Всем привет! 9 апреля с.г. я опубликовал статью про Благовещенский храм с. Протасово, что в Нерехтском районе Костромской области. В этом храме я был дважды. Дело в том, что храм производит очень сильное впечатление как своим внешним видом, так и внутренним убранством. В первый визит мы с другом решили, что обязательно вернемся в этот храм с более мощным фотоаппаратом. Вернуться получилось через год.
Моя подробная статья о храме:
В конце этой статьи я обещал, что как только найду фотографии второго визита (2016 год), то обязательно поделюсь ими. И вот буквально вчера, мы с другом их нашли среди большого архива неразобранных фотографии. Вперед.
Задача второго визита в этот храм: сосредоточиться на детальной съемке фресковой живописи.
Первое, напомню, как выглядит Благовещенский храм с. Протасово:
Предлагаю сразу пройти в четверик храма. В храме стоит рама оригинального пятиярусного иконостаса. К сожаление первый ярус и навершия утрачены. Силой воображения можно представить как выглядел иконостас полностью:
Северная стена четверика:
Рассмотрим более подробно изображения святых. На первом ярусе, в пространствах между окнами первого света и дверями в четверике мы наблюдаем ростовые изображения святого преподобного Симеона Столпника и святой царицы Елены.
Св. преп. Симеон Столпник (сирийский святой 4 века):
Св. царица Елена (ее трудами были обретены пещера Гроба Господня и Крест Господень):
В пространствах между ярусами окон мы видим изображения евангельских сюжетов
"...ловля рыбы". С большой долей вероятности можно говорить о том, что эта чудесная ловля рыбы произошла в момент третьего явления Христа ученикам после Воскресения их мертвых. Этот сюжет описан в Евангелии от Иоанна (21 глава). Апостолы поймали 153 рыбины. В тот момент присутствовало 7 учеников (правда изображено только 6 апостолов). Есть второй подобный сюжет в Евангелии от Луки (5 глава). Это событие произошло в начале общественного служения Иисуса Христа. Но здесь кульминационный момент заключается в том, что сети когда вытягивались сети, пришлось звать на помощь вторую лодку. Поскольку в данном сюжете лодок нет, думается, что перед нами все-таки изображение чуда, совершенного после Воскресения Христова.
Исцеление бесноватого. Здесь идет речь о событии, изложенном в 9 главе Евангелия от Марка. Один человек привел своего сына ко Христу и сказал Ему : "Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым, где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли."
Пространство между окнами второго света мы видим четыре евангельских сюжета:
Исцеление слепорожденного. Эта история описана в 9 главе Евангелия от Иоанна. В представленном ниже сюжете проиллюстрированы евангельские слова, как Иисус Христос "сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим".
Исцеление прокаженного. На фреске изображен момент, изложенный в 8 главе Евангелия от Матфея: "Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы (Мф. 8: 1-3)".
Именно ответ Иисуса Христа и положен в название сюжета "Хочу очистись".
Выше изображения Страстного цикла:
Несение Креста
Снятие с Креста
Южная стена четверика:
Проведем анализ сюжетов по аналогии с северной стеной. Между окнами первого света есть лишь изображение святого царя Константина, который сделал христианство дозволенной религией в Римской империи после 3 столетий гонений. Напомню, на противоположной стороне в аналогичном месте: св. царица Елена.
Между ярусами первого и второго света евангельские сюжеты:
Исцеление больных в Галилее. Вероятно, здесь проиллюстрированы слова из 1 главы Евангелия от Марка: "При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями..."
Исцеление десяти прокаженных. Это событие описано в 17 главе Евангелия от Луки. Суть в том, что исцелилось десять человек, но поблагодарить пришел только один:
Между окнами второго света также 4 евангельские сюжета:
Воскрешение Лазаря. Событие описано в 11 главе Евангелия от Иоанна. Иисус Христос воскрешает из мертвых Лазаря, который уже 4 дня как был мертв. В данном сюжете проиллюстрированы слова Евангелия, где Христос "воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет".
Воскрешение дочери Иаира. Это событие описано в 9 главе Евангелия от Матфея. Момент: "И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала".
Страстной цикл представлен сюжетами:
Лобзание Иуды. Известный сюжет. В 26 главе Евангелия от Матфея этот момент описан так: "... вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его".
Спаситель на суде у Пилата. Суд у Пилата был достаточно длительный. Здесь запечатлен момент, когда Пилат удостоверяет отсутствие какой-либо вины на Иисусе Христе. В 24 стихе 27 главы Евангелия от Матфея читаем : "Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы".
Западная стена четверика: сюжеты расположены в три яруса.
Главный, он же центральный сюжет западной стены посвящен святителю Николаю чудотворцу. Оно находится в оси второго яруса:
Это изображение является основой сюжетов второго яруса. Следует сказать, что весь второй ярус посвящен свт. Николаю:
Св. Николай приносит утонувшего младенца. Событие это произошло в Киеве. Одна женщина, возвращаясь с мужеи с богомолья по Днепру, выронила младенца в воду. После их молитвы святителю Николаю произошло следующее: "На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца".
Св. Николай приносит лепту вдовицам.
Первый ярус состоит из двух евангельских сюжетов:
Хоть этот сюжет и не подписан, я убежден, что перед нами образ "Иисус Христос воскрешает сына наинской вдовицы". Этот сюжет есть в 7 главе Евангелия от Луки: "Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой".
Иисус Христос благословляет детей. Классический сюжет, например из Евангелия от Марка, гл 10. "Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие".
Третий ярус:
Отрок Спаситель в храме. Это событие из 2 главы Евангелия от Луки. Иисус Христос будучи мальчиком потерялся во время обратного пути из Иерусалима. "и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его".
Нагорная проповедь 5-7 главы Евангелия от Матфея.
Свод четверика.
Господь Саваоф в куполе храма.
Восточная часть свода. Здесь мы видим Новозаветную Троицу, Пресвятую Богородицу и Иоанна Предтечу, ангелов и архангелов. В центре мы видим место Креста Господня...
Южная часть свода наполнена множество святых...
Северная часть свода. Собор святых
На западной части свода лики практически утрачены.
Алтарь.
На небосводе изображение Отрока Христа в сиянии и Бесплотных Сил.
На стене алтаря: в северной части у жертвенника - Тайная вечеря.
Моление Иисуса Христа о Чаше:
Жертвоприношение Авраама:
Как мы помним в восточной стене четверика есть две арки для царских врат, внутри которых есть ростовые изображения святых русских митрополитов:
Митрополит Филипп
Митрополит Иона
Митрополит Петр(?)
Митрополит Алексий
Трапезная часть храма.
В прошлой статье я уже разбирал некоторые сюжеты трапезной части. Просто повторим. По эти трем общим фотографиям можно легко определить где какой сюжет расположен.
Новозаветная Троица:
Апостол и евангелист Матфей:
Благовещение Пресвятой Богородицы:
Апостол и евангелист Марк:
Апостол и евангелист Лука:
Сретение Господне:
Крещение Господне:
Рождество Христово:
Апостол и евангелист Иоанн Богослов:
Вход Господень в Иерусалим:
Введение во Храм Пресвятой Богородицы:
Свт. мученик Антипа, епископ Пергамский:
Святой преподобный Сергий Радонежский:
И последнее. Мы вновь поднялись на колокольню. И смогли запечатлеть вдалеке храм села Осокино, который упомянут в основной статье об этом храме.
Ну вот и все на сегодня. Спасибо, что читаете и смотрите мой канал! ПОКА!