Найти тему
Октябрист

ПЕРВОМАЙ. ПРАЗДНИК, ПРО КОТОРЫЙ СТАЛИ ЗАБЫВАТЬ

Оглавление

… И не мудрено — в последний раз в СССР официально его праздновали в 1990 году. И если старшее поколение его еще хорошо помнит, то молодежи Первомай или неизвестен совсем, или есть какие-то смутные представления о нем по рассказам родителей, дедушек и бабушек.

Рассказы, скорее всего, о том, каким он был радостным. Например, в сравнении с 7 ноября — праздником Октябрьской революции, Первомай был в чем-то более объединяющим и свободным. Строгий день Революции требовал обязательности: надо было идти ровными колоннами, не смешиваясь с такими же другими, проходить в четком порядке мимо трибун с руководством города или поселка, пронося портреты вождей. На Первомай все шли, как хотели, несли цветы — бумажные и живые, звенели гармошки, где-то впереди колонны плясали и пели, по радио громко звучали песни и здравицы: «Слава Труду!», «Да здравствуют Мир, Труд, Май!»

Всё это верно, но это некая передача эмоций. Мы же хотим вспомнить о первоначальном смысле Первомая, который был праздником солидарности трудящихся всего мира в борьбе против капиталистической эксплуатации. А также сказать о том, почему сегодня такого праздника нет. Но есть что-то совершенно другое, ни с солидарностью, ни с борьбой никак не связанное.

С чего начинался праздник?

-2
-3

Конец 60-х и начало 70-х годов XIX века в США ознаменовались подъемом рабочего движения: возникают профсоюзы, создается Национальный рабочий конгресс, Американская федерация труда и другие массовые рабочие объединения. К 1900 году только АФТ насчитывала около полумиллиона членов.

1 мая 1886 года в Америке ознаменовалось всеобщей забастовкой: по всей стране рабочие требовали восьмичасового дня и повышения заработной платы. В забастовке участвовало от 300 тысяч до полумиллиона человек. Центром забастовочного движения стал Чикаго, кроме того крупные выступления были в Нью-Йорке, Балтиморе, Бостоне, Петербурге, Детройте и других городах.

-4

-5

В Чикаго манифестация 1 мая прошла мирно, без эксцессов. Но на следующий день после забастовки на крупнейшем чикагском заводе McCormick уволили 1,5 тыс. человек. Это вызвало возмущение рабочих, которые в ответ на действия хозяев объявили еще одну забастовку. Через пару дней на завод прибыли штрейкбрехеры, которых охраняла полиция. Штрейкбрехеров встретили митингом у проходной, но полиция жестко разогнала митингующих. В результате — четверо убитых, десятки раненых. Через несколько часов на собрании профсоюзов было решено провести на следующий день, 4 мая, еще один митинг.

На митинг на площади Хеймаркет (Haymarket) собралась огромная толпа, в том числе женщины, дети. Участвовали и местные анархисты, которые напечатали и распространили листовки. И когда люди стали уже расходиться (шел дождь), кто-то из анархистов бросил бомбу в полицейских. Те ответили стрельбой по толпе. В итоге восемь полицейских погибли, десятки получили ранения, число погибших рабочих неизвестно.

Власти действовали быстро и жестко: были разгромлены рабочие клубы, редакция рабочей газеты, арестованы сотни рабочих и горожан по обвинению в организации взрыва, последовали массовые увольнения. Восьмерых рабочих-анархистов приговорили к повешению. Четверых казнили, остальным заменили казнь на 15 лет каторги — и это в отсутствие доказательств их вины и несмотря на активные протесты рабочих и прогрессивной интеллигенции (среди которых были О. Уайльд, Б. Шоу, П. Кропоткин и др.). Казненные вошли в историю рабочего движения как «чикагские мученики». Но за день памяти и солидарности был принят не день казни мучеников, а день марша протеста, с которого началась «чикагская бойня», — 1 мая.

Через три года, в 1889 году, Парижский Конгресс II Интернационала решил назначить 1 мая Всемирным Днем солидарности рабочих всего мира (по предложению американских рабочих, запланировавших забастовку на 1 мая 1890 года). И предложил отмечать его по всему миру ежегодными демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня наряду с другими социальными требованиями.

