Там седая древность, там тихо, уютно, там жизнь течет не спеша. Но вот дорогу подремонтировали, памятников наставили, теперь и сюда возят организованного туриста. Так что временами и здесь бывает оживленно. А потом снова тишина…
Текст: Михаил Дроздов, фото: Александр Бурый
По Ярославке мы с друзьями едем именно туда, потому объезжаем и Сергиев Посад, и Переславль. Пока едем, я пытаюсь рассказать, что знаю о Борисоглебе и его обитателях – знаменитых и не очень. У меня еще и книга про Иринарха Борисоглебского с собой. Самый младший из нас время от времени тычет пальцем в смартфон, с удовольствием поправляет меня в датах и числах…
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Борисоглебский, по-простому Борисоглеб, – поселок городского типа, центр Борисоглебского района Ярославской области. Расположен на реке Устье в 19 километрах от Ростова Великого. Жителей в конце эпохи социализма здесь было почти 6,5 тысячи, в расцвет капитализма (если у нас капитализм) – почти 5,5 тысячи. Поселение возникло при Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее отшельником Павлом. Монастырь был основан не просто так, а по благословению преподобного Сергия Радонежского. По преданию, иноком обители был и знаменитый Александр Пересвет, хотя достоверных свидетельств, увы, нет. Многие из нас узнали об этом из книги Анатолия Грешневикова «Копье Пересвета». Говорят, именно здесь бывший боярин, имевший немалый боевой опыт, принял постриг. И в 1380 году на поле Куликовом схимником, как воин ангельского войска, начал историческую битву...
Необычный был это монастырь, коль бывал здесь великий князь Василий II Темный и, по некоторым сведениям, впрочем, не совсем надежным, крестил здесь своего сына, будущего собирателя земель русских Ивана III. Первые полтора века обитель сия была вся деревянная. Сын Ивана III, Василий III, начал здесь каменное строительство. В 1522–1523 годах «великого князя мастер каменный здатель», ростовский зодчий Григорий Борисов, воздвиг на месте деревянного каменный собор Святых князей Бориса и Глеба. В 1524–1526 годах построена Благовещенская церковь с трапезной палатой, в конце XVII века – Сергиевская и Сретенская надвратные церкви.
Трижды сюда приезжал Иван Грозный. При нем, примерно с 1577 года, стал подвизаться в монастыре Иринарх Затворник – преподобный Русской православной церкви. Он обрек себя на суровое бытие и добровольное мученичество: более тридцати лет, усмиряя плоть, не снимал вериг – оков и цепей, молился за спасение России. Он видел сны, которые сбывались – в том числе ему приснился захват Москвы поляками. Его духовная мощь, великая вера и пророческий дар привлекали к нему и простых людей, и правителей, и полководцев. Так, посылал к Иринарху за благословением князь Михаил Скопин-Шуйский, боровшийся с польскими интервентами. Затворник отправил князю просфору и крест, наказав: «Дерзай, и Бог поможет тебе!» Приезжал к Иринарху за благословением и организатор народного ополчения князь Дмитрий Пожарский. Был ли вместе с ним здесь Кузьма Минин – неизвестно.
В эти смутные годы был у Иринарха и польский предводитель Ян Сапега, кстати, православный по вере. Тот самый православный, который держал в осаде полтора года Троице-Сергиев монастырь. По преданию и книге архимандрита Амфилохия, Иринарх предсказал польскому воеводе, что тот погибнет, если не уйдет с Русской земли. «Пан Сапега умилился душою от речей преп. Иринарха и сказал: «Чем мне тебе, батько, даровать? Я такова батька нигде не видал ни здесь, ни в других землях – твердого и небоязливого, что не побоялся нашего меча и не ушел». Это по воле Божией делалось, сказал старец Иринарх, а не по моей. «Прости, батько», – сказал Сапега и поклонился ему на прощание». Велел монахов не трогать и даже прислал старцу в монастырь 5 рублей. Но из России не ушел и действительно вскоре погиб. На тему этой встречи есть современная картина Марии Шадчневой «Иринарх и Сапега»...
