Найти тему
Антон Наумкин

Календарь японо-имперского авиафила на декабрь

1 декабря 1934 года - в токийском аэропорту Ханэда был торжественно представлен публике первый экземпляр приобретенного через Канаду американского пассажирского самолета Дуглас DC-2. На тот момент самолет имел самую передовую конструкцию в мировом самолетостроении. После презентации самолет без лишней огласки перелетел на военный аэродром для изучения. Последующее лицензионное производство DC-2 и его японских версий AT-2 и Ki-34 дали японской авиационной промышленности опыт, позволивший начать разработку и производство собственных современных самолетов.

Транспортный самолет Накадзима-Дуглас DC-2
Транспортный самолет Накадзима-Дуглас DC-2

1 декабря 1941 года - в составе Императорской армии сформировано первое десантное подразделение - 1-й отдельный парашютный полк. Организационно полк состоял из управления и штаба (60 чел.), группы (роты) связи (45 чел.) и четырех рот (по 167 чел.). Всего 773 человека.

Эмблема парашютистов японской императорской армии.
Эмблема парашютистов японской императорской армии.

2 декабря 1937 года - группа из 8 бомбардировщиков B4Y в сопровождении 6 истребителей A5M из состава 13-го кокутай вылетела для удара по Нанкину. Взлетающие на перехват советские летчиков были застигнуты врасплох. Японцы заявили о сбитии 13 самолетов и еще трех предположительно, без потерь со своей стороны. Наши потери составили семь самолетов (по другим сведениям даже десять), пять летчиков погибли, еще двое получили ранения. Японские бомбардировщики безнаказанно сбросили бомбы на аэродром.

Истребитель A5M1 13-го кокутай, декабрь 1937 годп.
Истребитель A5M1 13-го кокутай, декабрь 1937 годп.

3 декабря 1920 года - родился лейтенант Камихара Кейсю, ас флотской авиации. Поступил в летную школу ВМС в 1937 году. С августа 1940 года в составе 12-го кокутай участвовал в боевых действиях на территории Китая. С 1941 года в составе кокутай Тайнан принимал участие в боевых действиях на Филиппинах и Индонезией. В июне 1942 года в составе авиагруппы авианосца "Дзуньё" участвовал в боях на Алеутских островах. В 1943 году в составе 381-го кокутай принимал участие в отражении налетов бомбардировщиков союзников на нефтяные промыслы на индонезийских островах Борнео и Целебес, в том числе считался "специалистом" по поражению бомбардировщиков B-24 авиационными бомбами "воздух-воздух" Тип 3. В одном из боев ранен ответным огнем стрелков, после чего эвакуирован в Японию. Конец войны встретил инструктором в отряде камикадзе, но, как опытный пилот, в специальных атаках не участвовал. Современными историками числится 17 побед. Погиб Камихара в 1970 году в авиакатастрофе, пилотируя вертолет японской береговой охраны.

Лейтенант Камихара Кейси.
Лейтенант Камихара Кейси.

4 декабря 1943 года - в ночь на 5 декабря девять G4M из 752-го кокутай и восемь из 753-го кокутай контратаковали корабли 50-го оперативного соединения, отходивших после удара по островам Кваджелейн и Вотье. Ценой потери двух бомбардировщиков 753-го кокутай удалось повредить одной торпедой авианосец CV-16 "Лексингтон". Японское радио на следующий день объявило о гибели "Лексингтона", но корабль был возвращен в строй после двухмесячного ремонта.

G4M1 752-го кокутай, декабрь 1943 года.
G4M1 752-го кокутай, декабрь 1943 года.

5 декабря 1921 года - родился один из известных японских асов армейской авиации старший сержант Анабуки Сатору (Сатоси). Участвовал в боевых действиях с декабря 1941 года в составе 50-го сентай на Филиппинах и Бирме. В начале 1944 года направлен в Японию инструктором в авиационную школу Акено. С конца 1944 года участвовал в боях на Филиппинах и обороне Японии. Претендует на 53-57 сбитых самолетов союзников. Современные историки числят 39 побед и официально считают вторым по результативности асом японской армейской авиации (однако достоверно подтвердить большую часть побед невозможно). После войны в 1950 году поступил в формируемые Силы самообороны Японии. Командовал вертолетной эскадрильей, завершил службу в 1971 году в звании подполковника. Затем работал в авиационной компании "Джапан Эйрлайнз" (Japan Airlines). Умер в июне 2005 года.

Старший сержант Анабуки Сатору.
Старший сержант Анабуки Сатору.

5 декабря 1941 года - состоялся первый полет прототипа поплавкового корабельного самолета-разведчика E15K "Сиун" фирмы Каваниси. Машина была принята на вооружение в августе 1943 года и строилась до февраля 1944 года в очень небольшом количестве всего в 15 единиц. У союзников самолет получил условное наименование "Норм". Несколько "Сиунов" приняли участие в боевых действиях в центральной части Тихого океана ничем себя существенно не проявив.

E15K1 (бокс-арт RS-models)
E15K1 (бокс-арт RS-models)

5 декабря 1943 года - японской авиацией нанесен удар по верфям в Калькутте в восточной Индии. Операция "Рю ичи го сакусен" ("Операция Дракон 1") стала единственной совместной операцией авиации японской армии и флота. Принимало участие 139 японских самолетов (по другим сведениям даже 164) (Ki-43 - 74, Ki-21 - 27, Ki-46 - 2, G4M - 9, A6M - 27). Взлетевшие на перехват английские истребители смогли сбить один Ki-21, при потере девяти "Харрикейнов". Еще один Ki-43 был разбит при вынужденной посадке из-за нехватки топлива. На земле в результате удара погибло до 500 индийских рабочих, повреждено три судна, разрушены и повреждены здания складов, дома.

