Женщины - самые благодарные и отзывчивые читатели. Для них и буду писать.
Странно, однако, на мои зарисовки-публикации мои друзья по соцсетям-мужчины присылают злобные критические отзывы в личку. В том числе и о коте-акушере, о мобилоидах и проч. Иногда, типа, снисходительное: ну, ты, брат, и насочинял... Или: весьма правдиво, но...
Чем отличается «правдивость» от «правды»? Типа, правда, но с поправкой на сочинительство? Так что ли?!
Как там у классиков? Над вымыслом слезами обольюсь…
В моей жизни как раз - обратное. Уверен, реальная жизнь гораздо круче любых придумок сочинителей и драмаделов. Так что стоит реальность чуть дополнить своими наблюдениями, можно приблизиться к такой форме, что станет история - метафорой жизни.
Так вот о правдивости.
Расскажу о навороченном мистическими моментами случае. Свидетелей к этой истории у меня, как минимум, - съемочная группа фильма «Абориген» (режиссер Елена Николаева. Главному герою фильма Владу Галкину было тогда 14 лет) и, как максимум, человек 150 с пляжа у озера близ нефтебазы Петрозаводска, где мы снимали эпизоды фильма.
Сначала прелюдия.
Перед фильмом меня чуть не уволили со студии им.М.Горького. Вызвал на ковер крутой наш зам.директора дядя Гриша (Рималис) и спрашивает: Ты что там, в операторском цеху революцию решил устроить?!
- Нет, - отвечаю, - просто народу надоел самодур у власти, решили доброго батюшку-царя в кабинет усадить.
- Выходит, ты у нас тот самый добрый батюшка? - уже не очень зло пошутил Рималис. Но замдиректора уже понимал к концу 80-х, что к управлению надо допускать не только седоков на стульях.
- Так народ решил...
- Ладно, по кляузам твоего начальника увольнять тебя не стану, батюшка ты наш добрый царь... Но придется тебе отсидеться пока в другом каком-нибудь цеху. Пока волна старпёров уляжется. Хочешь в осветители? Или звукоцех?
Только-только наладил в цеху участок по спецсъемкам: подводным, вертолетным. Стадикам приспособил под Конвас с видеоконтролем. Но успевал еще фоторекламой заниматься. Напросился в фотоцех.
Так и попал на съемки фильма «Абориген» фотографом и, по совместительству, ассистентом оператора.
О приключениях на съемках в Сургуте - это отдельный рассказ.
Пока что о Карелии. Где почти 200 свидетелей у меня оказалось.
Снимали эпизод на нефтебазе. Персонаж Влада Галкина приплывал на моторке к своему дружбану, что обретался на списанном кораблике, жил в трюме. Его играл актер Александр Яковлев. С Сашей, как и со всеми в съемочной группе, у нас сложились самые дружеские отношения. Рассказывали друг другу бЫли и небылицы. Яковлев о своих приключениях по киножизни. Я о своих - подводных, когда подрабатывал спасателем и легководолазом на исследовательском судне на Черном море.
Так вот. За нефтебазой Петрозаводска пляж городской раскинулся. Пирс разрушенный недалеко от забора нефтебазы, обтянутым колючей проволокой. Одна часть рухнувшего пирса торчит в озере, как затонувший корабль. Живописное место. Снимаем с судна на «воздушной подушке» подход Влада на моторке к нефтебазе.
До первого дубля Саша Яковлев, с высоты палубы своего игрового жилища, мне говорит полушутливо:
- Слушай, там что-то народ со всего пляжа столпился. Может, утонул кто? Сходил бы, посмотрел. Ты ведь у нас знатный подводник.
Но мы уходим на первый дубль. Следуем за Владом на судне на воздушной подушке. Он правит моторкой. Выползаем за Владом по песчаному пляжу почти к кораблику, где его встречает Яковлев. Первый дубль.
Саша вновь говорит серьезно:
- Серега, сходи. Без тебя не справятся.
Ефим Резников, оператор-постановщик ему отвечает:
- Еще дубль надо снять. Мне фокусник нужен.
Это же я еще «фокусником» в Карелии стал. На этом небольшом, плавучем утюге с воздушной подушкой с трудом примостишься на корме рядом с оператором, чтоб удерживать правильное фокусное расстояние на объективе кинокамеры.
Уходим на второй дубль. 14-летний Влад лихо управлялся с моторкой. Развернулись метрах в двухстах от нефтебазы, уже Влад кричит:
- Серега, там реально, что-то случилось. Видишь, толпа какая на пляже и пирсе собралась. Давай, смотаемся, посмотрим?!
Оператор-постановщик фильма начинает ругаться. Всем оставаться на местах!Снимаем!..
Влад подводит моторку к пляжу. Мы выползаем на «утюге» следом на пляж нефтебазы. Следует по сценарию небольшой диалог Влада и Саши.
Яковлев опять обращается ко мне:
- А ведь там точно утонул кто-то! Скорая подъехала и менты.
Ефим мне говорит:
- Ладно, сходи, посмотри. Тоже наслышан о твоих подводных заморочках...
- Можно мы на казанке?! - кричит Влад. Заводной и активный он был мальчишка.
- Нельзя! У тебя - еще дубль! - заявляет Фима.
Неторопливо иду в камерваген. Толпа на пляже перед обваленным пирсом только увеличилась. Гвалт стоит невероятный. Крики, вопли, призывы. Думаю, ну, раз скорая и менты приехали, значит, разбираются. Обойдутся и без меня. Испил чашечку кофе из термоса. Тут Яковлев прибегает:
- Так ты идешь или нет?!
Блин, думаю, во себе крутую рекламу сделал. Покоя теперь не дадут. Разделся до плавок, прихватил маску и ласты (брал с собой в киноэкспедицию в Карелию на случай рыб под водой поискать). Подхожу к тому месту, где колючка забора в воду входит, чтоб случайный народ на нефтебазу не заплывал.
С городского пляжа меня увидели с маской и ластами и кричат:
- Водолаз! Водолаз! Давай быстрей! Мужик утонул!
Указывают мне на разрыв между рухнувшим и развалившимся на два куска пирса.
Продышался, поплевал на стекло маски, чтоб не запотевала, ныряю.
На глинистом дне - сантиметров в тридцать густой слой нефтепродуктов. Плыву в черном месиве вдоль дна. Ничего не видно. Лишь чуть впереди образовалось сверкающее пятно из бликов. Будто сверкающий осьминог вьется. Мистика. Подводный блик сдвигается влево. Будто указывает мне путь в непроницаемой коричневой мгле.
По уклону дна понимаю, надо заныривать глубже, в яму. А там нефти, смазки или еще там чего - уже в метр толщиной, как масло. Смело загребаю вниз, мордой натыкаюсь на бледное тело утопленника. Ж-ж-жуть... если впервые. А так, опытному ныряльщику, - ничего, без эмоций. Это ведь лишь бывший человек на дне лежит. По Подмосковью нашу команду регулярно вызывали на поиски утонувших.
Спокойно хватаю за руку скрюченного, выныриваю вместе с ним. На пляже гвалт и крики тут же стихли. На полуразрушенном пирсе очнулись от шока мне и кричат, видимо, дружбаны, утопленника:
- Сюда! Сюда!..
Подплываю, подаю тело. Утопленника вытаскивают, неумело пытаются откачивать. Вся компания прилично выпившая. Дышат жутким перегаром. Ругаются между собой. Постоял рядом. Не расталкивать же толпу над ним, бывшим, чтоб сделать искусственное дыхание. Тут Влад на моторке подплывает, кричит мне:
- Ну, что там, он живой?!
Про себя подумал: перед первым дублем остался бы живым.
Мужики по ржавым конструкциям и подпоркам полуразрушенного пирса уже к воде спустились. Влада с моторкой зацепили, синий труп к нему стаскивают. Влад аж побелел от ужаса. 14 лет. Мальчишку понять можно. Впервые утопленника видит.
- Давай, пацан, вези на пляж нашего друга! - требуют.
До пляжа с разрушенного пирса метров тридцать, не много. Пока Влад отвозил тело, я спрыгнул в воду, уплыл на нефтебазу, погреться в камервагене. Сижу, пью горячий кофе. Приходит Яковлев.
- Видел, достал. Как это ты так ловко с одного заныра? Значит, не брехал про свои приключения под водой.
Про мистику рассказывать не стал. Да и сейчас не буду подробно расписывать, что приходило в сознание при виде сверкающего подводного привидения, а то уж точно не поверят. А ведь еще было непонятно, как это я с первого нырка проплыл под водой метров сто пятьдесят, огибая забор с колючкой, что уходил под воду, и эдаким полукруговым фертом угодил прямо в яму метров на семь-восемь под разрушенным пирсом, где в нефтяной каше лежал утопленник. Разныриваясь на тренировках в бассейне, когда занимались подводным спортом и подводной охотой, мог пронырнуть метров сто с большим трудом. Это в теплой воде. Но как я умудрился спокойно, неторопливо в коричневой непроглядной каше, да еще при 17-ти градусах воды, проплыть более 150 метров? Ума не приложу. Мистика.
Только с Яковлевым кофе распили, прибегает Влад:
- Бли-ин! Чуть кони не двинул, когда мне синего и скрюченного покойника сбросили в моторку! Налейте кофейку!..
Слышим, кричат с городского пляжа:
- Киношники! Это кто-то из ваших утопленника достал?!
Выглядываем - менты.
- А что?! - спрашиваем.
- Иди, откачивай! - требует сержант.
Типа, больше некому, так что ли?
Спорить не стал, но даже с момента подъема тела прошло уже минут двадцать.
Переплыл на пляж. Менты ведут к машине «скорой помощи». Там девчонки медсестры молоденькие ментам говорят о трупе:
- Да он уж синий весь! Бесполезно!..
Поддерживаю их:
- Бесполезно.
- Все-равно надо качать! Так положено! Потом протОкл будем составлять.
Заползаю в одних плавках в скорую. Салон низкий, только согнувшись можно стоять над ложем с утопленником. Принимаюсь делать искусственное дыхание. Научили еще в институте на курсах пловцов-подводников. Мужик на глазах розовеет. Но - бесполезно. Покачали для протокола минут пятнадцать. Комарья в скорой - тучами летают. На потную спину садятся. Жрут, заразы! Кровь пьют! Живьем сжирают. А я давлю кровопийц спиной о потолок, приподнимаясь на цыпочках.
Менты решили, хватит мучить тело, приглашают меня в милицейский уазик протокол подписать. Одна медсестричка в ужасе присаживается, на потолок скорой дрожащим пальцем показывает. Потолок весь в размазах крови.
Менты меня осматривают. И у меня вся спина в крови.
- Поранился? - спрашивают.
- Не. Это у вас карельское комарье совсем озверело!..
Через полчасика переплываю обратно на нефтебазу, иду к камервагену погреться, приодеться.
Яковлев встречает и говорит:
- Я же говорил: перед первым дублем надо было бежать! Мозг утопленника в холодной воде может еще минут пять жить. А если вода в легкие не попала - еще больше...
Вот вам и первый дубль. Жизнь или не жизнь человека.
А ведь подсознательно и мне, и Яковлеву что-то подсказывало:
- Надо торопиться... Помощь нужна.
Лишний раз говорит о том, надо к себе прислушиваться.
Спасённые на моей подводной практике тоже были. Женщины. Но не везло, однако, мне категорически. Одни некрасивые попадались. От одной спасенной пришлось даже сбежать.
Но об этом в другой раз. И так - слишком расписался.
Это я к чему всё написал - к правдивости. Человек двести свидетелей.
P.S. Друзья по соцсетям задают вопросы: "Чьи фотографии с Владом Галкиным?". Отвечаю: "Мои. Как фотограф обеспечивал съемки для рекламных целей на фильме "Абориген".