Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Современный миропорядок, в основу которого была заложена глобализация и доминирование западного мира, постепенно уходит в прошлое. Многие страны сегодня активно заняты формированием собственных зон ответственности и интересов, планета постепенно движется к регионализации и появлению новых центров силы, которые будут обеспечивать развитие входящих в них государств и повышение уровня благосостояния их народов.
На этой неделе в Бишкеке прошло сразу два крупных международных мероприятия – заседания глав правительств стран, входящих в ШОС и СНГ. Обе эти структуры сегодня выстраивают новые взаимоотношения и связи на территории большой Евразии, стремясь сделать континент безопасным и процветающим. Один из ключевых тезисов – отвязаться от западного мира, который в своем крестовом походе уже часто не замечает границ и двойных стандартов. Яркий пример этому – события, происходящие в Газе.
Какие цели должны преследовать ШОС и СНГ в условиях формирования нового миропорядка, может ли участие в работе этих организаций помочь Узбекистану укрепить суверенитет и обеспечить экономическую безопасность, способен ли коллективный Запад давить на членов этих структур, чтобы дестабилизировать их работу, и готова ли сейчас Евразия к полномасштабной регионализации? Все эти вопросы корреспондент Podrobno.uz задала эксперту по Центральной Азии, заведующему кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики управления, директору АНО "Сибирское общество международных исследований" Денису Борисову.
"Смена мировых порядков – это растянутый во времени международный процесс, когда вместо одной архитектуры международного управления приходит новая система согласования интересов. Главное свойство любого мирового порядка – это институциональное обеспечение договороспособности отношений между государствами. Если рукопожатий больше, чем ножей за спиной, то систему можно считать эффективной", – полагает Борисов.
По мнению эксперта, СНГ и ШОС – это институты нового времени, которые создавались как компенсация стагнирующего и фрагментирующегося миропорядка после распада СССР. За десятилетия деятельности обе этих организации прошли стадию становления и на сегодня сформировались как самостоятельные межгосударственные институты.
"Высокая плотность контактов на разных уровнях, растущее количество и качество принимаемых соглашений, перспективное планирование совместной деятельности – все это говорит о том, что эти организации имеют все основания стать частью новой архитектуры международных отношений", – подчеркнул собеседник.
Однако, как считает Борисов, здесь не стоит забывать о деструктивной роли коллективного Запада, который будет мешать работе этих структур.
"Коллективный Запад, оказавшись в оппозиции перед голосом мирового большинства по украинскому, нигерскому и палестинскому вопросам, все понял. Стало очевидно, что политика доминирования в международных делах – это анахронизм прошлого. Запад понял, но не смирился, и вместо содействия решению накопившихся противоречий в международных отношениях, сделал ставку на вероломную и кровавую провокацию всех болевых точек, лишь бы продлить свой исключительный статус", – отметил эксперт.
По его мнению, властный потенциал Запада ослабевает, но остается значительным. Главные козыри известны: финансовые и информационные инструменты влияния. Доллар и глобальные СМИ, в том числе социальные сети, остаются главным оружием коллективного Запада по разобщению и разделению, которые позволяют давить, угрожать, шантажировать, пугать. Однако мир меняется, увеличивается взаимозависимость, страны понимают, что только совместно со своими соседями можно решить накопившиеся и возникающие проблемы. Запад может замедлить евразийскую кооперацию народов, но уже не в силах ее остановить.
"Бескрайние просторы Евразии долгое время являлись фактором раздробленности, который не смогли преодолеть исторические попытки объединения Александра Македонского, У Ди, Чингисхана, Амира Тимура и Ленина. Сегодня народы Евразии снова пытаются преодолеть географический фактор, но уже на качественно новом технологическом и институциональном уровне", – сказал собеседник.
Регионализация, добавил Борисов, – это постоянный процесс взаимодействия между соседними государствами, когда интеграция между ними движется быстрее, чем со странами дальнего зарубежья.
"За последние тридцать лет страны Евразии проделали большой путь по созданию политического каркаса для регионализации, особенно на постсоветском пространстве: СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. Сейчас стоит задача дополнить высокий уровень политического взаимодействия более качественным экономическим сотрудничеством. Во многом экономическая интеграция будет зависеть от успехов в реализации внутриевразийских инфраструктурных проектов типа российского "Север-Юг" и китайского "Пояс и Путь". Судя по наметившейся динамике экономического и инфраструктурного взаимодействия, мы наблюдаем уверенные шаги в сторону большого евразийского партнерства", – прокомментировал эксперт.
При этом он добавил, что будущий мировой порядок будет состоять из двух контуров принятия международных решений. Первый – это согласование общих подходов между странами на базе региональных межправительственных организаций – региональный консенсус. Второй – поиск компромисса между региональными консенсусами на базе реформированной ООН. Соответственно, в таких условиях наибольшую выгоду получат те страны, которые способны поддерживать широкую сеть региональных контактов.
"Чем разнообразнее будут институциональные связи государства, тем эффективнее оно сможет обеспечивать свои интересы в международных делах. В этом контексте полноформатное участие Узбекистана в СНГ и ШОС – это и есть проявление суверенитета и защита своих национальных интересов. Через эти институты Ташкент участвует в формировании общих подходов межгосударственного взаимодействия на основе абсолютного согласия всех участвующих сторон", – заключил собеседник.