Найти тему
Русская и мировая живопись

Мастер солнечного света Хоакин Соролья

Хоакин Соролья - одно из величайших имен в испанской живописи 20-го века, художник, прославившийся сияющей цветовой палитрой. Он любил рисовать на пленэре залитые солнцем пляжные пейзажи, яркие портреты и проникновенные сцены повседневной жизни.

Хоакин Соролья. Автопортрет, 1909
Хоакин Соролья. Автопортрет, 1909

Хоакин Соролья: Прогулка по пляжу, 1909
Хоакин Соролья: Прогулка по пляжу, 1909

Клод Моне однажды назвал его "Мастером света". Соролья находился под влиянием своих современников импрессионистов. Однако сам считал себя ближе по стилю к другим художникам своего времени, таким как Джон Сингер Сарджент, Уистлер и Андерс Цорн.

Эти художники разделяли интерес импрессионистов к свету, но придерживались более комплексного подхода к фигуре, что свидетельствовало об их строгой академической подготовке.

Живописный стиль Хоакина Соролья был описан как импрессионистский и натуралистический.

Хоакин Соролья. "Ванна, Хавеа", 1905, 90,2 х 128, х.м. Музей Метрополитен
Хоакин Соролья. "Ванна, Хавеа", 1905, 90,2 х 128, х.м. Музей Метрополитен

Хоакин Соролья. После купания, Валенсия, 1909
Хоакин Соролья. После купания, Валенсия, 1909

Какие приемы использовал Соролья, чтобы сделать свои работы уникальными?

Яркая цветовая палитра: Соролья часто использовал в своих работах целую гамму ярких и сочных цветов. Он использовал множество смелых оттенков, таких как желтый, красный, синий и зеленый, чтобы создать контраст и придать своим композициям дополнительное ощущение жизни.

Хоакин Соролья. "Елена среди роз", 1907. Национальный музей изобразительных искусств Кубы
Хоакин Соролья. "Елена среди роз", 1907. Национальный музей изобразительных искусств Кубы

Хоакин Соролья, :Рыбачки из Валенсии:, 1915
Хоакин Соролья, :Рыбачки из Валенсии:, 1915

Хоакин Соролья. Женский портрет, 1922
Хоакин Соролья. Женский портрет, 1922

Акцент на освещении: Соролла использовал в своих картинах тщательный подход к освещению, который редко встречался у его современников. Он очень тщательно подбирал правильные источники света и использовал их для выделения определенных областей своих картин или для создания своих фирменных темных теней.

Хоакин Соролья, "Мария на пляже в Биаррице или котражур", 1906
Хоакин Соролья, "Мария на пляже в Биаррице или котражур", 1906

Хоакин Соролья, "Купание, Хавеа", 1905
Хоакин Соролья, "Купание, Хавеа", 1905

Живая манера письма: Соролья также освоил использование кисти для создания ощущения динамизма в своих картинах. Он часто использовал смелые, выразительные мазки, чтобы запечатлеть движения своих объектов и передать ощущение движения и эмоций.

Хоакин Соролья писал:

“Я вообще не смог бы рисовать, если бы мне приходилось рисовать медленно. Каждый эффект настолько преходящ, что его нужно быстро нарисовать”.
Хоакин Соролья, "Час купания", 1904
Хоакин Соролья, "Час купания", 1904

Хоакин Соролья, "Купание коня", 1909
Хоакин Соролья, "Купание коня", 1909

Подробный сюжет: Одной из отличительных черт работ Соролья были его подробные изображения повседневной жизни. Он часто рисовал сцены, в которых люди занимаются своими повседневными делами, такими как купание в реке, игры на пляже и сбор урожая оливок.

Хоакин Соролья, "Целование мощей", 1893. Музей изящных искусств Бильбао
Хоакин Соролья, "Целование мощей", 1893. Музей изящных искусств Бильбао

Хоакин Соролья, 'Мальчики на пляже", 1910  Музей Прадо
Хоакин Соролья, 'Мальчики на пляже", 1910 Музей Прадо

Хоакин Соролья родился в Валенсии 27 февраля 1863 года. Когда ему было всего два года, оба родителя умерли во время эпидемии холеры, оставив Хоакина и его младшую сестру сиротами.

О них заботились их тетя и дядя по материнской линии, которые в раннем возрасте распознали художественные способности мальчика и поощряли его к рисованию.

В пятнадцать лет Соролья поступил в школу изящных искусств в Валенсии.

В возрасте восемнадцати лет он отправился в Мадрид изучать картины старых мастеров в Музее Прадо, а к двадцати двум годам получил грант на обучение живописи, давший ему возможность изучать живопись сначала в Риме. Затем в Париже Соролья познакомился с натуралистической живописью, которая оказала на него глубокое влияние. Такие художники, как Жюль Бастьен-Лепаж, практиковали художественный стиль, называемый натурализмом, который представлял обычные, повседневные предметы более реалистично, не используя идеализированную академическую композицию.

