Для отечественного кинематографа распад СССР оказался тяжелым ударом. Кто-то из артистов пошел в гардеробщики, кто-то в строители, многие спились и умерли, и даже сохранившие возможность снимать фильмы режиссеры Эльдар Рязанов или Георгий Данелия выпускали невнятные картины. Однако были люди, которым новая страна дала возможность получить то, на что они не могли рассчитывать в прежней стране ни при каких условиях.
10. Александр Пятков. В советском кино таких называли – эпизодник-типажник. В СССР, как правило, исполнял роли без слов и даже не попадал в титры. В основном, приглашали на "глупых бугаев". В новое время Александр Пятков удостоился высшего из возможных званий - стал народным артистом России (аналог народного артиста СССР). Никто не может понять, как это могло произойти, ведь никаких достижений в области кино или театра как до 1992, так и после за ним не числится. Зато в последние годы он герой многочисленных телепрограмм, в одной из которых его даже назвали "оскароносным" - актер играл небольшую роль в фильме "Дерсу Узала" Акиры Куросавы, который получил в 1976 году "Оскар".
9. Елена Драпеко. Ярко заявила о себе в фильме Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие", однако впоследствии не смогла повторить успех. В новой стране выбрала политическую карьеру и вот уже 23 года заседает в Госдуме. По продолжительности законодательного стажа - одна из рекордсменок. Впрочем, еще в 1980-е годы входила в ЦК профсоюза работников культуры. Стать когда-либо депутатом Верховного Совета СССР не могла – туда брали только звезд первого уровня вроде Михаила Ульянова или Донатаса Баниониса. На сайте депутата Драпеко упоминается, что она - кандидат социологических наук. Однако защита проходила в некоей "Международной академии образования", дипломы которой не котируются в ВАК.
8. Михаил Кокшенов. Еще один типажный актер, исполнявший роли недалеких бугаев. В отличии от Александра Пяткова, играл в советском кино не только маленькие, но и большие роли, преимущественно в простых комедиях вроде "Спортлото - 82" или "Самая обаятельная и привлекательная". В новой России стал режиссером и выпустил 15 (!) лент, ряд которых ("Юбилей прокурора", "Жизнь кувырком" или "Русское чудо") претендуют на звание наиболее бездарных кинофильмов в истории отечественного кино. Леонид Гайдай, которому Кокшенов в 1992 показал свой первый фильм "Русский бизнес", спросил "молодого режиссера": "Миша, а ты уверен, что тебя за такое г… не арестуют?".
7. Людмила Поргина. О существовании этой актрисы в СССР никто не знал, хотя ее мужа Николая Караченцова обожали миллионы. Знаменитой Поргину сделало несчастье, произошедшее с ее супругом. Существуют диаметрально противоположные оценки того варианта поведения, который выбрала Поргина – перед журналистами часто и активно демонстрировать немощь Караченцова, чтобы привлекать к нему внимание. Но это позволяло ей выходить постоянно на первый план. В прежнее время подобное было бы просто невозможным – советские СМИ такие истории не иллюстрировали. И через годы после смерти мужа продолжает принимать участие в различных телепередачах.
6. Анатолий Эйрамджан. С его именем связывают феномен кооперативного кино. В советское время преимущественно писал сценарии ("Самая обаятельная и привлекательная", "Где находится нофелет?"), с 1989 и почти до смерти выпускал собственные фильмы. Работал на деньги инвесторов и спонсоров, мог написать сценарий за один день и снять фильм за неделю. Из-за безысходности и отсутствия предложений в лентах Эйрамджана снимались хорошие советские артисты - Людмила Гурченко, Леонид Куравлев, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Евгений Моргунов и другие, чаще он приглашал таких исполнителей, как Михаил Державин, Михаил Кокшенов, Борис Щербаков, Екатерина Зинченко, Александр Панкратов-Черный, Любовь Полищук. В период почти полного бескартинья 1990-х именно Эйрамджан лудил один фильм за другим, чем поражал даже видавших виды экспертов.
5. Александр Домогаров. Выпускник Щепкинского театрального училища, запомнившийся в советском кино ролями Александра Сумарокова в сериале "Михайло Ломоносов" и младшего сержанта Георгия в картине "Делай - раз!" про ужасы дедовщины. Если для подавляющего большинства советских артистов разных возрастов распад СССР стал огромным ударом по их карьере, то Домогаров наряду с Дмитрием Певцовым и Александром Балуевым сумел быстро стать одним из наиболее популярных актеров новой страны. Народный артист России, помимо актерской профессии активно осваивающий ремесло телеведущего и певца. В советские годы отец Александра Домогарова (к слову, выпускник ВГИКа) обеспечивал всех советских детей счастьем - работал главой "Союзаттракциона", а потом руководил Центральным детским музыкальным театром им. Наталии Сац.
4. Александр Калягин. Один из ярчайших артистов советского театра и кино, за плечами которого работы в отличных фильмах и сотрудничество с лучшими кинорежиссерами. В новое время не растерялся, а создал свой собственный театр Et Cetera, получивший здание в центре Москвы (в СССР он вряд ли бы смог на такое рассчитывать, не будучи режиссером). Сделал его престижной площадкой (сюда приходил на новоселье президент). С 1996 года возглавляет Союз театральных деятелей России, и по продолжительности пребывания на этом посту является рекордсменом. С именем Калягина как главы СТД связан ряд громких скандалов. В самое ближайшее время станет полным кавалером Ордена за заслуги перед Отечеством.
3. Леонид Ярмольник. В советские времена запомнился, по большей части, образом "цыпленка табака", показанном в одном из выпусков программы "Вокруг смеха" (Ярмольника долго именно так именовали зрители). В новой стране стал одним из наиболее успешных, состоявшихся и обеспеченных граждан. Создал собственную студию "L-клуб", вел одноименную программу и целый ряд других телепередач, совершал кругосветные путешествия, развивал бизнес-проекты (к примеру, основал стоматологическую клинику), приобрел большую коллекцию автомобилей "Мерседес", выстроил особняк на Рублевке. Материально поддерживал советских киноартистов, оказавшихся не у дел после распада СССР, к примеру, ежемесячно выплачивал Борису Новикову сумму, которая в долларовом эквиваленте в 20 раз превышала его пенсию.
2. Станислав Говорухин. Он снимал неплохие приключенческие фильмы, но считался штатным кинорежиссером заштатной "Одесской киностудии", и до конца 1980-х его почти никто не знал в лицо. А потом Говорухин начал сниматься как актер, перебрался в Москву, выпустил несколько громких документальных фильмов, ушел в политику и стал одним из влиятельнейших законодателей страны, депутатом Госдумы и руководителем предвыборного штаба президента РФ. При этом спокойно продолжал регулярно выпускать фильмы с переменным успехом - деньги на это выдавались без задержек.
1. Никита Михалков. Безусловный фаворит списка. Был талантливым и очень самобытным кинорежиссером и актером во времена СССР. Сегодня он говорит президенту страны "ты", имеет собственную киностудию, снимает эпопеи за десятки миллионов долларов, учит россиян уму-разуму в авторской телепрограмме. Возглавляет Союз кинематографистов России, много лет является президентом Московского кинофестиваля и прочее, и прочее... Считается самым влиятельным деятелем российского кино в последние 20 лет. Огромный клан Михалковых-Кончаловских - одна из наиболее могущественных семей в истории российской культуры.