Марине Влади – посвящается
Я всё чаще думаю о судьях,
Я такого не предполагал:
Если обниму её при людях,
Будет политический скандал.
Будет тон в печати комедийный,
Я представлен буду чудаком:
Начал целоваться с беспартийной,
А теперь целуюсь с вожаком.
Трубачи! Валяйте! Дуйте в трубы!
Я ещё не сломлен и не сник…
Я в её лице целую в губы
Общество: «Франс – Уньон – Совьетик!»
Текст этого стихотворения Владимира Высоцкого напечатан по документу, который я нашла в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. Большая часть рукописного наследия Владимира Высоцкого, переданная в РГАЛИ Мариной Влади, закрыта по её распоряжению и для исследователей недоступна. Однако некоторые документы – в основном это так называемые черновые автографы – найти можно. Данный текст является сверенной с рукописью поэта машинописной копией, предназначенной для сборника стихов. В деле нет пояснения, для какого именно сборника он был сделан, когда готовился к изданию и кто является автором комментариев.
Высоцкий и Влади познакомились в 1967 году в ресторане ВТО. Свой первый вечер они провели в гостях у Макса Леона – корреспондента газеты L’Humanité. Там впервые Владимир пел Марине свои песни. Подробно об их знакомстве и начале отношений – в очерке «Наконец-то я встретил вас»: Владимир Высоцкий писал о Марине Влади в песне «Бал-маскарад» задолго до их реальной встречи.
Когда завертелся их роман, Марина Влади была беспартийной. Но уже через год, в 1968-м, ситуация изменилась. В книге воспоминаний «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади рассказала историю о том, как она стала членом коммунистической партии Франции:
«В мае шестьдесят восьмого мы создаём кооператив актёров и технического персонала и снимаем вместе с Бернаром Полем фильм «Время жить». Нас захватывает борьба, мы увлечены мощным политическим движением. Мне вспоминается начало пятидесятых, когда я работала в Италии с режиссёрами-коммунистами – Висконти, Пепе де Сантисом, Уго Пирро, Тонино Гуэрра, Карло Лицани... Мы участвовали в антифашистских демонстрациях, и иногда дело доходило до драк на улицах. Этот пройденный вместе с ними путь сблизил меня тогда с Итальянской коммунистической партией.
А теперь, в эти безумные, смутные майские дни, в Париже, я думаю о России, о предстоящих съёмках в Москве, о будущей жизни – может быть, рядом с тобой – и принимаю решение.
Как раз перед отъездом из Парижа, в июне шестьдесят восьмого, я вступаю в ФКП».
Спустя три года Марина Влади встречается с Генеральным Секретарём ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Об этом она также подробно рассказывает в своих воспоминаниях:
«Я еду на встречу активистов общества дружбы «Франция – СССР» с Леонидом Брежневым, – вспоминает Марина Влади свою встречу с Генеральным секретарём ЦК КПСС 29 октября 1971 года. – Актёрская дисциплина снова выручает меня. Я приезжаю в посольство СССР как ни в чём не бывало, готовая к рандеву, важность которого я предчувствую. Мы ждём в салоне, все немного скованы, потом нас впускают в зал, где стулья стоят напротив письменного стола. Входит Брежнев, нам делают знак садиться. Нас пятнадцать человек, мужчин и женщин всех политических взглядов – голлисты, коммунисты, профсоюзные деятели, дипломаты, военные, писатели – все люди доброй воли, которым дорога идея взаимопонимания между нашими странами».
Марина Влади рассказывает, как держался руководитель советского государства с приглашёнными и какие знаки внимания оказывал лично ей: «Ролан Леруа мне шепчет: «Смотри, как он поворачивается к тебе, как только речь заходит о причинах этой дружбы...» Действительно, я замечаю понимающие взгляды Брежнева. Я знаю, что ему известно всё о нашей с тобой женитьбе».
Во время встречи Брежнев рассказал Марине Влади, как нужно пить водку и сделал ей в память о встрече подарок – электрический самовар, к которому были приложены две бутылки крепкого алкогольного напитка «Старка».
Но главным подарком для Влади стало фото с Леонидом Ильичом: «Прежде чем уйти, мы фотографируемся: группа французов вокруг советского главы. Этот снимок сделал гораздо больше, чем все наши хлопоты, знакомства и мои компромиссы, вместе взятые. Чтобы понять настоящую цену этой фотографии, мне было достаточно увидеть по возвращении в Москву неуёмную гордость, внезапно охватившую твоих родителей, которые демонстрировали вырезку из газеты кому только возможно».
Помимо членства в компартии, Марина Влади также входила в руководство общества «Франция – СССР».
Подробнее о том, что его не следует путать с обществом «СССР – Франция» и многом другом, читайте в проекте Кругом 500 журнала "Новая литература", посвящённом историческим фактам, событиям и реалиям советской жизни, описанным в стихах Владимира Высоцкого.