В России Первомай сыграл значительную роль как средство политической организации рабочих. Он послужил не только смотром формирующегося протестного рабочего движения, но и мощным орудием агитации в борьбе за экономические и политические права: низвержение самодержавия, всеобщее избирательное право, свободу личности, печати, сходок, союзов, стачек и т. д.

Впервые в Российской империи Первое мая как День международной солидарности трудящихся был отмечен в 1890 году в Варшаве — там более всего были развиты и промышленность, и революционные настроения пролетариата. Вслед за Варшавой выступили рабочие Лодзи, Жирардова. Власти ответили на выступления рабочих жестокими репрессиями (так, в Лодзи в 1892 году во время 60-тысячной забастовки было убито 46 рабочих).

-6

В 1891 году в Петербурге несколько десятков членов рабочего кружка собрались в ближайшее после 1 мая воскресенье на тайную сходку. Речи, прозвучавшие на сходке, впоследствии были напечатаны за границей и стали важным агитационным материалом.

В 1893 году на день Первомая латышские рабочие устроили тайное собрание, а в 1895 году — московские. Через год вышла первая первомайская прокламация в Петербурге, до этого она выходила только в Польше. В 1898 году вышло воззвание для России от имени РСДРП, в котором были требования восьмичасового дня и полной политической свободы.

С каждым годом празднование рабочими Первомая становится всё более массовым и открытым, принимает всё более революционный характер. В ответ усиливалось полицейское давление во всем его многообразии: запреты, разгоны, аресты, суды. Арестованных демонстрантов подвергали и телесным наказаниям (Вильно, Екатеринославль, Воткинский завод).

В качестве меры противодействия и устрашения власти запускали и погромы. Нередко демонстрации отменялись из-за угроз полиции произвести погромы.

Хозяева предприятий подключались к срыву протестных акций, обязывая работников быть на рабочем месте в назначенный для протеста день. Тот, кто уклонялся от явки на работу, подвергался строгому взысканию, вплоть до увольнения.

Но лишь через десять лет, в 1901 году, первомайские выступления рабочих в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и ряде других городов уже не ограничиваются экономическими требованиями, а сопровождаются политическими лозунгами «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!»

В 1902 году майское празднование приняло всероссийский характер: во всех крупных промышленных центрах проводились собрания, демонстрации, распространялись прокламации. Прокламации стали неотъемлемой частью первомайской агитации. В них содержались пересказы истории рабочего движения, примеры наиболее успешно организованных маевок и призывы настойчиво продолжать бороться за свои права. Если у рабочего обнаруживали прокламации, его задерживали, дома у него производили обыск, тут же сообщали жандармскому начальству для дальнейших действий. На улицах ближе к первомайской дате дежурили регулярные патрули, чтобы предупредить расклейку и разбрасывание прокламаций.

К Первомаю 1905 года Ленин написал листовку-обращение от РСДРП:

«Товарищи рабочие! Наступает день великого праздника рабочих всего мира. Первого мая празднуют они свое пробуждение к свету и знанию, свое объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, против всякого произвола, против всякой эксплуатации, за социалистическое устройство общества.

…Первого мая этот союз рабочих всех стран, международная социал-демократия, делает смотр своими силам и сплачивается для новой, неустанной, непреклонной борьбы за свободу, равенство и братство».

К 1914 году единство и самосознание рабочих крупных городов выросли настолько, что полиции часто не удавалось усмирить толпу. Вот описание празднования 1 мая 1914 года в Москве:

«В 4 часа дня участники маевки собрались… на Лубянской площади, где в третий раз взвилось красное знамя, и площадь огласилась революционными песнями. Тогда против демонстрантов двинули крупные силы озверевших жандармов и городовых. Произошли свалки, рабочие стали забрасывать жандармов камнями. У Москвы-реки навстречу нам, грозя шашкой и ругаясь, подъехал на автомобиле, окруженный конными жандармами, помощник Московского градоначальника полковник Модль. Демонстранты окружили машину и спустили ее вместе с ретивым полковником в воду».