Оакин Соролья, Клотильда у окна,  1888
Оакин Соролья, Клотильда у окна, 1888

Хоакин Соролья. "Клотильда в сером платье", 1900. Холст, масло
Хоакин Соролья. "Клотильда в сером платье", 1900. Холст, масло

В 1888 году Соролья вернулся в Валенсию, женился на Клотильде Гарсия дель Кастильо, у них родилось трое детей: Мария, Хоакин и Елена.

В этот момент Соролья по-настоящему начал создавать своё имя, развивая свой собственный художественный стиль. Наряду с заказными работами, он много раз изображал Клотильду и детей.

Хоакин Соролья, "Мать", 1895
Хоакин Соролья, "Мать", 1895

Хоакин Соролья, "Обнаженная женщина", 1902. Музей Сорольи
Хоакин Соролья, "Обнаженная женщина", 1902. Музей Сорольи

Хоакин Соролья, "После ванны"                Посмотрите насколько тонален этот тонкий портрет, и то, как художник сохранил такую большую площадь фона относительно простым, чтобы усилить силу композиции. Он сосредоточл внимание зрителя на женщине, оставив фон картины чистым и незагроможденным.
Хоакин Соролья, "После ванны" Посмотрите насколько тонален этот тонкий портрет, и то, как художник сохранил такую большую площадь фона относительно простым, чтобы усилить силу композиции. Он сосредоточл внимание зрителя на женщине, оставив фон картины чистым и незагроможденным.

Соролья регулярно участвовал в ведущих художественных конкурсах, завоевав множество наград. В течение следующих нескольких лет он создавал крупноформатные картины на темы, относящиеся к современному ему обществу.

Хоакин Соролья "Шитье паруса"
Хоакин Соролья "Шитье паруса"

Картина "Шитье паруса" представляла собой, одной из первых, новое направление в творчестве художника с легким сюжетом, с большей яркостью и более свободными мазками кисти, более энергичным эффектом света. Соролья был великолепен в написании белых предметов, создавая гамму нежных цветов, когда солнечные блики падают на одежду, на ткань.

Хоакин Соролья, Клотильда на пляже, 1904
Хоакин Соролья, Клотильда на пляже, 1904

Глядя на портрет Клотильды, сидящей на пляже, вы почти щуритесь, поскольку можете представить, как светит яркое полуденное солнце.

До конца своей карьеры он черпал вдохновение в ослепительном свете на воде, и его пляжные сцены отмечены резкими контрастами света и тени и энергичными мазками кисти.

Хоакин Соролья писал:

"Я ненавижу темноту. Клод Моне однажды сказал, что в живописи, в общем-то, недостаточно света. Я с ним согласен. Однако мы, художники, никогда не сможем воспроизвести солнечный свет таким, каков он есть на самом деле. Я могу только приблизиться к истине”.
Хоакин Соролья, Пляж Валенсии в утреннем свете, 1908
Хоакин Соролья, Пляж Валенсии в утреннем свете, 1908

Хоакин Соролья, "Время купаться.Валенсия", 1909
Хоакин Соролья, "Время купаться.Валенсия", 1909

На другой картине Соролья "Время купаться", вдохновленной пляжами Валенсии, вы можете увидеть, как он мастерски уравновешивает взаимодополняющую цветовую гамму желтого и фиолетового. Теплый желтый цвет для освещения и холодный приглушенный фиолетовый для теней.

Хоакин Соролья, "Маленькая парусная лодка", 1909
Хоакин Соролья, "Маленькая парусная лодка", 1909

Хоакин Соролья: Розовый халат. После купания, 1916
Хоакин Соролья: Розовый халат. После купания, 1916

В начале XX века работы художника стали известны во всей Европе и Соединенных Штатах, что сделало его самым известным испанским художником того времени. Он будет приглашён работать учителем в Школе изящных искусств в Мадриде и писать портреты выдающихся личностей, таких как король Испании или известные политики и писатели. 

Хоакин Соролья. Портрет королевы Виктории Евгении в кресле, 1910
Хоакин Соролья. Портрет королевы Виктории Евгении в кресле, 1910

В 1920 году, рисуя портрет жены писателя Рамона Переса де Айяла в своем саду, Хоакин Соролья перенес инсульт, который частично парализовал его и помешал рисовать. Он умер 3 года спустя, в 1923 году, в своем доме, расположенном в Мадриде в возрасте 60 лет.

Источники:

1. Madrid Academy of Art

https://www.madridacademyofart.com

2. Will Kemp Art School

https://willkempartschool.com

3. Wikipedia, Google arts

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.