Найти тему

Как познакомить детей с параметром величины "высота". Конспект занятия по математике для детей 3-4 лет (№11).

Оглавление

Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.

В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.

Занятие № 11

Задачи:

Формировать представление о (об):

· параметрах величины (высота) и соответствующих им величинных характеристиках объектов окружающего мира («высокий», «низкий»).

Развивать умение:

· сравнивать предметы по параметрам величины (высота) приложением; обозначать результат сравнения словами «выше - ниже»;

· называть величинные характеристики («высокий», «низкий») и показывать параметры величины предмета (высота);

· считать звуковые множества (счёт на слух): «много», «один», «два», «три» (без счёта);

Продолжать развивать умение:

· отвечать на вопрос «сколько?» словами «много», «один», «два», «три» (без счёта);

Воспитывать:

· интеллектуальные чувства, культуру познания;

· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.

Демонстрационный материал: две куклы разного роста; два стульчика разной высоты (например, детские стулья №0 и №2); «Волшебный мешочек»; большой музыкальный молоточек.

Раздаточный материал: два цилиндра, разные по высоте; маленькая игрушка, соразмерная цилиндрам (например, солдатик).

Ход занятия.

1. Дети сидят на ковре полукругом.

– К нам в гости пришли куклы. Сколько кукол? (две)

Куклы (разные по высоте: выше – Маша, ниже - Катюша) вначале стоят не рядом.

- Эту куклу зовут Маша, а эту Катюша. Здравствуйте, дети.

- Нам надо усадить наших гостей-кукол на стулья.

- Я приготовила для них вот эти стулья. Один стул для куклы, которая выше ростом, другой- для куклы, которая ниже ростом.

- Как узнать, кто из кукол выше ростом, а кто ниже?

- Надо поставить кукол рядом спиной друг к другу, вот так.

Воспитатель приставляет кукол друг к другу, кто-то из ребят помогает.

- Какая кукла выше? Маша или Катюша?

Воспитатель проводит рукой снизу вверх вдоль туловища каждой куклы.

- Да, Маша выше Катюши. Повторите: Маша выше.

- Какая кукла ниже?

- Да, Катюша ниже Маши. Повторите: Катюша ниже.

- Маша выше ростом, а Катюша – ниже.

- Сейчас мы подберём для вас, куколки, стулья.

- Сколько стульев? (два)

- Машу надо посадить на высокий стул, а Катю – на низкий стул. Как узнать, какой стул выше, а какой ниже?

- Да, надо приставить их спинками друг к другу. Помоги мне, Ваня.

Воспитатель с одним из детей приставляют стулья спинками друг к другу.

- Ваня, покажи, какой стул выше. Покажи, какой ниже.

- На высокий стул надо посадить куклу, которая выше ростом, а на низкий стул посадить куклу, которая ниже ростом. Настя, посади Машу. Максим, посади Катюшу.

Когда дети берут кукол, воспитатель задаёт им вопросы:

- Маша выше или ниже ростом? Катюша выше или ниже ростом?

- На высокий или на низкий стул ты усаживаешь Машу? Катюшу?

Дети усаживают кукол на соответствующие стулья.

- На высоком или на низком стуле сидит Маша? (на высоком)

- На высоком или на низком стуле сидит Катюша? (на низком)

2. – Куклы принесли нам вот такой музыкальный молоточек.

Дети встают.

- Послушайте, как звучит молоточек.

Обратите внимание: воспитатель не прячет молоточек за ширму.

Воспитатель ударяет молоточком много раз (около семи), чётко отделяя звуки.

- Сейчас молоточек ударил много раз.

- Послушайте внимательно, и скажите, сколько раз сейчас ударит молоточек.

Воспитатель ударяет один раз.

- Сколько раз ударил молоточек? (один)

- Правильно, один раз. Послушайте ещё раз, как молоточек ударит один раз.

Воспитатель ударяет один раз.

- Сколько раз ударил молоточек? (один).

- А сколько раз сейчас ударит молоточек?

Воспитатель ударяет два раза, чётко отделяя звуки небольшим интервалом.

- Сколько раз ударил молоточек? (два).

- Правильно, два раза. Послушайте ещё раз, как молоточек ударит два раза.

Воспитатель ударяет два раза.

- Сколько раз ударил молоточек? (два).

- А сколько раз сейчас ударит молоточек?

Воспитатель ударяет три раза, чётко отделяя звуки небольшим интервалом.

- Сколько раз ударил молоточек? (три).

- Правильно, три раза. Послушайте ещё раз, как молоточек ударит три раза.

Воспитатель ударяет три раза.

- Сколько раз ударил молоточек? (три).

- Сколько раз сейчас ударит молоточек?

Воспитатель ударяет молоточком много раз, чётко отделяя один звук от другого.

- Сколько раз ударил молоточек? (много).

- Давайте мы все подпрыгнем много раз.

Воспитатель ударяет молоточком много раз, а дети прыгают.

- А теперь похлопаем в ладоши много раз.

Воспитатель ударяет молоточком много раз, а дети хлопают в ладоши.

- Спасибо вам, Маша и Катюша, за такой весёлый молоточек. Мы потом ещё с ним поиграем. А что вы ещё нам принесли?

3. Дети садятся за столы.

- Что лежит на столе у каждого из вас? (столбики и игрушка)

- Рассмотрите игрушку. Кто это? (солдатик)

- Солдатику дали задание-приказ: стоять на высоком столбике и следить за порядком.

- Как узнать, какой из этих двух столбиков выше, а какой ниже? (приставить друг к другу).

Дети сравнивают, приставляя один столбик к другому.

- Возьмите высокий столбик в правую руку и поднимите вверх.

- Возьмите в левую руку низкий столбик и поднимите вверх.

- Поставьте столбики на стол. Поставьте солдатика на высокий столбик.

Индивидуальные вопросы:

- На высоком или низком столбике стоит твой солдатик? (на высоком).

- Поставьте солдатика на низкий столбик.

- На высоком или низком столбике стоит солдатик?

- Что видит твой солдатик со своего столбика?

- Солдатик может сойти со столбика и отдохнуть.

Детям предоставляется возможность поиграть с игрушкой.

- Спасибо вам, куклы, что принесли нам такие интересные игрушки. Давайте сложим все игрушки в мешочек, а куклы отнесут их и другим детям, пусть и они поиграют.

- Дети, сейчас положите в мешочек низкие столбики. …. положите высокие…