Да, бывало, что преподобного Иринарха Затворника враги-поляки отпускали, а бывало, что и от своих ему доставалось. Были гонения и на Иринарха. Читаю у архимандрита Амфилохия, что в 1610 году стал игуменом в монастыре Симон, человек немилостивый, злой и свирепый, да еще и пьяница, похоже. И приказал он старцу-затворнику, изнемогшему в посте и молитве так, что и двигаться не мог, молиться ходить в церковь, как все. Из кельи же его все запасы вынес, оставили затворнику самую малость. А старец решил и последнее отдать. Тогда по приказу уязвленного начальника поволокли Иринарха из кельи, руку сломали, бросили его на землю рядом с собором. Многочасовой молитвой святого за «не ведавших, что творят» кончилось все благополучно, но факт, как говорится, остается фактом...
К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тысячами десятин земли и 4 подведомственными монастырями. Но в XVIII столетии Екатерина II отобрала у обители монастырские слободы и передала их своему фавориту – графу Григорию Орлову. А с 1843 года они находились во владении графов Паниных. Секуляризация превратила Борисоглебскую обитель в обычный второклассный монастырь. Источником его существования в XVIII–XIX веках были 280 десятин земли, сад и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами.
Из правителей помимо Екатерины II был здесь еще проездом император Александр III. В праздник святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила значительная для Ярославской губернии ярмарка – торговали в основном скотом. В местных слободах занимались переработкой картофеля и выработкой крахмала, окраской тканей и шитьем одежды, иконописью, металлообработкой, изготовлением сельскохозяйственных орудий.
В 1924 году монастырь был упразднен. В советский период в нем размещались почта, отделение Госбанка, склады льна и зерна, а также музей. В 1962 году поселение Борисоглебский получило статус рабочего поселка. В 1989-м в монастырском соборе возобновились богослужения. С декабря 1994 года Борисоглебский монастырь снова считается действующим. Кстати, на гербе и флаге поселка и района, утвержденных в 1999 году, изображены святые князья Борис и Глеб – два всадника в красно-зеленых одеяниях на черном и красном конях, с флажками на копьях. Хранители местности…
ОБИТЕЛЬ-КРЕПОСТЬ
Мы все еще едем… Hо вот и Ростов Великий. Хорошо виден Яковлевский монастырь, озеро Hеро. Делаем резкий разворот влево на угличскую дорогу. Указатель на Варницы – родину святого Сергия Радонежского. Не сворачиваем, пропускаем в этот раз, уж слишком блестящий и прилизанный там сейчас монастырь-новодел. Через 20 минут мы уже в Борисоглебе, буквально под монастырскими стенами. Расстояние между Борисоглебским и Москвой чуть более 200 километров, за три часа доехали.
Пионер русской цветной фотографии Прокудин-Горский в 1911 году снимал Ростовский Борисоглебский монастырь, что на Устье-реке – это его официальное название, – на цветное фото как достопримечательность Российской империи. На одном из его снимков высокие, вот эти самые стены с башнями, только белые-белые, песчаная дорога, справа домики жителей, вдали поле и лес. Светло и тихо, умиротворение какое-то. Так было!
Сейчас и так, и не так. Вместо песка асфальт. Часть стен скрыта за деревьями, часть – в потемневших уже лесах-подпорках. Больше похоже на военную крепость.
