Размышления о фильме «Грейхаунд» (“Greyhound”, directed by Aaron Schneider, 2020).
Красочная, динамичная, эпичная история, ярко представленный морской бой в самом холодном и мрачном месте земного мира - посреди атлантического океана в феврале 1942 года, когда сошлись в неравном противостоянии американский эсминец и группа германских подводных лодок. Воистину, в этой битве выжить весьма сложно, и даже не было времени не только выпить чашечку кофе, но и переобуться.
Как я понимаю, пришло время развлекательной романтизации историй о войне. На первом месте красивая картинка, создающая сказочную атмосферу, масштабность событий. Словно всё это фэнтези, не хватает только эльфов в сверкающих доспехах и грустных орков. Так было в последних фильмах на военную тему, это «1917» (2019), «Мидуэй» (2019) и «Дюнкерк» (2017). Везде красота образов превалирует над смыслами, актёрами, но главное, над содержанием, максимально всё упрощая.
Что было в основе этой истории:
После того, как союзникам удалось пробить блокаду Англии, разогнать германские подводные лодки, держащие остров в плотном кольце, не давая никому ни приехать, ни уехать, появилась возможность доставлять еду, одежду, оружие, материалы, людей на остров, чтобы оказывать военное сопротивление, оттягивая на себя часть сил с восточного фронта. Конвои с товарами шли через Северную Атлантику.
Однако была маленькая проблема. Посреди Атлантики есть BLACK PIT - зона, которая не контролировалась авиацией, и морские конвои шли без поддержки, чем, конечно же, пользовались команды германских подводных лодок, поджидая здесь корабли для торпедирования. Основную роль по охране конвоя в Чёрной Дыре, по времени это 50 часов пути, принимали на себя эсминцы, которые легко маневрировали между кораблями с грузами, и могли бегать по волнам, отгоняя "волков". Так называли германские подводные лодки, а когда приходила не одна, а сразу несколько, то их называли "волчьей стаей". Фильм основан на романе "Добрый пастырь" ("The Good Shepherd" by C.S Forester), по смыслу понятно, почему, добрый капитан эсминца, отгоняющий волков от отары овец.
В данной истории рассказывается о конвое HX-25 из 37 кораблей, пункт назначения: Ливерпуль, Англия, его сопровождали четыре лёгких боевых корабля, два британских, один канадский. Но перед зрителем развернётся драма только американского эсминца класса "Флетчер" с позывным «Грейхаунд», остальные будут фоном и лишь изредка появятся в кадре.
Капитаном эсминца был назначен престарелый Эрнст Краузе, и прежде чем послать его в бой, Эрнста отправили на двух-месячные курсы. Это было в декабре, а в феврале он уже был старшим по охране конвоя из 37 кораблей. Эрнст религиозен, постоянно молится, и практикует веру, прощая злодеев, и не терпя ругательных слов. Когда конвой был атакован сначала одной подводной лодкой, а потом и целой стаей, для Эрнста это превратилось в самую настоящую религиозную войну. Он, утратив сон и желание кушать, превратился в одержимого идеей всех спасти и защитить, а врагов покарать. И всё это одна вахта за другой, и каждая минута в напряжении.
Здесь показано в полной мере состояние капитана, когда он находится на пике эмоций, на пике тотального восприятия, когда ориентируется больше не на логику и расчёт, а на ощущения, интуицию, может даже, на божественное откровение, когда его сознание открыто и оно принимает сигналы из космоса. Отсюда получается серия правильных приказов, капитан не совершает ошибок, все его слова и действия выверены до мелочей, словно он всё знает, словно он читает книгу будущего.
Это создаёт атмосферу сказки, мистической сказки. Вероятно, поэтому создана такая визуализация, она словно неестественная, словно всё это происходит в каком-то волшебном мире, где исполняются все желания и ожидания. Воспринимать серьёзно невозможно. Самая мощная сцена в фильме длится всего несколько секунд - похороны Кливленда. Как его вытряхивали из флага. Фрагменты его тела, бросая в океан. Всё остальное - это красивый, эпичный развлекательный боевик на тему морских сражений с врагом, которого зрителю трудно идентифицировать, ибо его почти нет, но он есть, и его надо уничтожить.
Мне понравилось, как были показаны дорожки торпед в финальной части битвы, когда они со всех сторон устремились к эсминцу «Грейхаунд». Очень красиво. Белые дорожки по чёрным волнам. Волшебная сказка. Вспоминается фильм «Битва под Орионом» (2009), где показан морской бой между японской подводной лодкой и американским линкором в самые последние дни войны, в августе 1945 года. Очень красиво был представлен тот самый момент, когда объявили, что война закончилась. Этот фильм всегда буду ставить в пример, как надо показывать подобные сражения. У войны две стороны, и чтобы осознать ситуацию, прочувствовать, пробудить в себе сопереживание персонажам, надо видеть героев по обе стороны поля битвы. Но в фильме про эсминец «Грейхаунд» этого не было, зато было другое, только и слышал: "пеленг, пеленг, пеленг".
Наверное, по числу упоминаний этого слова, фильм должен войти в "Книгу Рекордов Гиннеса".
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей