Похоже, что руководство еврейского государства находится в серьезном раздумье над этим вопросом
Андрей Правов
Израиль застыл в ожидании. Когда же все-таки начнется обещанная властями наземная военная операция в секторе Газа? Ее ждут с большой надеждой и огромной тревогой. И, на мой взгляд, каждый израильтянин для себя так и не решил следует ли ее начинать или нет.
Не начинать, считает вероятно подавляющее большинство граждан еврейского государства, это означает показать врагам, что израильтяне струсили, что на них можно оказывать давление, можно запугать и заставить пойти на серьезные уступки.
Однако, также понимают вероятно подавляющее большинство израильтян, и начинать операцию означает пойти на огромные жертвы, подвергнуть риску жизни солдат - многих молодых граждан страны. Ведь так называемая «подземная Газа» по размерам, по некоторым оценкам, почти не уступает московскому метрополитену. Какие могут быть жертвы? Израиль – набольшая страна, с населением всего около десяти миллионов человек. Тысячи убитых и искалеченных в результате боевых действий означает для нее горе почти в каждой семье, а может быть даже, что и в каждой.
Вот ситуация вокруг решения о наземной операции в Газе и застыла. Скорее всего в руководстве страны нет человека, который был бы готов принять всю ответственность на себя. Но и совсем бездействовать, вероятно полагают власти страны, означало бы для них полную потерю лица. Что же делать?
Очевидно, что Тель-Авив решил придерживаться проверенной годами линии поведения. Это бомбардировки сектора Газа. За многие годы израильско-палестинского противостояния Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) подвергала ими этот арабский анклав уже неоднократно. И каждый раз, на мой взгляд, главный эффект от содеянного для еврейского государства был один и тот же. Это на "враг, приползающих на коленях", а мощные антиизраильские выступления по всему миру.
Вот и сейчас. Уже почти «взорвался» арабский и даже шире исламский мир. Демонстрации протеста против действий Израиля в Газе проходят по всей Европе, в США, даже, казалось бы, в очень далеких от Ближнего Востока странах Латинской Америки. Повсюду.
Израильтяне обижаются всерьез. Это не справедливо, указывают они. На нас напали. У нас убиты ни в чем не повинные мирные граждане. И это правда. Террористический акт 7 октября с проникновением групп боевиков из Газы в Израиль заставил содрогнуться весь мир. Равно как и взятие в заложники более двухсот мирных жителей. Они сейчас находятся в Газе, никто не знает в каких условиях. И опасения за их жизни также скорее всего является действенной причиной сдерживания широкой наземной операции, поскольку израильтяне опасаются, что после ее начала хамасовцы могут уничтожить заложников. Это же могут сделать даже мирные жители сектора, если в результате операции погибнут их родственники. Они будут мстить.
Но имеют ли право на месть израильтяне? Ведь в результате теракта 7 октября в стране также погибли сотни ни в чем не повинных людей? Поначалу в мире вроде бы преобладало мнение, что да, имеют. Но после некоторых ответных шагов со стороны израильтян картина изменилась. Кажется, в последние дни все рассуждения о зверствах ХАМАС и необходимости мести не влияют на отношение в мире к происходящему. Даже на Западе, где в целом отношение к еврейскому государству на Ближнем Востоке в мирное время довольно доброжелательное, сегодня все сильнее отмечается осуждение Израиля. Дескать, да, теракт против мирных израильтян – это ужас, преступление, виновные должны быть наказаны. Необходимо сделать все, чтобы такое не повторилось. Но…
И вот это самое «но…» с каждым днем выглядит все более серьезно. Все чаще на демонстрациях в Париже или Берлине, Нью-Йорке или Сан-Франциско, и тем более в Исламабаде или Каире, Джакарте или Стамбуле звучат призывы защитить палестинцев от «потерявшего берега ненависти» Израиля. Дескать, не все жители Газы являются хамасовцами. Они ни в чем не виноваты. Нельзя мстить всему народу. Коллективное наказание – это преступление. Палестинские дети, которые гибнут сегодня под израильскими бомбами ничем перед еврейским государством не провинились. Их необходимо защитить. И без того, по данным AFP на утро 29 октября, в ходе военных действий в секторе Газа погибли не меньше восьми тысяч человек. Это много. Кто проводит военные операции в анклаве? Израиль. Кто лишает жителей Газы продуктов? Воды? Медикаментов? Опять же Израиль. Так это он во всем и виноват.