Государственный праздник СССР

-7

-8

-9
-10
-11

1 мая 1917 года после Февральской революции впервые праздновалось открыто, с лозунгами большевиков «Вся власть Советам!», «Долой империалистическую войну!» Современники вспоминали, что, несмотря на разношерстный состав участников, массовое мероприятие было мирным и прошло без стычек с полицией. Александр Блок писал: «В день Интернационала город представлял зрелище, какого мы никогда не видали: Невский запружен людьми… При всем том тишина и порядок, благодаря отсутствию полиции». А по воспоминаниям Максима Горького, в этот день «русский народ обвенчался со свободой…»

После победы Октябрьской революции Первомай из альтернативного, антимонархического праздника превратился в одно из главных торжеств нового советского государства, стал государственным праздником и был закреплен в Кодексе законов о труде, получив название День Интернационала. Советская Россия стала первой страной в Европе, которая законодательно сократила рабочий день до восьми часов. Рабочая неделя оставалась шестидневной, был введен отпуск.

Государственный статус праздника определялся в официальных документах не как уступка трудящимся, а как закрепляющий единство власти и народа. Луначарский писал об этом дне: «Да, празднование Первого мая было официальным. Его праздновало государство. Мощь государства сказывалась во многом. Но разве не упоительна самая идея, что государство, досель бывшее нашим злейшим врагом, теперь — наше и празднует Первое мая, как свой величайший праздник?..»

В 1918 году в этот день в Москве, Петрограде, Киеве, Саратове, Воронеже и других крупных городах состоялись многотысячные митинги, демонстрации, шествия, концерты.

С этого же года на Первомай ввели традицию ежегодно проводить военные парады. Первый первомайский парад РККА состоялся на Ходынском поле. Ежегодное проведение парадов физкультурников также стало традиционным в дни Первомая.

В 1920 году Первомай — с подачи вождя мирового пролетариата — перерос во Всероссийский субботник.

Также в этот день в Петрограде у здания биржи на стрелке Васильевского острова состоялась премьера грандиозного массового театрального действа «Мистерия освобожденного труда». Число участников мистерии исчислялось тысячами, а зрителей — десятками тысяч. Это была первая крупная массовая постановка политического театра, и отнюдь не последняя. На площадях столиц и других крупных городов в 1919–1920 гг. устраивались масштабные массовые представления, воплощавшие идею радости, коллективного праздника, на котором происходит слияние в единую массу разнородного постреволюционного общества.

Следующим важным шагом в формировании традиций Первомая стало публичное чествование лучших производственников, героев труда. В 1921 году в их честь исполнялись песни, организовывались концерты, проводились спортивные выступления. Имена выдающихся тружеников печатали в газетах и листовках, а с развитием радио и телевидения их представляли всей стране в ходе первомайских трансляций.

В 1922 году на празднике пролетарской борьбы и победы был заложен обычай – приводить к воинской присяге молодых красноармейцев. Обычай просуществовал до начала Второй мировой войны. В 1939 году воинская присяга на первомайском празднике звучала в последний раз.

С 1923 года рабочие коллективы по всей стране отмечали Первомай производственными успехами.

В 1928 году к одному выходному дню Первомая прибавился второй выходной — 2 мая. На второй день праздника, как правило, по стране проходили массовые гуляния и празднования на природе.

1 мая 1933 года над Красной площадью прошел первый воздушный парад — демонстрация советской военной мощи, после этого воздушные парады проводились регулярно, вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Во время Великой Отечественной парады и шествия 1 мая не проводились. 1 и 2 мая были рабочими днями. Рабочие во многих отраслях промышленности накануне торжественного дня брали обязательство добиться рекордных показателей в труде и добивались. Накануне же 1 мая проводились торжественные собрания, митинги, «летучки» на предприятиях. Главным из первомайских призывов был лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!»

Подарком к Первомаю 1945 года стало знамя Победы, поднятое над Рейхстагом в последний день апреля.

Первомай стал любимым праздником советских людей, трудящихся. Трудящихся, которые имели право на труд, на 8-часовой рабочий день, бесплатное образование, медицину. Это ощущалось в настроении вышедших в это день на улицы людей. По всей стране проводились демонстрации, на которые шли целыми рабочими коллективами.