Редкая фотография A6M в схеме окраски "быстрого опознавания" в полете.
Редкая фотография A6M в схеме окраски "быстрого опознавания" в полете.
На принявшие участие в операции "Рю ичи го сакусен" A6M 331-го и 381-го кокутай были нанесены знаки быстрого опознавания обе законцовки крыла и киль были окрашены в светло-серый цвет. Морские летчики опасались, что армейцы примут их за англичан.
На принявшие участие в операции "Рю ичи го сакусен" A6M 331-го и 381-го кокутай были нанесены знаки быстрого опознавания обе законцовки крыла и киль были окрашены в светло-серый цвет. Морские летчики опасались, что армейцы примут их за англичан.

5 декабря 1944 года - три отряда армейских камикадзе и один флотский отряд (всего 15 ударных самолетов, большинство из них - 10 Ki-51) атаковали корабли американского десантного соединения, двигавшегося к западному побережью острова Лейте. Был потоплен десантный корабль LSM-20, повреждены эсминцы DD-366 "Дрэйтон" и DD-389 "Магфорд", десантный корабль LSM-23 и транспортные суда "Маркус Дейли" и "Джон Эванс". Погибло 16 пилотов-камикадзе, на американских кораблях погибло 95 и ранено 97 человек.

Схема атаки Ki-51 и Ki-43 на десантные корабли в проливе Суригао из отчета LSM-23. В LSM-20 врезался и потопил его Ki-43. Ki-51 атаковавший LSM-34 промахнулся и упал рядом с кораблем. Другой Ki-51 упал в 15 метрах от борта LSM-23, отскочил от воды и врезался в надстройку, его бомба пробила борт, разрушила штурманскую рубку и радиостанцию, но не взорвалась. На LSM-20 погибло 8 человек и 9 получили ранения, на LSM-23 погибло - 8, ранено - 7.
Схема атаки Ki-51 и Ki-43 на десантные корабли в проливе Суригао из отчета LSM-23. В LSM-20 врезался и потопил его Ki-43. Ki-51 атаковавший LSM-34 промахнулся и упал рядом с кораблем. Другой Ki-51 упал в 15 метрах от борта LSM-23, отскочил от воды и врезался в надстройку, его бомба пробила борт, разрушила штурманскую рубку и радиостанцию, но не взорвалась. На LSM-20 погибло 8 человек и 9 получили ранения, на LSM-23 погибло - 8, ранено - 7.

6 декабря 1917 года - инженер, морской офицер и политик Накадзима Тикухэй основал первую японскую авиастроительную компанию "Хикоки Кенкюсё" ("Научно-исследовательский институт аэропланов"). После нескольких закрытий и реорганизаций, к 1940-м годам фирма Накадзима стала одним из ведущих авиационных предприятий Японии. После войны "наследником" компании стала корпорация "Фудзи Хэви Индастриз", с 2017 года называется "Субару Корпорейшн".

Накадзима Тикухэй (1884-1949).
Накадзима Тикухэй (1884-1949).

6 декабря 1920 года - заложен один из наиболее известных японских авианосцев "Акаги". Второй вступивший в строй японский авианосец и первый "большой" авианосец японского флота. С 1939 по 1940 года принимал участие в боевых действиях в Китае. С началом войны на Тихом океане участвовал в ключевых сражениях первого этапа войны - нападении на Перл-Харбор, захвату Рабаула, удару по порту Дарвин в Австралии, завоевании Голландской Ост-Индии (Индонезии), рейду в Индийский океан. 4 июня 1942 года тяжело поврежден американской палубной авиацией в битве за Мидуэй. 5 июня 1942 года потоплен своими эсминцами.

Авианосец "Акаги" в декабре 1941 года (художник Takeshi Yuki).
Авианосец "Акаги" в декабре 1941 года (художник Takeshi Yuki).

6 декабря 1944 года - в ходе боев за остров Лейте на Филиппинах с целью обеспечения переброски морским конвоем подкреплений и создания условий для последующего перехода в контрнаступления подразделения воздушно-десантных войск японской армии приступили к проведению операции "Тё" по захвату пяти американских аэродромов. С острова Лусон вылетело 35 транспортных самолета Ki-57 и четыре бомбардировщика Ki-49 (должны были сесть "на брюхо" прямо на аэродром) с примерно 500 десантниками на борту в сопровождении 30 Ki-43. Однако больше половины самолетов были сбиты огнем зенитной артиллерии, часть - высадили десант в удалении от назначенных районах. Только 60 японских десантников смогли сесть по плану на аэродром Бурауэн где уничтожили 11 самолетов связи L-4 "Грассхопер". Планировавшаяся на следующий день высадка второй волны десанта не состоялась из-за отсутствия самолетов, начавшие наступление на соединение с десантом пехотные соединения прорвать американскую оборону не смогли. Японские десантники несколько дней удерживали аэродром Бурауэн, но понеся значительные потери и не дождавшись ни последующих волн десанта, ни подхода наступающей пехоты, были вынуждены отойти. Последние очаги сопротивления на аэродроме были уничтожены 11 декабря. Большинство десантников, которые смогли выйти к своим, погибли в последующих боях.

Японский десант атакует американский аэродром 6 декабря 1944 года.
Японский десант атакует американский аэродром 6 декабря 1944 года.

7 декабря 1941 года - внезапным нападением самолетов японской палубной авиации на корабли Тихоокеанского флота в гавани Перл-Харборе на Гавайских островах началась война на Тихом океане. В результате было потоплено или повреждено 18 американских кораблей, в том числе из восьми линкоров - два уничтожены и шесть повреждены. Уничтожено 188 самолетов и еще 159 повреждены. Японские потери составили 29 самолетов и все участвовавшие в атаке пять сверхмалых подводных лодок.

Перл-Харбор 7 декабря 1941 года (художник Robert Taylor). Изображены A6M2 на фоне линкоров  BB-48 "Вест Вирджиния" BB-43 "Теннеси".
Перл-Харбор 7 декабря 1941 года (художник Robert Taylor). Изображены A6M2 на фоне линкоров BB-48 "Вест Вирджиния" BB-43 "Теннеси".

7 декабря 1944 года - самолеты Ki-67 110-го сентай нанесли самый успешный удар по аэродрому базирования B-29 на острове Сайпан. В результате ночного удара были уничтожены три B-29 и еще 23 - получили повреждения. При этом были сбиты шесть из восьми участвовавших в налете "Хирю".