Останавливаемся. Через удивительно красивые ворота с двумя массивными башнями и надвратной церковью входим в суровый, мощный и просторный монастырь. Я люблю эту обитель-крепость святого Иринарха и не раз бывал здесь. Но всегда, как будто впервые, испытываешь здесь какое-то особое, «борисоглебское» чувство: «благорастворения воздухов», одухотворенности, защищенности и свободы. Тут, в отличие от Варниц, внутри «не прилизано». Но потихоньку – явно больших средств нет – восстанавливают и восстанавливают старину. Не сравнить, конечно, с началом 1990-х годов, когда я впервые сюда приехал…
Памятники архитектуры и истории здесь сохранились. И Сретенская надвратная церковь, и келья Иринарха, и собор Бориса и Глеба, и Благовещенская церковь с трапезной палатой, и настоятельские покои XVI–XVII веков. Дальше – звонница XVII века и Сергиевская надвратная церковь. И, конечно, впечатляющие крепостные стены, длина которых составляет 1040 метров, высота – 10–12 метров, а толщина местами доходит до 3 метров! Самая древняя – восточная стена с шестиугольной башней.
Потрясающая мощь в этих крепостных стенах и башнях. Считаем башни – их 14. Самая красивая и одновременно самая высокая (38 метров) – северо-восточная, она же Максимовская, башня монастыря, построенная в конце XVII века.
Прогулка по монастырю – наслаждение. Здесь гармонично сливаются «лепоты» и строгость. Но встречаются и сюрпризы. Неподалеку от входа в монастырь видим якорь. В честь чего он тут – за тысячу верст от ближайшего моря? А все потому, что пять борисоглебских иеромонахов служили священниками на судах российского флота во время Русско-японской войны (см.: «Русский мир.ru» №3 за 2019 год, статья «На церковной палубе»).
Вот и одиноко стоящая у крепостной стены келья святого Иринарха. В «келейке» Иринарха долгое время хранилось «знамя Сапеги», то ли подаренное затворнику самим паном, то ли присланное Скопиным-Шуйским как трофей. Да все сломано было. Восстановлено архитектором-реставратором Александром Рыбниковым в 1990 году.
Идем в собор Святых князей Бориса и Глеба. Здесь мощи преподобного Иринарха и основателей монастыря – преподобных Феодора и Павла. Полностью собор был расписан в 1783 году, роспись поновлялась в 1842-м. А в 1911 году храм был заново расписан в византийском стиле – с золотом и серебром. Руководил этими работами художник Ф.Е. Егоров, евангельские сюжеты живописцы писали по мотивам росписей Виктора Васнецова в киевском Владимирском соборе.
За апсидами собора, на маленьком холмике – могила с крепким, мощным, как и крепость, крестом. Здесь похоронен архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский Тихон (Малышкин). Это он участвовал в избрании и посвящении предстоятелей Русской церкви – митрополита Зосимы (1490) и митрополита Симона (1495) – и управлял всей полнотой церкви после низложения митрополита Зосимы в 1494 году. Был участником Освященного собора 1492 года, утвердившего пасхалию на восьмую тысячу лет (от Сотворения мира, конечно) и документально засвидетельствовавшего преемственность нашей церкви по отношению к Византии. Святитель Тихон был соратником Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия в борьбе Русской церкви с ересью жидовствующих (см.: «Русский мир.ru» №12 за 2022 год, статья «Жидовствующий накануне апокалипсиса»), пришедшей к нам из-за границы. После тринадцатилетнего управления Ростовской епархией архиепископ Тихон в 1503 году по немощи отошел на покой в Борисоглебский монастырь, где и умер в 1511-м...
В центре обители – свободное пространство, с которого просматривается почти весь монастырь. Обращаем внимание на трехглавую звонницу XVII века с часами – «церковь под колоколы с часобитней». Чуть позже к ней пристроили тяжеловатое, но очень красивое крыльцо. Царь Иван Грозный подарил монастырю колокол весом 138 пудов, в 1758 году появился еще один – в 261 пуд, а в 1913-м в монастырь был пожертвован колокол в 606 пудов, отлитый в Ярославле на заводе купцов Оловянишниковых. В 1929 году все колокола были сняты, разбиты и переплавлены. В 1988–2009 годах звонили здесь в колокола из ростовского музея, в 2009-м православные меценаты подарили монастырю набор из 10 новых колоколов, самый большой из них весит 325 пудов. А с 2010 года в обители на колокольне работают часы-куранты, сделанные руками моих земляков – умельцев из наукограда Черноголовка.
А вот и настоятельские покои и трапезная палата XVI–XVII веков. Это украшение монастыря – с кирпичными узорами на стенах, с изразцовым декором, с крыльцом, изумительно богатым самыми разнообразными деталями. И восстановлено это чудо все тем же реставратором Рыбниковым. Он вообще здесь многое в свое время восстановил, даже стены выправил, выпрямил – по собственной оригинальной технологии. Но не нашли в чем-то согласия монахи и реставратор, и Александр Рыбников был удален из монастыря. К огромному сожалению, это совсем не редкий случай противостояния культуры и религии – таких, казалось бы, близких друг другу...
Вольно или невольно расчувствуешься в монастыре. Атмосфера умиротворения и одухотворенности, святые храмы и святые могилы, надежные стены-защитницы – все это помогает снять накопившееся напряжение. А связь невидимая с такими богатырями духа, как Пересвет, Иринарх, Тихон, ободряет, укрепляет, дает жизненные силы и энергию. Ты свободен, ничего не боишься и даже на подвиг готов!
Сейчас много говорят и рассуждают о «местах силы» – каких-то особых для экзотериков, эзотериков, неоязычников и прочих культовых, сакральных пространствах с «особой энергетикой». Для нас же, просто русских православных людей, «энергетика» – это высокая душевно-духовная атмосфера. А места силы – там, где чувствуется прилив, подъем душевных, духовных и физических сил. Это намоленные веками места, связанные с великими русскими людьми, с прекрасной русской природой. Например – Михайловское Пушкина. И Борисоглеб Пересвета и Иринарха – тоже!
Такой вот подарок готовит людям древний Борисоглеб. Старина, тишина и благодать. И место силы! Силы духовной. А если есть сила духа, то будет сила и физическая, и всякая другая. И тогда мы непобедимы. Так учили мудрые старцы. Кратко и ясно.
ТИХИЙ ГОРОДОК
А за стенами монастыря – маленький уютный городок. Скорее, даже городочек с доброжелательным и простым народом, с маленькими домиками, садиками, улочками, то поднимающимися, то спускающимися с монастырского холма, с магазинчиками, с рыночком, с лавочкой с местными сувенирами, с памятниками.
Вот о памятниках можно и чуть подробнее поговорить. Их вне монастыря пять. Раньше около горкома стоял только один небольшой Ленин работы неизвестного скульптора. Сейчас его перенесли к дому престарелых, а на его место у администрации поставили памятник князю Пожарскому – среднего размера, но с большим мечом. Автор памятника – скульптор Михаил Переяславец. На улице Советской установили небольшой памятник князю Скопину-Шуйскому работы скульптора Владимира Суровцева. И еще два новых памятника стоят теперь в городе, причем размеров для маленького Борисоглеба, можно сказать, грандиозных. Бронзовый Пересвет и бронзовый Иринарх имеют рост почти 3,5 метра и весят по 2 тонны. Не всем эти памятники-великаны совсем не в духе Борисоглеба нравятся, хотя есть и почитатели. Но в конце концов дареному коню, как известно, в зубы не смотрят: памятники – подарки скульптора Зураба Церетели. Да и все равно великую борисоглебскую монастырскую крепость ничем не затмишь и не перебьешь…
В поселке протекает река Устье. Это не просто извилистая речка, не просто речка кольцами, а считай – водная цепочка длиной 153 километра. Берет начало в Угличском районе, впадает в Которосль, которая, как известно, в свою очередь, впадает в Волгу.
На самой окраине поселка – церковь Троицы в Бору. Там и бор очень красивый был когда-то, на опушке – прям «шишкинские» сосны. Но внутри «бора» – почти пустота. Был на месте храма, оказывается, и женский монастырь в Борисоглебе. В 1612 году, когда поляки заняли Борисоглеб, их лагерь («фатеры») находился между двумя монастырями – мужским и женским. Тут еще в 1990-е годы где-то была гербарная станция, что снабжала все школы России гербариями...
