История эта произошла в одной компании, название которой говорить я не буду, назовём её ООО «Сюрприз», так как случай, который я буду описывать, стал сюрпризом для всего руководства фирмы. Причём случилось всё это в самый новый год, а как говорит народная мудрость, «как встретишь новый год, так его и проживёшь».
Фирма «Сюрприз» существовала не один год, это была семейная компания, основатель, он же директор Валентин Фёдорович, человек овального телосложения, немного скользкий в общении, жаден до денег, всех подозревает, о таких говорят, человек с хитрецой. Помимо всего прочего он постоянно подсматривал за всеми, подслушивал и везде видел интриганов и врагов и чтоб уличить их он на корпоративных вечеринках подпаивал народ и провоцировал новых работников, и если работник как либо вёл себя плохо или говорил чего лишнего, то расплата была неминуема, штрафы, увольнения, снижение оклада, ну в общем всё то чего душа директора пожелает.
Бухгалтером в фирме была жена Валентина Фёдоровича, Ольга Ивановна, она слыла женщиной властной, а может даже и деспотичной, поскольку в её руках был финансовый инструмент, она также наказывала виноватых рублём. Ошибки, недоработки, или просто попал под горячую руку, всё шло через рубль, в общем ей нужен был повод, а не причина чтоб наказать.
Были ещё другие родственники, племянник, зять, какие-то кумовья, сватья, в их родственных особо никто не мог понять кто кому кем приходится. Вся эта многочисленная родственная свора занимала должности поменьше, заместители директора и их заместители по каким-то делам. Они весь день слонялись по фирме, присматривая за работниками, заглядывая через плечо и интересуясь, кто чем занимается, да пиная тех, кто много курит или пьёт кофе, от них шли также штрафы, но поменьше и на усмотрение Ольги Ивановны.
Фирма занималась торговлей, что-то покупали, что-то продавали, люди приходили, работали, увольнялись или их увольняли, фирма жила обычной жизнью современных коммерческих организаций.
На кануне нового года в ООО «Сюрприз» устроился новый работник, на должность системного администратора, парень 28-30 лет за два метра роста, низким басистым голосом, тесситура его диапазона голоса была такова, что он не мог вообще говорить шёпотом. Звали этого великана Вася Зайцев. Вася в силу своей природы был жутко стеснительный, ходил сгорбившись пытаясь вжаться в самого себя и исчезнуть, а когда с ним разговаривало начальство, он опускал свою огромную голову и смотря в пол говорил «угу». Вася, жутко боялся начальства, разговаривая с директором он весь трясся, от разговоров с бухгалтером у него подкашивались ноги, а общение с другими родственниками вызывало у него заикание.
Всё начальство упивалось Васиной слабохарактерностью и трусостью, они старались всячески подчеркнуть своё положение и дыша Васе между пупком и грудью, отчитывало его за то что он сделал или не сделал, на глазах у всего офиса, а Вася всё терпеливо выслушивал и шёл делать свою работу, причём совсем не плохо.
Новый год приближался неминуемо, как день грядущий за днём уходящим. Собирались списки желающих поучаствовать в новогоднем корпоративе, и директор самолично обходил сотрудников, нерадивые работники выслушивали от него назидательные катехизисы, что участие в корпоративной попойке — это привилегия, а для новых работников это была работа, от которой не откажешься.
Васю Зайцева не обошла участь быть приглашённым на новогоднее мероприятие. Зайдя в душную аппаратную, Валентин Фёдорович заявил ему.
– Так Зайцев, у нас новый год на носу, я снял целый ресторан, явка обязательна!
Тот, сидя на стуле сжался от появления директора, но, когда Валентин Фёдорович заявил об новогоднем корпоративе, стул застонал под гигантом, и даже в таком состоянии Вася Зайцев был выше директора, который с довольной ухмылкой наблюдал за мучениями Васи.
– Я не пью, совсем! - гулким басом раздалось в аппаратной.
– Отказы не принимаются, - твёрдым голосом заявил директор, - я сказал, явка обязательна, или уволю к чёртовой матери!
Глубоко вздохнув, Вася принял весть как неизбежность, смирившись со своей участью он лишь сказал в спину уходящему директору короткую фразу, «сами будете виноваты если что не так», но директор этого не слышал, он был полностью поглощён составлением списка.