Такая трактовка происходящего распространяется все шире. К удивлению и даже некоторому недовольству со стороны Израиля. Кажется изумляет она и некоторых представителей так называемой российской «либеральной тусовки». Она в подавляющем большинстве поддержала Израиль. И теперь удивляется, почему на их головы обрушиваются удары. Так, согласно информации, известный российский музыкант Андрей Макаревич рассказал недавно, что в Казахстане, Узбекистане и Киргизии отменили концерты группы «Машина времени» из-за его поддержки Израиля. Хотя, казалось бы, чему удивляться? Не в США или Голландию группа собралась. А в мусульманские страны. А там сомнений ни у кого нет. В событиях последних дней на Ближнем Востоке виноват Израиль.
Кажется, что ХАМАС как во многом зачинщик всего этого несчастья уже забыт. Вся неукротимая энергия демонстрантов по всему миру выливается на головы израильтян. Подавляющее большинство которых, равно как и подавляющее большинство палестинских арабов, никак не причастны к происходящему. Все они спокойно спали у себя дома в ночь на субботу 7 октября, когда произошло нападение боевиков ХАМАС на Израиль, а после проводили ночи уже в бомбоубежищах. Палестинцы – в городе Газа или других населенных пунктах сектора. Израильтяне – в прилегающих к анклаву городах Ашкелон или Ашдод. А некоторые и в более отдаленных местах. Например, в Тель-Авиве. Ни те, ни другие никак не связаны с происходящим. Разве только тем, что узнают о гибели близких, знакомых или просто соседей.
Главное, что сегодня волнует всех. И израильтян, и палестинцев, это известие о том, когда же начнется наземная операция? И начнется ли она вообще? Появляющиеся в СМИ предположения на эту тему опровергают друг друга. Так утром в воскресенье, 29 октября, The New York Times, со ссылкой на американские официальные лица, написала, что наземная операция израильской армии в Газе приостанавливается. А вместо нее еврейское государство будет проводить «ограниченные наземные маневры», причем по согласованию с Соединенными Штатами.
Однако одновременно с этим утверждением другой уважаемый американский источник информации The Wall Street Journal опубликовал репортаж своего корреспондента с израильской военной базы в пустыне Негев, где, согласно его утверждениям, создано фальшивое арабское поселение под названием «Маленькая Газа». Там, дескать, сегодня отрабатывают возможный заход в сектор израильские армейские подразделения. Как указывает корреспондент, для достоверности, на стены некоторых домов этого поселения даже нанесены граффити с изображениям Ясира Арафата. Там также возведены мечети. И так далее. То есть к вторжению в сектора Газа израильские военные все-таки готовятся?
Похоже, что да. Во всяком случае, как заявляет бывший глава разведуправления «Моссад» Зоар Палти, война в Газе будет «очень длинной» и даже не ограничится наземной операцией. Необходимо убедиться в том, подчеркивает он, что «такого дня, как 7 октября, больше не будет».
А пока ЦАХАЛ действительно постоянно проводит ограниченные военные операции с заходом на территорию Газы. По данным арабского телеканала Al Mayadeen со ссылкой на члена руководства ХАМАС Али Барака, в одной такой операции, в ночь на воскресенье, 29 октября, израильтяне никакого успеха не добились. «Армия Израиля понесла большие потери, — подчеркнул он. — Израильские военные использовали вертолеты для эвакуации раненых и погибших с поля боя».
Между тем в ЦАХАЛ утверждают, что не зафиксировали потерь во время ночных рейдов в Газу.
На войне всегда так. Стороны преувеличивают потери со стороны противника и преуменьшают свои. Добиться правды очень сложно. Ясно только одно – она, эта правда, может даже вызвать шок. Причем в обоих противостоящих лагерях.
Так будет ли все-таки она, эта самая наземная операция Израиля в секторе Газа? Мне кажется, что этот вопрос до сих пор не решен. Израильское руководство колеблется, прикидывая все «за» и «против». Ответов пока не находит. А между прочим ответ этот один, и его уже дал российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Он точно определил ситуацию, указав, что невозможно уничтожить ХАМАС, не уничтожив Газу с большей частью мирного населения.
Пойдет на такой вариант Израиль? Тель-Авиву решать. А вместе с ним и Вашингтону. Евреи – народ башковитый. Может быть придумает какой-либо иной выход?
А вы что думаете по этому поводу? Пишите ваши комментарии. И ставьте "лайки". Все это улучшает настроение автору.