́к па́поротника» — мифический цветок, открывающий его владельцу клады и тайны мира, дарующий ясновидение и власть над нечистым духом. Согласно славянским поверьям, папоротник цветёт лишь миг, в ночь накануне Ивана Купалы. Сорвать цветок очень трудно.
Чтобы это сделать, нужно в ночь на Ивана Купалу одному в лесу разостлать около растения священную скатерть (употреблявшуюся на Светлой неделе), очертить вокруг себя круг освящённым ножом, читать заговор и дожидаться полуночи.
В полночь из куста папоротника «показывается цветочная почка. Она то движется вперед и взад, то заколышется как речная волна, то запрыгает как живая птичка. Все это происходит от того, что нечистая сила старается скрыть от людского взора дорогой цвет. Потом, ежеминутно увеличиваясь и вырастая вверх, цветет как горячий уголь. Наконец, ровно в 12 ночи, с треском развертывается цвет, как зарница, и своим пламенем освещает около себя и вдали».
Нечисть старается отвлечь охотника за цветком папоротника: шумит, зовёт голосом близкого человека, окликает. Она всячески препятствует обретению цветка и запугивает человека, в некоторых случаях лишая рассудка, речи и памяти. Если отозваться на голос или повернуться к призраку, то можно лишиться жизни.
Обретение «цвета папоротника» напоминает о Просветлении (Пробуждении) Будды и тибетской практике Чод. Эту практику обычно проводят в уединённых и пустынных местах, вроде пещер и горных вершин, но в особенности на кладбищах и в местах сожжения трупов, чаще всего ночью. Находясь один в темноте, практикующий Чод дует в ганлин, специальную флейту из бедренной кости, и вызывает духов трёх миров, предлагая себя в качестве подношения. Выдержавший такое испытание, обретает Пробуждение. Исследователи прослеживают прямые параллели Чод с шаманизмом Сибири и Центральной Азии. Считается, что это несравненная практика, побеждающая все болезни и дарующая Просветление в этой жизни.
В чём-то схожим образом достиг Просветления Будда Шакьямуни. Истина, как это бывает, открылась ему неожиданно. В один из дней Будда привычно расположился для медитации под деревом. Ночью взошла полная луна. Он как обычно прошёл четыре стадии созерцания. Далее он вошёл в глубокий транс. Более всего духовного продвижения Гаутамы к Истине опасался бог Смерти Мара. Он насылал на Гаутаму толпы злых духов, страшных оборотней и виев, но Будда даже не замечал их. Тогда в безумно соблазнительном виде явились дочери Мары — воплощение сладострастия и похоти. Будда остался не возмутим ко всем испытания и достиг Просветления.
Таким образом мы видим внешнюю схожесть ритуалов Чод и обретения цветка папоротника, а также повторяющийся сюжет попыток нечисти сбить с Пути духовного искателя. В конце главных героев этих сюжетов ожидает некое озарение или буквально яркая вспышка света. Также можно вспомнить, что на Востоке обретение духовной мощи тоже ассоциируется с распустившимся сияющим цветком — с лотосом.
ИТОГИ
Исходя из анализа и сравнения легенды о цветке папоротника и приведённых буддистких религиозных текстов и практик, можно предположить, что в легенде о папоротнике отображено не настоящее растение, а некая инструкция по внутреннему духовному деланию, созерцательной и медитативной практике, работе с подсознанием. То же касается и сидящего в засаде на Жар-Птицу Ивана Царевича, и обретения дающего начало всему миру Бел-Горючего Камня Алатыря. Можно предположить, что в аллегорической форме во всех этих легендах скрыта некая духовная практика. По-моему мнению маловероятно, что люди из разных уголков Земли достигали в древности одинаковых странных островов и Царств на Севере, о которых сейчас никто не знает. Вероятно схожесть мифической географии связана с архетипической структурой человеческой психики. Путь героя в русских волшебных сказках представляет из себя инструкцию для шамана-йога на его пути к Просветлению. Это шаманское путешествие имеет ряд схожих элементов с околосмертным опытом, где есть тёмный тоннель и свет в конце него. Целью этого духовного путешествия является Источник божественного света, дающий магические силы, счастье, новое качество жизни и ответы на все вопросы мироздания. При этом сам Источник не редко представляется сакральным центром мира или даже божеством эманирующим из себя видимую реальность. Таким образом можно утверждать, что опыт мистического света был знаком и славянам язычникам.
Источники:
Владимир Пропп «Русские аграрные праздники», «Исторические корни волшебной сказки»,
Галина БЕЛЫШЕВА «Славянские легенды»,
Википедия,
Проза.ру
И другие свободные источники
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Предыдущие части: 1, 2, 3, 4
#неоязычество #язычество #тайны_древних_славян #пробуждение #просветление #мифология #тайный_смысл_сказок #сравнительное_религиоведение #мистический_опыт