Время подошло к новому году и 31 декабря был рабочим днём как во всех коммерческих организациях ведущих свой бизнес в торговле, так и в ООО «Сюрприз» работали до последнего часа. Офис бурлил, атмосфера праздника настолько пропитала всё его пространство, что казалось он вот-вот взорвётся от шуток, улыбок, поздравлений, и конечно от предвкушения застолья. Но Вася такого ощущения праздника не испытывал, он весь день нервничал, старался не выходить из аппаратной и искал уважительную причину избежать вечеринки. Все страшные болезни, а так-же какие-либо обстоятельства непреодолимой силы не вмешивались в его судьбу, и чем ближе подходил вечер, тем грустнее становился Вася.
Ресторан распахнул свои двери ровно в 20-00, как и было заявлено в договоре. Валентин Фёдорович, на правах организатора, спонсора, и тамады, вошёл в зал первым. Следом согласно статусу и занимаемым должностям проследовала Ольга Ивановна в глубоко декольтированном платье, утянув свои пяти размерные груди до такого состояния что казалось они выпрыгнут, где ни будь из подмышек. Шифоновая накидка, скромно прикрывающая богатырские плечи Ольги Ивановны, словно чехол автомобиля, пыталась скрыть все её достоинства от посторонних глаз, шлейфом летела за ней. Ну и конечно все их многочисленные родственники-заместители и их заместители согласно родственным связям проследовали на свои места расписанные по иерархии, а вся остальная челядь с голодным взором проследовала за стол в самом конце. Замыкал всю процессию Вася Зайцев, он неуверенно прошёл по залу и скромно сел в самом конце длинного, накрытого закусками стола.
Как говорилось ранее, неизменным тамадой в компании был Валентин Фёдорович, и конечно право первого тоста было за ним. Постучав вилкой по рюмке и призвав всех к вниманию, он произнёс тост.
– Дорогие друзья! Наша компания как большая семья, она дружна и едина в своих целях. Мы весь год работали, не жалея сил, и я скажу вам с гордостью мы добились поставленных задач. Мы стали богаче, мы стали счастливее!
И вся речь в таком же духе лилась из него больше пятнадцати минут, налитая водка перестала быть охлаждённой, шампанское выдохлось, а холодные закуски стали тёплыми, но все терпеливо слушали хозяина. Следующий тост по праву перешёл к Ольге Ивановне. Она красноречиво говорила о финансах, было много цифр, и как бы сегодня не было сложно, они всё пережили, выдержали и закрыли год в плюсе, а о каком плюсе она скромно умолчала. Вся её речь заняла не более десяти минут, и к всеобщей радости рядовых сотрудников родственники и их заместители на тост не претендовали, а молча налегали на водочку и закуски. Как говорится: «Ни что человеку, человеческое не чуждо!».
Спустя два часа народ про тосты забыл и упиваясь дармовым алкоголем накачивался, забыв обо всём, люди сдвинув стулья образовали компании, одни по отделам, другие по интересам, третьи по родственной принадлежности, так они все и седели каждая сома по себе. Одни обсуждали работу и рабочие процессы, другие смежные отделы, а третьи всех ругали, а точнее мыли кости неугодным. Только Вася Зайцев сидел особняком на конце стола, он, опустив голову поглядывал на часы чтоб улизнуть домой, его тарелка была пуста, в рюмке не было водки, он выжидал момента, когда все напьются чтоб улизнуть домой.
Валентин Фёдорович, налив себе рюмку водки начал своё привычное действо. Он подходил к каждой группе и предлагал тост, все конечно выпивали, а также нахваливали директора, его жену, и компанию в целом, как славно работать в таком коллективе, что с уважаемым Валентином Фёдоровичем не страшны ни кризис, ни конкуренты. Ну а Валентин Фёдорович, упиваясь хвалебными панегириками лишь макал свои губы в водке и направлялся к другой застольной компании, и так по кругу. Поскольку Василий сидел, особняком не пристраиваясь к какой-либо компании, то Валентин Фёдорович, заметив его тут-же подсел к нему.
– Василий, а ты почему один сидишь? Гляжу совсем не кушаешь и не пьёшь.
И налив Васе полную рюмку предложил тост и тут же выпил. Василий рюмку поднял, но пить не стал и чокнувшись тут-же отставил её в сторону.
– Не понял! – тут-же заявил недовольно тостующий.
– Не пью я! – пробасил в ответ Вася.
– Уважь своего директора, Василий!
– Нельзя мне, – отговаривался Вася, – я пьянею быстро.
