Авиационный инцидент произошел утром 24 октября при пробеге самолета авиакомпании Smartavia, выполнявшего рейс СПб-Пермь. Пострадавших нет. Это уже третье выкатывание самолета в Перми за 2023 год.
Состояние ВПП: местами слякоть до трех миллиметров, коэффициент сцепления — 0,35 на момент посадки. Основная версия произошедшего, обсуждаемая в интернете — недостоверная информация о коэффициенте сцепления, переданная аэропортом.
О КОЭФФИЦИЕНТЕ СЦЕПЛЕНИЯ
Замерзшая вода (снег, переохлажденный дождь, ледяная крупа и др.) существенно ухудшает контакт резиновых покрышек с бетонным покрытием. Разбег и пробег удлиняются, а боковой ветре может стать причиной потери управляемости и скатывания борта за пределы ВПП.
Коэффициент сцепления — это безразмерная характеристика, обозначающая сцепление между пневматиками воздушного судна и ВПП в различных условиях. Отталкиваясь от значения коэффициента сцепления и других параметров (толщины и типа осадков) начальник смены аэродромной службы принимает решение о необходимости обработки покрытия противогололёдными реагентами и механическая очистка.
При "хорошем" коэффициенте сцепления (выше 0,5) причинами выкатывания могут стать:
- превышение посадочной скорости;
- высокая глиссада и, как следствие, "перелет" зоны касания ВПП;
- превышение посадочного веса.
Однако, это не случай пермского боинга.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Итак, кто же ответственен за состояние ВПП? Для ответа на этот и другие вопросы нам понадобится AIP - это сборник аэронавигационной информации для всех аэродромов РФ. В общих положениях (пункт 2.1) указано, что "руководство аэропорта является органом, ответственным за эксплуатационное содержание аэродромных покрытий (удаление атмосферных осадков, оценку пригодности элементов аэродрома к эксплуатации и измерение их характеристик) и представление соответствующей информации".
На самом деле, существует два вида КЦ: нормативный (Normative friction coefficient) и измеренный (Measured friction coefficient). Но состояние поверхности покрытия оценивается исключительно по нормативному. Все в том же AIP есть таблица по корреляции значений измеряемого и нормативного коэффициента сцепления.
Если вам интересно, то в сборнике AIP также есть информация о том, каким образом проводится замер коэффициента сцепления (Часть III - A.D. 1.2 Аварийно-спасательная и противопожарная службы и план на случай выпадения снега).
Мы разобрались с нормативным и измеренным КС. Пункт 2.12 AIP гласит: "ВПП закрывается для полетов воздушных судов в случае нормативного значения коэффициента сцепления меньше 0.3".
Кто виноват в произошедшей в Перми ситуации? Хочется приучить всех не делать поспешных выводов, максимально изучать физику полета и нормативные документы, а вынесение приговоров (будь то работникам аэропортов или пилотам) оставить компетентным специалистам. Безопасных всем полетов!