Песня Лебедева-Кумача (1937 г.) точно отражает атмосферу и настроения утра 1 мая:

«Утро красит нежным светом

Стены древнего Кремля,

Просыпается с рассветом

Вся Советская страна.

Холодок бежит за ворот,

Шум на улице сильней.

С добрым утром милый город,

Сердце Родины моей!

Кипучая,

Могучая,

Никем непобедимая,

Страна моя,

Москва моя,

Ты самая любимая!»

Канон проведения праздника складывался и менялся в соответствии со временем, в 1960-е годы его стало транслировать телевидение. 1 мая 1956 года был проведен первый телерепортаж о военном параде и демонстрации трудящихся с Красной площади. В трансляцию с Красной площади были включены сообщения о международной обстановке, о выполнении решений съездов, о Героях Социалистического Труда и передовиках производства, о научной и рабочей гордости страны. Эти темы были отражены и в лозунгах, которые несли и озвучивали демонстранты.

Главный лозунг послевоенного Первомая был: «Мир! Труд! Май!». Праздник был мирным, отражал единение трудящихся и государства в большой надежной стране, в которой никогда не будет чикагских расправ.

Праздничная атмосфера ощущалась по всей стране. На майских демонстрациях обязательно несли ветки, на которых белели самодельные бумажные цветы, олицетворяя собой яблоневый цвет. Звучала музыка — духовые оркестры, позже динамики, демонстранты дружно и от души горланили песни — от политически выдержанных до веселых частушек.

Прохождение по Красной площади в рядах демонстрантов было поощрением и наградой, ударников труда из разных концов страны направляли на главную демонстрацию страны — в Москву, на Красную площадь. После демонстрации люди расходились по домам, продолжая отмечать Первомай за праздничным столом с близкими, коллегами. На второе мая традиционно выбирались за город.

В 1972 году название праздника было заменено на новое — День международной солидарности трудящихся.

Поэтому в последние годы существования СССР лозунги демонстрантов часто выражали солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением.

Постсоветская Россия — конец праздника

-12

1 мая 1990 года официальная первомайская демонстрация состоялась в последний раз. За официальной демонстрацией на Красную площадь вступила альтернативная колонна с антикоммунистическими, антисоветскими и антигорбачевскими лозунгами. Президент и другие руководители СССР покинули трибуну Мавзолея. Телевизионная трансляция была прекращена, военный парад не состоялся.

В следующий 1992 году власти быстро и стыдливо переименовали Первомай в Праздник весны и труда. Хотя май — это совсем не март, никак не начало весны. Что же до того, чтобы привыкший к праздничным выходным народ отдохнул и массово выехал за город заниматься огородничеством и шашлыками, то власти это и было нужно — меньше проблем. Бывали годы, когда праздничные майские выходные увеличивали с 1 по 10-е мая.

А вот с трудом и рабочими коллективами в те годы разбирались жестко — совсем в традициях капитализма. Последний неофициальный Первомай 1993 года получил название «кровавого». В этот день вышла не очень многочисленная демонстрация левых сил: коммунисты, анпиловцы, часть интеллигенции — в последней попытке сохранить смысл праздника, а вместе с ним и историческое достоинство трудящихся. Власть ответила расправами. Столкновение демонстрантов — сторонников коммунистической оппозиции с ОМОНом состоялось в районе площади Гагарина, буквально под висевшим на Ленинском проспекте лозунгом «С праздником, дорогие россияне!» Количество пострадавших со стороны демонстрантов было велико, но СМИ сообщили лишь о погибшем сержанте ОМОНа. Добавим, что 1993 год вообще стал рекордным по количеству избиений омоновцами демонстрантов, протестующих и даже случайных прохожих. Завершился этот год, как мы помним, расстрелом Белого дома.

-13

Во что превратился первомай сегодня?