– Да тебе Вася литра два нужно, причём не водки, а спирта. – пошутил Валентин Фёдорович.
Он всё поддавливал на Василия всячески принуждая его выпить, то уговаривая, то угрожая. И под натиском всех убеждений скрепя зубами Василий выпил, а довольный директор отправился по новому кругу, подпаивая своих сотрудников. Сделав круг, Валентин Фёдорович в конце подходил к Василию, и подсаживаясь начинал его снова уговаривать, они выпивали и тот уходил на новый круг.
Где-то на пятом кругу уже заметно захмелевший Валентин Фёдорович, подойдя к Василию и заплетающимся языком заявил.
– Ну что заяц, давай выпьем! – и потрепал того за волосы.
Вася, в миг покрылся багровыми пятнами, сжав свои кулаки до хруста и стиснув зубы он что-то промычал. Директор не понял, что сказал Вася, сев рядом на стул он разлил водку по рюмкам, заявил ему.
– Ты Васёк, конечно, парень здоровый, но трусливый как заяц!
Вася от натуги покрылся испариной, он сидел, молча уставившись в тарелку и принимал все оскорбления что изрыгал на него Валентин Фёдорович, который в упор не замечал надвигающейся опасности.
– Я в твои годы дела делал такие, – закатив глаза в потолок говорил Валентин Фёдорович, – тебе и не снилось, а ты вот сидишь тут дуб дубом, только и можешь что мычать, угу, муму. – и снова потрепал Васю за волосы, добавив, – Щенок!
Вася, медленно встал, его тело нависло над директором словно ураган согнал все тучи в одну и заслонив собой софиты, иллюминацию и прочую свет и мишуру.
– Я тебе сейчас по кумполу дам! – раздался тихий бас над головой директора.
А тот разошёлся и не слышал Васиного предупреждения, может от того что был пьян, а возможно виной была громкая музыка. Он встал напротив Васи и тыкая ему пальцем в живот всё твердил что тот никто и что за всю свою жизнь он таких Вась давил как мух.
Удар кулак молот не был размашистым, одно короткое движение и Валентин Фёдорович сел с начало на стул, а потом вместе со стулом на пол, сложив своим задом добротную мебель, пережившую не одну пьянку.
В зале казалось наступила тишина, даже диджей отвечающий за музыкальное оформление отключил звук, все стояли и смотрели на Васю. Только Ольга Ивановна, выпятив свою грудь вперёд, словно ледокол, раздвигала удивлённую толпу, ждущую развязки.
– Зайцев, сволочь! Ты что нажрался? – кричала она, надвигаясь на Васю, – Да ты что себе позволяешь? – махая руками она приблизилась к Василию на расстоянии его вытянутой руки, – Я тебя в порошок сотру!
Вася, вытянув свою руку вперёд открытой ладонью останавливая Ольгу Ивановну, но она шла вперёд на него расточая свои угрозы и оскорбления. Когда он взял её лицо в свою ладошку она всё ещё что-то пыталась ему крикнуть, и тут Васин голос заставил её замолкнуть.
– А тебя, я одной соплёй зашибу!
Смачный плевок в лицо ошалевшей Ольги Ивановны не только её остановил но и опрокинул на спину, так что вся нижняя часть её платья налезла ей на голову заголив к всеобщему обозрению грузные ляжки.
Все стояли, открыв рты, наблюдая за этой картиной, и лишь родственники решили восстановить социальную несправедливость, как это так, холоп бьёт барина и боярыню. Первого леща отхватил родной племянник Валентина Фёдоровича, его голова сделала такое движение что ему показалось что его глаза и зубы выскочили из своих мест, он стал ощупывать своё лицо проверяя всё ли на месте. Остальные, видя такой расклад не решались приблизиться к Васе. Женская половина поставила в вертикальное положение Ольгу Ивановну, кое как расправили на ней платье, но её груди повыпрыгивали из своих мест и категорически не желали вставать в исходное положение.
Валентин Фёдорович, всё это время лежал на сломанном стуле и не видел происходящего в виду оглушающего состояния, когда его привели в чувство он ничего не помнил.
Вася уволился из компании и его больше никто не видел, но народ ещё долго обсуждал увиденное, все удивлялись как можно было довести Васю чтоб он такое устроил?
Корпоративные вечеринки отменили, начальство стало замкнутым и при приёме на работу старались брать низкорослых, а через два года в компании уже и не было свидетелей того новогоднего происшествия.
Сергей Таптунов 2023.