«Людей Бог создал разными, но это не значит, что жить каждый народ должен по отдельности. Вспомните, как мы делаем, скажем, салат: добавляем огурцы, помидоры, зелень, другие ингредиенты. Каждый продукт по-своему уникален, но вместе они вкуснее, ярче», — считает Марс ЖУМАБАЕВ, заместитель руководителя Хакасской региональной общественной организации «Менин Кыргызстаным». Мы встретились в преддверии празднования Дня народного единства, чтобы поговорить о жизни киргизской диаспоры в Хакасии.
— Марс Садыралиевич, сколько киргизов сейчас проживает на территории нашей республики и в Абакане?
— Всего в Хакасии около двух тысяч киргизов, в Абакане до 1 500 человек. Также есть выходцы из Киргизии: арзейбайджанцы, узбеки, дунгане и другие. Если сравнивать с предыдущим годом, киргизов в Хакасии стало намного меньше, так как многие стали уезжать (как одинокие люди, так и семейные), в том числе и мигранты. Во-первых, стало сложнее получить необходимую документацию, а во-вторых, работы мало.
Бывает, что в Абакан приезжают киргизы из других регионов России: из Москвы, из Санкт-Петербурга, из Красноярска. У кого-то здесь живут родственники, друзья, кого-то позвали по работе, да и в принципе жизнь в Хакасии более спокойная и не такая дорогая, как в больших городах. Так, например, в Москве на каждом шагу проверяют документы, и даже если с ними всё в порядке, всё равно могут оштрафовать. Когда же киргизы приезжают в Абакан, наша общественная организация сразу получает от них необходимую информацию, в том числе и всё, что касается миграционных моментов и регистрации.
— Какие задачи вы решаете сейчас?
— Всё, что касается жизни, работы, здоровья киргизов, помощи нашим пенсионерам, малоимущим семьям, а также занимаемся сохранением языка и культуры. Бывает, нам поступают звонки о том, что нашли человека, киргиза в очень бедственном состоянии. Приезжаем, забираем, помогаем одеждой, деньгами, но если ситуация совсем плачевная, мы, чтобы не стало хуже, собираем и отправляем обратно на родину, ведь там родственники лучше смогут позаботиться.
— Как проходит работа по вопросам интеграции мигрантов в принимающее сообщество?
— Работа идет в двух направлениях: когда принимаем и когда отправляем на родину. И могу сказать, что сейчас с этим стало намного сложнее. Если раньше по приезде мигранту нужно было всего лишь встать на учет на три месяца, то сейчас требуется обязательно пройти медосмотр, оставить отпечатки пальцев… Именно с медосмотрами и возникают проблемы. Люди приезжают, встают на учет без него. Тогда из миграционной службы в нашу организацию поступает звонок, чтобы данная проблема была решена, в противном случае по истечении трех месяцев без прохождения медосмотра человека приходится депортировать.
Был такой случай: жили и работали в Абакане брат с сестрой. Потом так вышло, что мужчина умер, его тело мы тоже помогли отправить на родину, чтобы там его похоронили, а в Киргизии у этой семьи остался пожилой отец 82 лет. Дочь решила перевезти его поближе к себе, чтобы ухаживать. И у них не получилось вовремя пройти медосмотр. Вместе с этой женщиной мы приехали в миграционную службу, рассказали всю ситуацию, и нам пошли навстречу, за что наша соотечественница была очень благодарна.
Еще среди киргизов становится меньше желающих получить российское гражданство. В 2007–2008 годах был очень упрощенный способ: человек сдавал документы, и уже через 3 месяца получал российский паспорт. Сейчас же вся эта процедура ужесточилась: сначала необходимо встать на миграционный учет, пройти медосмотр, сделать прописку на три месяца, если человек устраивается на работу, то представить трудовой договор, потом продлить прописку на год, далее уже можно сдать документы на временное, потом — на постоянное проживание. И только после всех этих процедур киргиз может получить российское гражданство.
— Какие были случаи с решением семейных вопросов?
— После самого знаменитого нашего праздника, поста Рамазан, наступает время, когда каждый мусульманин должен от своего богатства пожертвовать часть бедному и нуждающемуся. Это такая благодарность Богу. Подобные подарки-пожертвования мы рассылаем по всей Хакасии. Например, есть многодетная мать-одиночка, которая растит троих детей, а отец семейства давно умер. И мы разделяем поровну средства для каждого члена такой семьи.
Но бывает, что дети не обращаются к нам, чтобы мы оказали помощь их пожилым родителям. Всё потому, что дети уже живут в достатке и считают, что справятся сами. Говорят: «Лучше отдайте собранные средства тем, кто больше нас в них нуждается».
— Какие у диаспоры отношения с другими народностями?
— Всё начиналось со встреч на мероприятиях, праздниках. Нас приглашали, мы потом делали это в ответ. Лично мне очень интересно было в свое время познакомиться с такими народами, как чуваши, хакасы, шорцы, дагестанцы… Так расширяется кругозор.
Кроме того, диаспора старается не пропускать ни городские, ни региональные или республиканские мероприятия, праздники. Так, 20 октября вместе с главой Абакана Алексеем Леминым, представителями национальных диаспор и общественных организаций, а также сотрудниками Министерства национальной политики, Министерства лесного хозяйства Хакасии высадили молодые сосны на улице Аскизской. Считаю, что такие события пропускать нельзя, это и делает город лучше, зеленее, и помогает создать новые связи, завязать общение и дружбу с другими диаспорами, а значит, мы обязательно приобщимся к их культуре и традициям, а потом, в свою очередь, расскажем о наших. Это дает отличный стимул. Всегда интересно учиться, познавать что-то новое. Так, 30 сентября в Республиканской библиотеке им. Н.Г. Доможакова прошел этномарафон «Настольные игры народов Хакасии». Очень понравилось играть в хакасскую национальную игру тобит. Чем-то напоминает шашки.
С 2019 года активно принимаем участие в Республиканском фестивале по национальным видам спорта: кӱрес (скоростное выполнение бросков манекена через грудь прогибом), тобит, метание аркана, дартс, гиревой спорт, выполнение испытаний комплекса ГТО.
— А вообще сложно ли сейчас, вдали от дома, сохранять ваш родной язык и культуру?
— Сложно. Хотя бы потому, что те дети, которые родились уже здесь, чаще слышат русскую речь, общаются и дружат с русскими ребятами, как во дворе, так и в школе. А если родители и разговаривают с ними на родном языке, дети понимают, но ответить уже становится трудно. Но язык нужно сохранять, учить ему молодое поколение. Например, мы с женой детям дома раздаем задания только на киргизском.
Чтобы дети не утратили интереса к языку, организовываем различные мероприятия. Например, 23 октября в одном из абаканских кинотеатров прошел показ киргизской комедии. Считаю, когда они и видят, и слышат, то и запоминают лучше. Все наши праздники проходят согласно традициям. Например, когда ребенку исполняется год, ему завязывают ножки, потом собирают команды из взрослых, и кто первый прибежит к малышу, тот должен эту веревку разрезать, чтобы уже ничто не мешало маленькому человеку двигаться дальше по жизни, не было препятствий на пути. Молодежь должна видеть, знать родную культуру, чтобы хранить ее и передавать дальше.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Марса Жумабаева