-14

-15

-16

В крупных городах в этот день проходят праздничные шествия, организованные партиями, профсоюзами, оппозицией. А одновременно, чуть ли не в соседних колоннах, проходит монстрация — альтернативное шествие, организованное «креативными» художниками. И название «монстрация» (словечко, пародирующее «демонстрацию» и адресующее к «монстрам»), и само шествие — откровенный стеб, издевательство над первомайской демонстрацией. Лозунги абсурдны: «Ы-ы-ы», «Крокодил, крокодю и буду крокодить», «Вся власть совятам», но задачи ясны — обессмыслить, уничтожить содержание Первомая. Однако властная верхушка делает вид, что этого не замечает, — как же, следует быть толерантными. И вот в общем шествии идут глава департамента культуры, ответственный за молодежную политику и организатор монстраций. Так это происходит ежегодно в Новосибирске, начиная с 2004 года, разве что пандемия пока перевела всё это в онлайн.

Но это не просто провокация, попытка проверить социальную реакцию. Постепенно бессмысленные лозунги политизируются, превращаясь, например, в требования федерализации Сибири и т. п.

Вот чем стал Первомай в нынешней России — праздником, лишенным смысла. Для большинства населения — дополнительный выходной и начало дачно-огородного сезона. Для остальных — способ поиздеваться над прежними советскими ценностями.

Первомай в исторической ретроспективе

Его первый и главный смысл состоял в том, что возникший полтора века назад праздник был символом и инструментом сплочения трудящихся в борьбе против капиталистической эксплуатации.

После Октябрьской революции в России и с появлением государства победившего пролетариата Первомай приобрел дополнительный смысл как образец и пример трудящимся капиталистических стран того, каким путем надо идти в борьбе с капитализмом. И заставил власти этих стран идти на уступки своим трудящимся. В СССР же этот праздник олицетворял идею совершенствования нового общества и нового человека.

После победы СССР над фашизмом мировой капитал усвоил, что старые репрессивные способы борьбы с рабочим движением уже не годятся, иначе воодушевленные мощью и примером Советского Союза пролетарии всего мира могут смести капитализм. И новые способы были найдены: улучшение уровня жизни рабочего класса в капиталистических странах, превращение пролетария в потребителя, навязывание ему множества развращающих или уводящих в сторону от борьбы идей, пропаганда комфорта, создание пятой колонны, «мягкая сила» и прочее, всего не перечислить. Новые способы оказались настолько эффективными, что помимо разложения собственного пролетариата смогли воздействовать и на советскую партийно-государственную элиту, позволившую разрушить Советский Союз и тем самым переформатировать мир.

И хотя в постсоветской России еще остались какие-то рефлексы на исконные смыслы Первомая, его значение в мире, похоже, потеряно. Первомай перестал быть праздником солидарности трудящихся всего мира, борющихся за свои права.

Что же осталось?

-17

Первомай в большинстве стран утратил свое политическое значение. И, напротив, вернулись те смыслы (или их вернули?), которые либо были присущи ему изначально — а это языческие смыслы (Вальпургиева ночь и пр.), либо ему стали приклеивать значения, даже отдаленно не связанные с политической борьбой.

Например, Первомай в Литве — это День матери, в Корее — День рождения Будды, во Франции — День ландышей, в Канаде — День суслика, в Финляндии — День студенчества, в США — День права, День детского здравоохранения и День лояльности.

В каких-то странах он еще сохранил название День труда, но скорее по традиции — в нем не осталось содержания солидарности и борьбы.

Оболочка праздника лишенная смысла – безопасна

-18

-19

Лишь в немногих странах Первомай — повод для политических акций. Так происходит в Германии, во Франции, где еще традиционно сильны профсоюзы. Частично сохранился политический смысл праздника в странах СНГ. Например, в Белоруссии 1 мая — официальный выходной день, идут шествия, в Казахстане этот день называется Праздником единства. Но, видимо, это всё та же оболочка, постепенно угасающая традиция.

Как нам кажется, такой рассказ об истории зарождения и угасания Первомая был необходим. Ведь главное слово, с которым связан этот праздник, — солидарность. Существует ли она сейчас — вопрос, видимо, праздный. Понятно, что ее нет не только в международном движении, но и внутри социальной структуры отдельных стран. И естественно, что праздник, символизировавший борьбу и солидарность, не может существовать, раз нет той реальности, которую он символизирует. Так что рано или поздно даже существующие ущербные остатки Первомая исчезнут. И возродиться он сможет только тогда, когда в самой реальности возродится борьба Труда и Капитала.