Если переехать Устье и свернуть влево, к деревне Селище, то можно наблюдать интереснейший оптический эффект: башни монастыря сначала сходятся, соединяются в одну фактически, а потом наоборот – расходятся, и панорама монастыря опять восстанавливается.
А за Селищем, недалеко от Борисоглеба, есть место на берегу реки Устье, называемое «Костин Хутор». Прекрасное место с дубами, соснами, березами, земляничными полянами. Со святым источником. С уникальным памятником погибшим борисоглебским деревням, а их в ХХ и ХХI веках немало исчезло. Здесь стоят памятный камень весом 25 тонн и флагшток. Здесь же – лагерь, в котором удивительный человек, энтузиаст детских палаточных спортивно-трудовых лагерей, друг мой Валентин Борисович Малов тренирует и воспитывает ребят. Учит их борьбе, стрельбе, плаванию, хорошим песням, учит жить в ладу с природой, преодолевать любые препятствия, помогать друг другу и трудиться – и таким образом, не муштруя, не надоедая нотациями, учит Родину любить. Hазывают они себя «Русичами». Здесь проходят слеты юных спасателей и всяческие соревнования. Зимой, в честь защитников Отечества, традиционные лыжные и снегоходные марш-броски с названием «Русь». Совсем недавно, в августе, отметили «Русичи» 35-летие своего первого лагерного сезона на Костином Хуторе.
К «Русичам» ехать 5–7 километров на запад от Борисоглеба. А километрах в четырнадцати на юго-запад, около села Андреевское-на-Лиге, энтузиасты под руководством Арифа Нагиева создали еще один, если хотите, «ненавязчивый» центр патриотического воспитания. Как вы думаете: что было бы, если бы в 1941 году немцы все-таки взяли Москву или потом как-то ее обошли? Правильно: было бы очень плохо. Но и в этом случае мы не сдались бы! И это не просто лозунг. В Андреевском это прекрасно видно. Тысячи ярославцев, в основном женщины и подростки – их называли «окопщики», – в 1941–1942 годах создали за Москвой, перед Волгой, еще одну линию обороны. О ней потом как-то забыли. А она была, и вот теперь один из ее участков на Борисоглебской земле восстановили и показывают. Только маленькую часть. А теперь добавим несколько цифр: в войну всего за 80 дней зимы было устроено 197 километров противотанковых препятствий, 8826 противотанковых ежей, 1821 огневая точка, 240 командно-наблюдательных пунктов, 1076 землянок, 154 пулеметных дзота, 79 дотов для пушек, 497 железобетонных колпаков для пулеметных гнезд, 204 лесных завала, 91 тысяча заостренных кольев для противопехотных заграждений. И все это всего за 80 зимних дней было сделано женщинами и подростками...
Если же продолжать ехать в западном направлении, то километрах в тридцати от райцентра будет родина Иринарха – деревня Кондаково Борисоглебского района. Отсюда уже недалеко и до Углича. От местных жителей я слышал, что на этой территории практически не встретишь никаких змей, ибо так «сделал» святой. Легенда, скорее всего, но, повторим, легенда характерная – не про кого-то, а про Иринарха. В самом Кондакове есть святой источник (колодец) Иринархов, который «помогает избавиться от головных болей, прибавляет жизненных сил и возвращает веру в себя». Каждый год сюда от стен Борисоглебской обители устраивают Иринарховский крестный ход. Неделю колонна с людьми передвигается от одной деревни к другой, от храма – к храму.
Ах да! Забыл сказать, в Борисоглебском монастыре ежегодно проходят еще и Иринарховские чтения, в которых участвуют писатели, ученые и священники.
Что ж, пришла пора прощаться нам с Борисоглебом, где происходили события, непосредственно влиявшие на судьбы России. Городком, который, несмотря на свой скромный размер, является местом силы. Нашей силы.