B-29 после удара в ночь с 6 на 7 декабря по Сайпану самолетами 110-го сентай.
B-29 после удара в ночь с 6 на 7 декабря по Сайпану самолетами 110-го сентай.

7 декабря 1944 года - в результате удара камикадзе по американским кораблям, высаживающим десант на западное побережье острова Лейте, в тыл обороняющимся японским войскам были потоплены эсминец DD-364 "Мэхен", быстроходный транспорт (бывший эсминец) APD-16 "Уорд", десантный корабль LSM-318 и повреждены эсминец DD-367 "Лэмсон" эскортный миноносец DE-206 "Лидл" и танкодесантный корабль LST-737. Всего в этот день в качестве камикадзе вылетело 35 японских самолетов (армейских - 19, флотских - 16).

Ki-45 командира отряда "Кинно-тай" лейтенанта Ямамото Такуми, предположительно именно ему удалось поразить быстроходный транспорт APD-16 "Уорд". Другой самолет отряда "Кинно-тай" потопил эсминец DD-364 "Мэхен".
Ki-45 командира отряда "Кинно-тай" лейтенанта Ямамото Такуми, предположительно именно ему удалось поразить быстроходный транспорт APD-16 "Уорд". Другой самолет отряда "Кинно-тай" потопил эсминец DD-364 "Мэхен".

8 декабря 1941 года - состоялся первый полет прототипа поплавкового истребителя A6M2-N фирмы Накадзима. На вооружение самолет был принят 2 июля 1942 года под названием "морской истребитель-гидроплан тип 2". До июля 1943 года было выпущено 262 самолета этого типа. У союзников самолет получил условное наименование "Руфь". Самолет участвовал в боевых действиях на Алеутских и Соломоновых островах, в обороне Японских островов в 1945 году.

A6M2-N (художник Jaroslaw Wrobel)
A6M2-N (художник Jaroslaw Wrobel)

8 декабря 1944 года - состоялся первый полет опытного планера MXY8 "Акигуса", разработанного 1-м арсеналом флота в Йокосука. Планер был предназначен для проведения исследований управляемости планируемого к производству реактивного перехватчика J8M фирмы Мицубиси (лицензионная версия немецкого истребителя Ме-163 "Комет"), а также подготовки летчиков серийных машин. Всего было построено до 60 планеров, использовавшихся как флотом, так и армией.

Полеты армейских MXY8 на аэродроме Касива (раскрашенная фотография).
Полеты армейских MXY8 на аэродроме Касива (раскрашенная фотография).

9 декабря 1937 года - в воздушном бою над Нанкином истребитель A5M1 Касимура Кэнъити потерял часть крыла (в некоторых источниках говорится, что в результате столкновения с китайским "Хок III"). На тяжело поврежденном самолете Касимура смог пролететь более 300 км и успешно посадить самолет на аэродром. Случай был широко освещен в газетах и самолет выставили в музее.

Истребитель A5M1 Касимура Кэнъити заходит на посадку. Касимура погиб 6 марта 1943 года островами Рассела в бою с F4F. Числится асом с 12 победами, из них 10 - в Китае. Его самолет был уничтожен после капитуляции Японии.
Истребитель A5M1 Касимура Кэнъити заходит на посадку. Касимура погиб 6 марта 1943 года островами Рассела в бою с F4F. Числится асом с 12 победами, из них 10 - в Китае. Его самолет был уничтожен после капитуляции Японии.

10 декабря 1941 года - в Южно-Китайском море у берегов современной Малайзии японские бомбардировщики G4M и G3M из состава кокутай "Михоро", "Гензан" и "Каноя" потопили в открытом море британские линкор "Принц Уэльский" и линейный крейсер "Рипалс". Японцам удалось добиться девяти попаданий торпедами и двух попаданий бомбами. Из 66 непосредственно участвовавших в атаке японских самолетов (в т.ч. 16 - с бомбами и 50 - с торпедами) было сбито три, еще один, получивший повреждения, разбился при посадке. Вернулись с повреждениями 26 бомбардировщиков. Погибло 18 японских летчиков и 840 британских моряков. Потопление двух крупных кораблей в открытом море имело как стратегические последствия для начального этапа войны в Юго-Восточной Азии, так и послужило мощным толчком к пересмотру роли авиации в войне на море в целом.

Линкор "Принц Уэльский" (на переднем плане) и крейсер "Рипалс" атакуют бомбардировщики G3M.
Линкор "Принц Уэльский" (на переднем плане) и крейсер "Рипалс" атакуют бомбардировщики G3M.

10 декабря 1944 года - в заливе Ормок у западного берега острова Лейте в ходе битвы за Филиппины в результате ударов самолетов камикадзе потоплены торпедный катер PT-323 и транспорт "Уильям Лэдд", получили повреждения эсминец DD-410 "Ходжес", танкодесантный корабль LCT-1075 и транспорт "Маркус Дэйли".

Разбитый после удара самолета-камикадзе торпедный катер PT-323 у берега 10 декабря 1944 года. Из 17 членов экипажа двое погибли и 11 получили ранения.
Разбитый после удара самолета-камикадзе торпедный катер PT-323 у берега 10 декабря 1944 года. Из 17 членов экипажа двое погибли и 11 получили ранения.

11 декабря 1944 года - у берегов острова Лейте шесть самолетов A6M отряда "Конго-тай №1" атаковали эсминец DD-369 "Рейд", прикрывавший высадку американских войск. Несколько самолетов сбили истребители "Корсар" и корабельные зенитки, но два камикадзе смогли врезаться в корабль. Взрыв бомбы одного из самолетов вызвал детонацию артиллерийских погребов и быструю гибель корабля.

Гибель эсминца DD-369 после удара двух самолетов-камикадзе. Десантный катер подбирает экипаж. Вместе с кораблем погибло 103 американских моряка.
Гибель эсминца DD-369 после удара двух самолетов-камикадзе. Десантный катер подбирает экипаж. Вместе с кораблем погибло 103 американских моряка.

