Как трудно порой понять, что ощущает и как воспринимает реальность другой человек. Высказанные слова только отдаляют людей друг от друга.
Выплеск чувств на холсте – это мгновение переживания реальности другого человека, которое можно лицезреть в готовой форме и испытать его вместе с художником, а, может быть, испытать и совсем иное – своё собственное чувство, вызванное картиной.
Импрессионизм стал прогрессивным прорывом к новым горизонтам выражения человеческого состояния. В апогее XIX века, когда мир был оформлен промышленной революцией с разделёнными классами, с великими армиями и империями, места чувствам отдельного человека не находилось, но благодаря гению и воле импрессионистов, правила были подчинены их воле. Чувства человека оказались выше рамок, выше классических установок и пересилили стереотипный подход, царящий в патриархальном обществе.
В своем фельетоне «Выставка впечатленцев» (L’Exposition des impressionnistes) (1874, газета Le Charivari) журналист Луи Леруа написал: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!». Кто возьмётся судить беднягу-журналиста, чьи глаза не видели ничего подобного, зато его слова дали название новому направлению в живописи.
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Экран не сможет передать чувства, которые должна передавать картина, ведь смотреть надо на неё не статично, а как бы в движении, меняя расстояние, меняя ракурс и тогда от перемещения наблюдателя картина начинает играть красками и переносить зрителя во время и пространство своего написания.
Plus de mystère autour d «Impression soleil levant» de Claude Monet — YouTube
Говорить о задачах искусства также нелепо, как говорить о цели полёта бабочки, и всё же искусство подразумевает мастерство выражения, выражения того самого нечто, которое не всегда могут передать слова.
«Остановись, мгновенье, — ты прекрасно!»
Цитата из произведения «Фауст» Иоганна Вольфганга фон Гёте.
Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо – имена этих художников вписаны в историю и уже считаются классикой, но тогда они были условными членами «Салона отверженных», и их картины никто не желал покупать.
Салон отверженных (фр. Salon des Refusés) — выставка, параллельная официальной французской, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860-х — 1870-х годах жюри Парижского салона.
Художник, возможно, и должен быть голодным, но спрос на картину определяет её шансы на признание, а значит и на степень влияния.
Перевести художников-импрессионистов из андеграунда в тренд помог Поль Дюран Рюэль – французский меценат и коллекционер, который поддержал импрессионистов и единственный осмелился продавать их картины.
Импрессионизм как направление возник не сам по себе, а стал следствием развития художественного восприятия и выражения. Предтечей, а может и «первооткрывателем» импрессионизма можно назвать Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера.
«К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre) — книга поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте, охватывающая его взгляды на природу цвета и вопросы, связанные с восприятием цвета.
Тёрнер не был импрессионистом, он был художником, который искал новые горизонты и открывал их. Многие его работы отражают вполне академический подход, но от этого не становятся менее прекрасными.
Работы Тёрнера живут, и его творчество трансформировалось. Тёрнера справедливо считают инициатором системы современного искусства.
Родившийся в бедной английской семье, Тёрнер до конца своих дней сохранял акцент Кокни.
Ко́кни (англ. Cockney [ˈkɒk.ni]) — один из самых известных типов лондонского просторечия, назван по пренебрежительно-насмешливому прозвищу уроженцев Лондона из средних и низших слоёв населения.В соответствии с поверьем, истинный кокни — это житель Лондона, родившийся в пределах слышимости звона колоколов церкви Сент-Мэри-ле-Боу (звон их слышен на расстоянии не больше пяти миль от церкви).
Возможно, именно так и должен был родиться смелый импрессионизм, начать свой путь в Англии, которая с тяжелой руки короля Генриха VIII в 1534 году провозгласила независимость своей церкви от Папы Римского, а оформиться во Франции — в извечной английской сопернице.
К ХХ веку импрессионизм подошёл как оформленное направление, показывающее слом шаблонов, смешение стилей уже не было чем-то необычным и новым. В начале предпоследнего столетия второго тысячелетия чувствовали глобальные перемены буквально все: и политики, и художники, и поэты, и учёные.
Новая эпоха глобальных войн, глобальных социальных революций и создания всемирного рынка стала платформой для немного дикого, странного, провокационного направления – сюрреализма, оформленного окончательно в 1960-ые годы.
Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материи. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность. Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками как эротика, ирония, магия и подсознание. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания.
Это жутковатое направление человеческой мысли, оформленное в реальности, стало своего рода манифестом, священным писанием уже для человека ХХI века, запутавшегося в социальных сетях, в политических распрях, в личной депрессии, обязанностях и свободе.
Неудивительно, что один из самых ярких представителей сюрреализма – Сальвадор Дали – не брезговал вполне рациональными выходками для получения большей выгоды, что вполне отражает сложившуюся действительность, где финансовый навар диктует правила искусству, загоняя его в новые рамки конъюнктуры, сформированной спросом самого простого обывателя от элиты и обывателя от народа.
Сделав сложный акробатический этюд от академического искусства, свергнутого гениальными импрессионистами, тренд выражения оказался в руках творцов, демонстрирующих деструктивность в сюрреалистической форме.
Закончив это сложное эквилибристское представление, искусство оказалось в точке, которая сухо именуется «современное».
Впервые художник оказался в режиме полной свободы и от этого ощутил своё полное закрепощение.
Больше нет правил, нет требований, а все направления, на которые способна выдумка человека, оказались использованы.
Что же делать?
Возможно, самый верный путь – вернуться к началу и выразить мысль, чувство в той форме, которая называлась академической. Возможно, сегодня среди мешанины стилей и направлений настоящее мастерство окажется в цене куда больше, чем пустая рационализация дурных состояний.
Искусство – это прежде всего мастерство выражения духовного мира человека, так почему бы прямо сейчас не заняться этим и не выразить гениально ту правду, в которой сейчас остро нуждается весь мир.