Всем доброго дня. Недавно сидели за столом и разговаривали о будущем российского автопрома. Мы не так давно сбросили шедевр под названием Лада Гранта. Уже высказывались на эту тему. Если коротко, то машина неплоха по некоторым параметрам, правда, по мелочам сильно достает. Но тут есть одно НО. Наша «Груня» была на классическом японском «древнем» автомате. И сейчас, если посмотреть, что отечественные автомобилестроители предлагают, то как-то печально становиться. Автоматических трансмиссий нет. Вроде как есть перспектива установки китайских вариаторов на продукцию Автоваза, и вроде, как и УАЗ с кем-то пытается на эту тему договориться, но именно своей автоматической трансмиссии НЕТ и не предвидится, судя по всему. И вот зашел у нас разговор, а поему так. Что не так с нашей инженерной школой, почему мы свою АКПП сделать не можем. Проблема тут, конечно, не только в отсутствии инженерной школы, она гораздо глубже. Для того, чтобы сделать АКПП, нужно оборудование по обработки металла, также промышленность, которая смогла бы нужные сплавы производить, и еще много всего. На этом фоне вспомнился один случай, когда наглядно была видна разница подходов заграничных инженеров и наших. Про то, в чем это выражалась, в статье и узнаете. Так что поехали.
Где дело было.
Не все знают, что до сих пор в нашей стране на нефтяных и газовых месторожденьях работает достаточно много иностранных нефтесервисных компаний. Не смотря на все санкции и ограничения, все это до сих пор есть. Есть даже буровые компании, именно иностранные, которых до сих пор нанимают эксплуататоры наших месторождений. Сейчас в этих компаниях, даже среди руководящего состава, редко встретишь иностранца. Они давно уже работают в России, и персонал на 99% в них из россиян состоит. Но так было не всегда. Еще лет 15 назад часто можно было встретить именно иностранных специалистов на наших месторождениях. В свое время довелось много поработать с людьми из разных стран. Опыт крайне интересный. Вспомнилась история одна. Дело было под Тюменью. Работа простая была. Завозили на месторождение оборудование, отслеживали, как оно работает, проводили ТО, потом вывозили. Оборудование было одной фирмы из Германии. С ним ездили несколько иностранных специалистов. Как-то попросили приехать на месторождение и забрать оборудование, погрузив его на трал, а также жилой вагон. Выехали вдвоем с одним немцем.
От чего немец удивлялся.
Первое, от чего он удивился, что нам, инженерам, нужно самостоятельно грузить оборудование. Немец реально не мог понять, как так. Мы же не стропальщики, чтобы погрузкой оборудования заниматься. Когда ему пояснили, что у нас у всех есть удостоверения стропальщиков, и что ему могут его дистанционно сделать, он долго не мог понять, как так происходит вообще. Но самая большая проблема была с вагоном, который нужно было забрать. Он там достаточно долго стоял, у него одно колесо было спущено, а у другого вообще трещина пошла по корду. Нужно было снять запаску, одно поменять, а другое накачать. И вот тут, как обычно, начались приколы. Сначала он долго ругался, что мы в принципе не должны этим заниматься. Причем у нас даже домкрата не было вагон приподнять. В самом вагоне нашли ключ для этого. Решили так, что пока будем гайки откручивать, а потом какая-нибудь техника приедет и домкрат достанем. Начали пробовать срывать гайки. Вагон, видно, давно там стоял, одели трубу на ключ, чтобы рычаг больше сделать, прыгали на этой трубе, но гайки не поддавались. Проблему решили типичным для этих мест способом. Там работал фронтальный погрузчик, попросили его, чтобы он просто ковшом давил на усилитель и так гайки срывали. Немец этому тоже был удивлен. Потом он спросил, а дальше то что? Домкрата нет, чтобы приподнять вагон и колесо поменять. Тут же нашлось решение – погрузчик-то рядом! Просто водителя попросили, чтобы он краем ковша приподнял вагон за подрамник.
Мнение немца от увиденного.
Уже после, когда на квартире в Тюмени за столом сидели, немец этот высказался. Говорит, когда в Россию приехал, сначала удивлялся, насколько мы в некоторых технологических процессах отстаем. И сначала не мог в принципе понять, как при этом хаосе можно какой-то результат давать. А потом понял, что у нас народ, когда появляется какая-то проблема, начинает изобретать что-то, чтобы ее решить. Как он пояснил, у них бы реально никто не стал отвалом погрузчика вагон приподнимать. Тут бы сначала нашли домкрат, потом нужно было бы людей обучить с ним обращаться, потом несколько инструктажей провести. И при этом людям в контрактах нужно прописать дополнительную оплату за эти действия. Для него в диковинку было то, что люди выполняют какие-то работы, которые у них в контрактах не прописаны, и что в целом это обычная практика.
От автора блога.
Вспомнилось еще, что при том, что мы плюс-минус одинаковую работу делали, денег россиянам платили сильно меньше. Иностранцы тогда удивлялись, куда нам столько денег. Для них человек, который 20-30 лет отработал на крайнем севере – это очень богатый человек. Когда они реальные заработные платы узнавали, от этого у них глаза выпучивались.
Если у вас были в жизни подобные случаи, пишите про это в комментарии, интересно будет почитать. И спасибо за ваши отметки «палец вверх» - помогают развивать канал.