12 декабря 1927 года - первый полет прототипа палубного истребителя A1N. Самолет представлял собой адаптированную к требованиям японского флота версию английского истребителя Глостер "Гэмбет". Самолет был принят на вооружение в конце 1928 года под обозначением "Палубный истребитель Тип 3". До 1932 года был выпущен 151 самолет этого типа. Истребитель принял участие в боевых действиях в 1932 году в ходе Шанхайского инцидента добившись первой подтвержденной японской победе в воздухе 22 февраля 1932 года (был сбит истребитель Боинг P-12E под управлением американского летчика). С 1932 года стал заменяться более современными A2N и окончательно снят с вооружения в 1935 году.

A1N2 в полете (художник Shigeo Koike).
A1N2 в полете (художник Shigeo Koike).

12 декабря 1937 года - первый потопленный японской морской авиацией боевой корабль ВМС США. В этот день, после трехдневного штурма Нанкина, оборона остатков китайских войск была сломлена. В городе начался хаос - разбитые войска частью пытались вырваться из окружения, частью дезертировали и переодевались в гражданскую одежду, а часть сражались до последнего патрона, стремясь подороже продать свою жизнь. Для эвакуации иностранцев по реке Янцзы к городу прибыли американские и британские канонерские лодки. В это же время 12-й и 13-й кокутай получили задачу атаковать суда у Нанкина, на которых пытались эвакуироваться китайские солдаты. В результате японские самолеты атаковали иностранные корабли. Речная канонерская лодка PR-5 "Панай" затонула после попадания двух бомб. Также были потоплены три американских гражданских танкера. Истребители A5M 12-го кокутай, в довершение атаки, обстреляли корабли и спасающийся экипаж из пулеметов. Погибло трое американских моряков и двое гражданских европейцев, еще 48 человек получили ранения, погибших китайских гражданских никто не считал. Япония в тот же день признала ошибку и выплатила США компенсацию в размере 2 миллионов 200 тысяч долларов. Командующий 2-го воздушного флота был «снят» с должности, а по два командира групп 12-го и 13-го кокутай отправлены «под суд» (реально никаких наказаний никто не получил). Инцидент вызвал значительный рост антияпонских настроений в США и Великобритании.

Бомбардировщики D1A1 атакуют канонерскую лодку PR-5 "Панай" (художник Tony Bryan).
Бомбардировщики D1A1 атакуют канонерскую лодку PR-5 "Панай" (художник Tony Bryan).

12 декабря 1938 года - завершена постройка прототипа истребителя Ki-43 "Хаябуса" фирмы Накадзима. Принят на вооружение под наименованием "Истребитель тип 1". Стал самым многочисленным самолетом армейской авиации, всего было построено 5919 самолетов этого типа. Принимал участие в боевых действиях на всех фронтах Тихоокеанского театра военных действий от начала до конца войны, широко задействовался в миссиях камикадзе.

Ki-43 (художник Tatsuji Kajita, боксарт Fujimi)
Ki-43 (художник Tatsuji Kajita, боксарт Fujimi)

12 декабря 1944 года - в заливе Ормок у филиппинского острова Лейте истребителю Ki-43 из состава отряда хакко-тай №1 "Хакко-тай" удалось протаранить эсминец DD-605 "Колдуэлл". Погибло 33 члена экипажа и еще 40 получили ранения.

Схема поражения эсминца DD-605 "Колдуэлл" из отчета о действиях в заливе Ормок.
Схема поражения эсминца DD-605 "Колдуэлл" из отчета о действиях в заливе Ормок.

13 декабря 1944 года - одиночный японский самолет (наиболее вероятно это был Ki-43 из отряда "Иччи-тай"), укрываясь в облаках, смог обойти американские истребители, атаковать и протаранить легкий крейсер CL-43 "Нэшвилл", флагман соединения выдвигавшегося для высадки десанта на остров Миндоро. Взрыв двух 50-кг бомб и вспыхнувший авиационный бензин самолета вызвал детонацию боеприпасов зенитной артиллерии. Крейсер получил тяжелые повреждения, 133 человека погибли и еще 190 были ранены. В том числе был ранен командующий десанта бригадный генерал Уильям Дункель, погиб его начальник штаба полковник Брюс Хилл. Крейсер ремонтировался четыре месяца. Еще через несколько часов один из A6M флотского отряда "Конго-тай №2" повредил эсминец DD-585 "Харден".

Пожар на крейсере CL-43 "Нэшвилл" после попадания камикадзе 13 декабря 1944 года.
Пожар на крейсере CL-43 "Нэшвилл" после попадания камикадзе 13 декабря 1944 года.

14 декабря 1910 года - летчик, авиаконструктор, изобретатель и офицер японской армии Хино Кумадзо на немецком самолете Граде-моноплан во время руления совершил незапланированный полет, ставший первым полетом самолета в Японии. Большой известности этот неофициальный полет не получил.

Капитан Хино Кумадзо (1878-1946) в "кабине" Граде-моноплан. Время первого полета составило 20 секунд. В настоящее время реплика самолета выставлена в Kakamigahara Aerospace Science Museum.
Капитан Хино Кумадзо (1878-1946) в "кабине" Граде-моноплан. Время первого полета составило 20 секунд. В настоящее время реплика самолета выставлена в Kakamigahara Aerospace Science Museum.

14 декабря 1914 года - родился майор Йонага Хьёэ, ас армейской авиации. В авиации с 1936 года. После окончания летной школы с 1937 года проходил службу в 11-м рентай (полку). В 1938 году переведен в 24-й сентай в составе которого принимал участие в боях на Халхин-Голе. После гибели в воздушных боях командования некоторое время выполнял обязанности командира сентай. Претендует на 16 побед (числятся современными западными историками, реальное количество очевидно ниже). С декабря 1941 года принимал участие в боях на Филиппинах и Китае.

Ki-27 командира 2-го чутай 24-го сентай капитана Йонага Хьёэ, декабрь 1941 года, Филиппины.
Ki-27 командира 2-го чутай 24-го сентай капитана Йонага Хьёэ, декабрь 1941 года, Филиппины.

В декабре 1942 года поступил в военную академию. С августа 1944 года по март 1945 года - командир 101-го сентай, перемещен на должность преподавателя в летную школу Акено из-за несогласия с тактикой камикадзе. Пережил войну.

Йонага Хьёэ еще в звании лейтенанта.
Йонага Хьёэ еще в звании лейтенанта.

14 декабря 1983 года - в США, после четырех лет кропотливой работы завершена реставрация флотского истребителя J1N1-S "Гекко". Данная машина была в числе трофейных самолетов, вывезенных после войны на территорию США для изучения. В настоящее время самолет экспонируется в филиале Национального аэрокосмического музея США в выставочном центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи и является единственным самолетом этого типа, сохранившимся до нашего времени.

Прекрасно отреставрированный J1N1-S "Гекко" в музее.
Прекрасно отреставрированный J1N1-S "Гекко" в музее.

15 декабря 1944 года - флотские отряды камикадзе (всего в этот день совершили специальные атаки 23 самолета:A6M - 20, 2 P1Y - 2 и один армейский Ki-48) у филиппинского острова Миндоро атаковали и смогли потопить два танкодесантных корабля LST-472 и LST-738 и повредить эскортный авианосец CVE-77 "Маркус Айлэнд", эсминцы DD-592 "Уильям Ховарт" и DD-390 "Ральф Тальбот", а также танкодесантный корабль LST-605. Погибло 28 летчиков-камикадзе, на американских кораблях были убиты 8 моряков и еще 12 получили ранения.

15 декабря 1944 года "Зеро" одного из отрядов "Конго-тай" атакует авианосец CVE-77 "Маркус Айлэнд". Японский летчик в последний момент был убит или ранен - самолет упал рядом с бортом только задев крылом авианосец. В результате один матрос погиб, еще один получил ранение.
15 декабря 1944 года "Зеро" одного из отрядов "Конго-тай" атакует авианосец CVE-77 "Маркус Айлэнд". Японский летчик в последний момент был убит или ранен - самолет упал рядом с бортом только задев крылом авианосец. В результате один матрос погиб, еще один получил ранение.

15 декабря 1944 года - совершил первый полет прототип транспортного самолета Ki-105 "Охтори". Самолет был разработан на основе транспортного планера Ku-7 и предназначался для доставки бензина с заводов в Индонезии в Японию. Было построено 9 экземпляров (планировалось 300), применявшихся только для испытаний.

Самолет-танкер Ki-105
Самолет-танкер Ki-105

16 декабря 1919 года - заложен авианосец "Хосё", первый в мире вошедший в строй авианосец специальной постройки. В 1932 году самолеты с "Хосё" участвовали в воздушных боях над Шанхаем, в том числе претендуют на первую подтвержденную победу японской морской авиации. В 1937 году "Хосё" принял участие в боевых действиях в Китае, но с декабря 1937 года выведен в резерв. В 1940 году стало ясно, что малый размер палубы авианосца не пригоден для полетов новых палубных самолетов A6M, D3A и B5N. Корабль стал использоваться ограниченно только как учебный. С началом войны на Тихом океане "Хосё" принял участие в обеспечении проведения операции против Перл-Харбора в декабре 1941 года и в операции против Мидуэя в июне 1942 года. До конца войны корабль оставался учебным, в основном применялся как мишень для тренировки торпедоносцев. В апреле 1944 года и июле 1945 года "Хосё" получил повреждения в результате ударов американской палубной авиации. После войны использовался для перевозки репатриантов в Японию, отправлен на слом в 1946 году.

Раскрашенная фотография "Хосё" на испытаниях в 1922 году. Островная надстройка и мачта были демонтированы уже в 1923 году.
Раскрашенная фотография "Хосё" на испытаниях в 1922 году. Островная надстройка и мачта были демонтированы уже в 1923 году.

17 декабря 1940 года - состоялся первый полет планера Фукуда/Хитачи HT-3, представлявшего собой уменьшенную на 60% деревянную модель разрабатываемого фирмой Хитачи перспективного пассажирского самолета. Однако испытания были почти сразу прекращены из-за приоритетности военных проектов.

Посадка планера Фукуда/Хитачи HT-3 17 декабря 1940 года на аэродроме в Осака. Летчик один из известных японских планеристов Ода Исаму.
Посадка планера Фукуда/Хитачи HT-3 17 декабря 1940 года на аэродроме в Осака. Летчик один из известных японских планеристов Ода Исаму.

17 декабря 1941 года - первое боевое применение разведывательного гидросамолета E14Y1 с борта подводной лодки. В этот день с I-7 один самолет был запущен для разведки результатов удара по Перл-Харбору. Первый боевой вылет оказался неудачным - самолет пропал без вести, на подводную лодку не вернулся, американцами также не отмечен. В последствии E14Y1 стал известен как единственный самолет, бомбивший территорию континентальной части США во Вторую мировую войну.

E14Y1
E14Y1

17 декабря 1943 года - в рамках начатого союзниками воздушного наступления на Рабаул (важнейшая японская база в Южных морях) произошел первый крупный воздушный бой между японскими и союзными истребителями. В этот день 82 истребителя союзников (32 "Корсара", 26 "Хэллкетов" и 24 новозеландских "Киттихоков"). Для дозаправки была совершена промежуточная посадка на только что построенный полевой аэродром Торокина. На перехват с аэродромов Рабаула поднялось 72 A6M от 201, 204 и 253-го кокутай. Замыслом союзников предусматривалось "выманить" японцев на летящие первыми "Киттихоки" и внезапно атаковать их "Хэллкетами" и "Корсарами". "Сцепившиеся" с "Киви", японцы сбили два P-40 (еще один разбился при возвращении), потеряв два своих самолета. Американские истребители оказались слишком высоко и японцев не заметили. Единственным "боевым" моментом стал обмен угрозами между знаменитым летчиком морской пехоты майором Грегори Боингтоном с неизвестным японцем по радио.

Бой над Рабаулом 17 декабря 1943 года. Изображен момент столкновения двух истребителей (художник Mark Postlethwaite).
Бой над Рабаулом 17 декабря 1943 года. Изображен момент столкновения двух истребителей (художник Mark Postlethwaite).

17 декабря 1944 года - в акватории Восточно-Китайского моря подводной лодкой SS-395 "Рэдфиш" потоплен авианосец "Унрю", перевозивший на Филиппины 30 управляемых бомб MXY7 "Ока", а также взрывающиеся катера "Синъё", прочие грузы, а также около 1000 японских десантников, в том числе почти весь личный состав 1-го планерного пехотного полка. Гибель авианосца и его груза сорвала планы применения японским командованием "Ока" в Битве за Филиппины.

Раскрашенная фотография авианосца "Унрю"
Раскрашенная фотография авианосца "Унрю"

18 декабря 1936 года - состоялся первый полет прототипа бомбардировщика Ki-21 фирмы Мицубиси. На вооружение самолет был принят в ноябре 1937 года под названием "тяжелый бомбардировщик тип 97". До сентября 1944 года было выпущено 2064 самолетов этого типа. У союзников бомбардировщик получил условное наименование "Салли". Самолет участвовал в боевых действиях с конца 1938 года в Китае и до окончания войны в 1945 году.

Ki-21 (из игры War Thunder).
Ki-21 (из игры War Thunder).

18 декабря 1942 года - на Рабаул прибыли истребители Ki-43 11-го сентай, первого полка армейской авиации на Новогвинейском фронте. 11-й сентай вел бои на Новой Гвинее до мая 1943 года, после чего выведен на восстановление боеспобности, конец войны встретил на территории Японии.

Ki-43-I 11-го сентай
Ki-43-I 11-го сентай

18 декабря 1944 года - в районе острова Миндоро одиночный Ki-51 атаковал, таранил и потопил торпедный катер PT-300. На катере погибло восемь членов экипажа и еще 7 получили ранения.

Момент поражения торпедного катера PT-300 самолетом Ki-51 18 декабря 1944 года.
Момент поражения торпедного катера PT-300 самолетом Ki-51 18 декабря 1944 года.

19 декабря 1910 года - состоялся первый успешный публичный полет самолета в Японии. Капитан императорской армии Ёситоси Токугава (закончил службу в 1945 году в звании генерал-лейтенанта) в Токио на стадионе в парке Ёёги в присутствии более 100 тысяч зрителей совершил полет на самолете "Фарман III" на высоте до 70 метров продолжительностью около 4 минут.

Открытка с "Фарман III" первым самолетом совершившим полет в Японии.
Открытка с "Фарман III" первым самолетом совершившим полет в Японии.

20 декабря 1941 года - произошел первый бой японской авиации с самолетами американской авиационной добровольческой группы "Летающие тигры". Ранним утром этого дня десять Ki-48 82-го чутай в сопровождении нескольких Ki-27 84-го чутай вылетели из Ханоя (столица современного Вьетнама) для нанесения удара по Куньмину в южном Китае. Через некоторое время после пересечения границы истребители Ki-27, не имевшие достаточной дальности полета, вернулись на аэродром - встреч с противником в воздухе не ожидалось (17 декабря японская авиация бомбила Куньмин не встретив никакого сопротивления). Однако к вечеру 18 декабря 1941 года в Куньмин прибыли две эскадрильи "Летающих тигров". Предупрежденные китайской радиоразведкой американские P-40 заблаговременно поднялись в воздух. Им удалось сбить четыре японских бомбардировщика (завили о пяти и еще трех вероятных) при потере одного истребителя, разбившегося при вынужденной посадке из-за нехватки топлива.

Кертисс Хок 81A (P-40C) "Летающих Тигров" в Куньмине.
Кертисс Хок 81A (P-40C) "Летающих Тигров" в Куньмине.

21 декабря 1935 года - спущен на воду авианосец "Сорю". Третий "большой" авианосец японского флота. Стал первый японским авианосцем с аварийным барьером и светотехнической системой наведения на посадку. С 1938 по 1940 год принимал участие в боевых действиях в Китае. С началом войны на Тихом океане участвовал в ключевых сражениях первого этапа войны - нападении на Перл-Харбор, удару по Уэйку, удару по порту Дарвин в Австралии, рейду в Индийский океан. Потоплен американской палубной авиацией 4 июня 1942 года в битве за Мидуэй.

Авианосец "Сорю".
Авианосец "Сорю".

21 декабря 1944 года - армейский отряд хакко-тай №10 "Дзюнги" в составе пяти Ki-43 атаковал американский десантный отряд идущий к острову Миндоро. Один из самолетов поразил десантный корабль LST-460 с грузом топлива и боеприпасов. Пожар вышел из-под контроля, и корабль пришлось оставить. В результате удара еще одного Ki-43 погиб LST-749. Также были повреждены LST-605 и транспорт "Хуан де Фука".

Ki-43 командира хакко-тай №10 "Дзюнги" лейтенанта Цуриги Синдзи. Погиб 21 декабря 1944 года.
Ki-43 командира хакко-тай №10 "Дзюнги" лейтенанта Цуриги Синдзи. Погиб 21 декабря 1944 года.

22 декабря 1943 года - 35 бомбардировщиков B-25 в сопровождении четырех эскадрилий P-38 нанесли удар по аэродромам и порту в районе Вевак на Папуа Новой Гвинее. На перехват поднялись около 30 истребителей Ki-61 из 68-го и 78-го сентай и Ki-43 из 59-й и 248-го сентай. В ожесточенном бою японцам удалось сбить два "Лайтнинга" и три "Митчелла", еще четыре B-25 и P-38 были повреждены и совершили вынужденные посадки. Погибли четыре японских летчика, в том числе командир 78-го сентай майор Такацуки Акиро.

22 декабря 1943 года сержант Кадзинами Сусуги преследует B-25 (обложка к Osprey Aircraft of the Aces 114. Ki-61 and Ki-100. Художник Ronnie Olsthoorn).
22 декабря 1943 года сержант Кадзинами Сусуги преследует B-25 (обложка к Osprey Aircraft of the Aces 114. Ki-61 and Ki-100. Художник Ronnie Olsthoorn).

23 декабря 1941 года - совершен первый налет японской авиации на Рангун (сейчас Янгон) столицу Бирмы (сейчас Мьянма). 87 бомбардировщиков (60 Ki-21 и 27 Ki-30) в сопровождении 30 истребителей Ki-27 77-го сентая подошли к целям не одновременно. Фактически тяжелые бомбардировщики остались без истребительного прикрытия. Взлетевшие на перехват 15 английских "Буффало" и 14 американских P-40 "Летающих тигров" сбили семь Ki-21 и один Ki-30, большое количество бомбардировщиков повредили. Японские истребители сбили два "Томагавка" (еще один разбился при посадке), два сбили стрелки бомбардировщиков. На аэродроме было уничтожено шесть английских самолетов, сгорели склады ГСМ. Бомбардировка города и порта имела катастрофические последствия. Погибло не менее двух тысяч жителей, еще около тысячи умерли от ранений, так как помощь им оказывать было некому. В результате возникшей паники из города в ночь бежало более 100 тысяч индийских рабочих, за ними бежали и белые представители администрации.

23 декабря 1941 года - бомбардировка Рангуна. Видны "бомбовые дорожки" четко пришедшиеся по жилым кварталам в районе порта.
23 декабря 1941 года - бомбардировка Рангуна. Видны "бомбовые дорожки" четко пришедшиеся по жилым кварталам в районе порта.

23 декабря 1943 года - над Рабаулом (важнейшая японская база в Южных морях) состоялся один из самых крупных воздушных боев между истребителями японской морской авиации и самолетами союзников. В этот день 18 американских B-24 в сопровождении "Корсаров" и "Хэллкетов", всего около 120 самолетов, атаковали аэродром Лакуани. На перехват вылетело 99 A6M, атаковавших бомбардировщики и прикрывающие их истребители. Им удалось сбить два "Корсара", но в этот раз американцам удалось реализовать идею "истребительно засады". Группа из 48 "Корсаров" внезапно атаковала японские истребители, связанные боем. В основном, не имея радиостанций, японцы не смогли сообщить о новой появившейся угрозе и перестроиться, было сбито шесть "Рейсенов".

Бой над Рабаулом (художник Robert Taylor)
Бой над Рабаулом (художник Robert Taylor)

24 декабря 1943 года - над Рабаулом состоялся очередной бой истребителей. Японцы заявили о 55 сбитых (реально шесть "Киттихоков"), в свою очередь союзники заявили о 18 сбитых (реально только шесть).

25 декабря 1941 года - совершена т.н. "Рождественский рейд" на Рангун. В налете участвовало 68 тяжелых бомбардировщика Ki-21, 27 легких бомбардировщика Ki-30, 25 истребителей Ki-43 и 32 Ki-27. На перехват поднялись 13 "Томагавков" и 14 "Буффало". Союзники смогли сбить три бомбардировщика и четыре истребителя, японцы сбили четыре "Буффало" и два "Томагавка". В результате удара были серьезно повреждены порт и железнодорожное депо.

25 декабря 1941 года летчики "Американской добровольческой группы" атакуют бомбардировщики Ki-21 12-го сентай над Рангуном (художник Roy Grinnell)
25 декабря 1941 года летчики "Американской добровольческой группы" атакуют бомбардировщики Ki-21 12-го сентай над Рангуном (художник Roy Grinnell)

26 декабря 1942 года - состоялся первый полет экспериментального скоростного самолета Ki-78. Самолет создавался как для исследований высокоскоростного полета, так и для совершения попытки достижения рекорда скорости. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость в 699 км/ч, что оказалась много меньше предполагавшихся 850 км/ч. Был построен только один самолет, уничтоженный американцами после войны.

Ki-78
Ki-78

26 декабря 1943 года - состоялся последний дневной боевой вылет бомбардировщиков Ki-49 "Донрю" на Новогвинейском фронте. Шесть самолетов из состава 61-го сентай, под прикрытием около 20 истребителей Ki-43 и Ki-61 нанесли удар по американским кораблям, высаживающим десант на мысе Глостер на острове Новая Британия. Прикрывавшие район высадки истребители P-38 "Лайтнинг" и P-47 "Тандерболт" и зенитчики сбили все японские бомбардировщики. В воздушном бою был сбит один Ki-61. Японское командование получило очередное подтверждение подавляющего превосходства противника и отказалось от дневного применения тяжелых бомбардировщиков на Новогвинейском фронте.

Ki-49 61-го сентай.
Ki-49 61-го сентай.

27 декабря 1942 года - после нескольких дней ожесточенных боев австралийские войска захватили аэродром Буна на Новой Гвинее. На аэродроме находились обломки почти двух десятков японских самолетов, в том числе несколько, относительно неплохо сохранившихся истребителей A6M3 - новейшей на тот момент модификации "Зеро", до сего момента не попадавшийся в руки союзников. Остатки пяти самолетов вывезли в Австралию, где из них специалисты технической разведки собрали один летающий образец - "Зеро" с номером XJ001. С июля 1943 года самолет испытывался сначала в Австралии, где в том числе проводились учебные бои со "Спитфайром". Осенью 1943 года самолет был переправлен в США, где испытывался под номером EB-201. После войны следы истребителя теряются, скорее всего его отправили на слом.

A6M3 кокутай "Тайнан" с номером V-187 на аэродроме Буна после захвата. От этого самолета для воспроизведения летающего "гибрида" использовали двигатель и часть других деталей.
A6M3 кокутай "Тайнан" с номером V-187 на аэродроме Буна после захвата. От этого самолета для воспроизведения летающего "гибрида" использовали двигатель и часть других деталей.

27 декабря 1942 года - состоялся первый полет прототипа бомбардировщика Ki-67 "Хирю" фирмы Мицубиси. Принят на вооружение в 1944 году под наименованием "Тяжелый бомбардировщик тип 4". Производился до конца войны, всего было построено 767 самолетов этого типа. У союзников получил условное наименование "Пегги". Состоял на вооружении не только армии, но и военно-морского флота Японии. Единственный из армейских самолетов мог применять торпеды. Участвовал в миссиях камикадзе. Считается лучшим японским бомбардировщиком второй половины войны.

Ki-67 7-го сентай (художник Shigeo Koike, боксарт модели Hasegawa)
Ki-67 7-го сентай (художник Shigeo Koike, боксарт модели Hasegawa)

27 декабря 1942 года - состоялся первый полет прототипа истребителя N1K1-J "Сиден" фирмы Каваниси. Был принят на вооружение в конце 1943 года. У союзников получил условное наименование "Джордж" (позднее, сотрудники разведки разобравшись с модификациями самолета, уточнили наименование "Джордж 11"). С конца 1943 года по весну, 1945 года было произведено 1007 самолетов этого типа. Участвовал в боевых действиях с 1944 года, наиболее активно - в ходе боев за Филиппины в конце 1944 года.

N1K1-J (художник Shigeo Koike).
N1K1-J (художник Shigeo Koike).

28 декабря 1929 года - состоялся первый полет прототипа палубного торпедоносца B2M. Самолет был разработан в Великобритании фирмой "Блэкберн" на основе торпедоносца "Райпон" и свой первый полет совершил в Йоркшире. Принят на вооружение ВМС Японии в 1932 году под названием "Палубный штурмовик Тип 89". Фирмой Мицубиси построено 204 экземпляра самолетов этого типа. В августе 1937 года несколько десятков машин с авианосцев "Кага" и "Рюдзё" успели принять участие в боевых действиях в Китае.

B2M1 с авианосца "Акаги"
B2M1 с авианосца "Акаги"

28 декабря 1916 года - родился старший сержант Ханада Томио, ас японской армейской авиации. В армии с 1934 года, поступил в летную школу. С ноября 1935 года проходил службу в 11-м рентай в Манчжурии. С сентября 1938 года в 11-м сентай. Принимал участие в боях на Халхин-Голе с мая по сентябрь 1939 года, претендует на 25 побед (реальное количество очевидно ниже). В том числе 4 июля 1939 года в ходе боя приземлился и вывез в кабине своего самолета выпрыгнувшего с парашютом сбитого командира 3-го чутай 11-го сентай капитана Фудзито Такеси. Погиб старший сержант уже после окончания боевых действий в монгольской степи - 7 октября 1939 года в результате столкновения с другим самолетом в учебном воздушном бою.

Старший сержант Ханада Томио.
Старший сержант Ханада Томио.

28 декабря 1944 года - три A6M флотского отряда "Конго-тай №14" атаковали конвой с транспортами снабжения, следовавший к острову Миндоро. Один из самолетов смог таранить и тяжело повредить транспорт "Уильям Шэрон". Еще один поразил транспорт "Джон Бурк", перевозивший боеприпасы. В результате детонации корабль мгновенно погиб со всем экипажем, разлетающиеся обломки убили и ранили несколько человек на соседних кораблях, нанесли серьезные повреждения транспорту "Франсиско Морасан" и торпедному катеру PT-332.

Взрыв груженого боеприпасами транспорта "Джон Бурк" пораженного самолетом камикадзе 28 декабря 1944 года. Весь экипаж (68 человек) погиб.
Взрыв груженого боеприпасами транспорта "Джон Бурк" пораженного самолетом камикадзе 28 декабря 1944 года. Весь экипаж (68 человек) погиб.

29 декабря 1943 года - морская пехота США высадилась на мысе Глостер на острове Новая Британия. К исходу дня был установлен контроль над двумя взлетно-посадочными полосами, на которых специалистов технической разведки ожидали богатые трофеи - были найдены в разной степени сохранности 19 поврежденных японских самолетов. В том числе Ki-61 "Хиен" 68-го сентай был вывезен в Австралию, восстановлен для испытательных полетов, проводил учебные бои с "Спитфайрами", P-38, P-40 и P-47. В середине 1944 года самолет перевезли в США где после окончания войны отправлен на слом. Остальные самолеты, в том числе Ki-43, Ki-45, Ki-49, G3M2, G4M1, D3A2, A6M2 были изучены на месте.

Ki-61 68-го сентай на месте обнаружения. Самолет был оставлен из-за поломки двигателя.
Ki-61 68-го сентай на месте обнаружения. Самолет был оставлен из-за поломки двигателя.

30 декабря 1944 года - самолетам камикадзе, атаковавшим американские корабли, высаживавшие десант на остров Миндоро удалось уничтожить танкер IX-126 "Поркипайн" и повредить эсминцы DD-477 "Прингл" и DD-608 "Гансворт", базу торпедных катеров AGP-10 "Орест". "Обычным" бомбардировщикам удалось потопить транспорт "Хобарт Бейкер". Еще один транспорт "Франсиско Морасан" поврежден обломками взорвавшегося над ним японского самолета, сбитого истребителями прикрытия.

Результаты поражения эсминца DD-608 "Гансворт". На корабле погибло 19 человек и 15 - получили ранения.
Результаты поражения эсминца DD-608 "Гансворт". На корабле погибло 19 человек и 15 - получили ранения.

31 декабря 1943 года - состоялся первый полет прототипа истребителя N1K2‑J "Сиден-кай" фирмы Каваниси. Представлял собой дальнейшее развитие истребителя N1K1-J "Сиден", в свою очередь созданного на базе поплавкового истребителя N1K1 "Киофу". Производился со второй половины 1944 года. До конца войны было произведено 416 самолетов этого типа. У союзников получил условное наименование "Джордж" (позднее "Джордж 21"). Принимал участие в боях над территорией Японии с 1945 года в условиях превосходства авиации противника. Считается лучшим истребителем военно-морского флота Японии второй половины войны.

N1K2-J из состава 343-го кокутай (художник Takayoshi Wada)
N1K2-J из состава 343-го кокутай (художник Takayoshi Wada)