Найти в Дзене
Неспешно по миру

Кабардино-Балкария. Горы, водопады и краски осени

Оглавление

Решение поехать осенью в горы, в Кабардино-Балкарию, а точнее посетить высочайшую вершину не только России, но и всего европейского континента Эльбрус, было обусловлено несколькими факторами, которые оправдались на все сто процентов.

Во-первых, нам нужно было без особого напряга посетить две локации за короткое врем, ведь на все путешествие у нас было пять дней.

Во-вторых, осень в таких туристических местах это все же не сезон и народу не много, наша знакомая ездила на Эльбрус летом и стояла в очереди на подъемник около 40 минут, зимой думаю ситуация ещё веселей, а мы на всех подъемниках поднимались в одиночестве.

В-третьих, плохая погода, да осенняя погода крайне переменчива, но в горах в любое время года погода переменчива, поэтому нас это не особо смущало и за три дня в горах мы попали на различную погоду. В-четвертых, мы хотели и попали на великолепие осенних красок, не побоюсь сказать, прямо в самую точку.

Теперь о самом маршруте и точках посещения. При планировании поездки мы исходили из того, что с нами был ребенок до 3-х лет, у нас было только пять дней и нам обязательно нужно было попасть на Эльбрус. Сам маршрут выглядел так Москва (Внуково) – Минеральные воды – Поляна Азау – Поляна Чегет – Нальчик – Большие Чегемские водопады – Минеральные воды – Москва (Внуково)

Выбрали мы утренний рейс и в час дня были в Минводах, где арендовали машину. Нам ее доставили прямо в аэропорт, там мы ее потом и сдали в день отлета. Аренда на пять дней обошлась в 13500 рублей еще 2200 потратили на бензин.

Дорога на Эльбрус в Баксанском ущелье
Дорога на Эльбрус в Баксанском ущелье

Дороги по всему маршруту были хорошие, везде асфальт. На трассе от Минвод были даже участки со скоростью 110. Отмечу, что бензин в Ставропольском крае чуть дешевле, чем в КБР.

В начале Баксанского ущелья
В начале Баксанского ущелья

Дорога с остановками на перекус и покупку продуктов заняла 4 часа и уже около шести мы были в Азау около шлагбаума перед площадью с подъемниками. Просто так туда не пустят и на площади парковаться не дадут. Поселок совсем небольшой, вернее это даже не поселок, а небольшая территория, хаотично застроенная гостиницами и кафе. Очень много пунктов проката альпинистского и горнолыжного снаряжения, есть несколько мини магазинов, но продукты посоветовал бы купить по дороге. Есть даже отделение Сбербанка.

Трехэтажное здание это гостиница
Трехэтажное здание это гостиница

Гостиницу мы забронировали рядом с подъемниками, но как бы в стороне. Отличная, новая, достойный вид из окна, да еще в стоимость входил завтрак, что совершенно не характерно для местных отелей.

Золотой осенью мы любовались прямо из окна гостиницы
Золотой осенью мы любовались прямо из окна гостиницы

Хорошим бонусом было бесплатное парковочное место рядом. Все удовольствие 5000 в сутки. Правда подъехать к гостинице можно только после шести вечера, а отъехать до семи утра. Это связано с тем, что дорога проходит под подъемниками и на время их работы ее перекрывают цепочкой.

Дорога к Эльбрусу проходит по Баксанскому ущелью.

Вид на Баксанское ущелье
Вид на Баксанское ущелье

Вдоль дороги течет река Баксан, а перед поселком Терскол в нее впадает одноименная река.

Рега Баксан
Рега Баксан

Конечно, по дороге есть где остановиться и сделать памятные фото. Сама Поляна Азау находится на высоте 2350 метров, дальше дороги нет. Вернее есть, но уже канатная для подъема в горы.

В таком вагоне мы поднимались в одиночестве
В таком вагоне мы поднимались в одиночестве

Здесь находятся два подъемника – старый, построенный более 50 лет назад, так называемый  «маятниковый», тут ходят две кабины, каждая по своей линии, вместимостью на 20 человек и похожая на небольшой вагон, а более современный  «гондольный»  с комфортабельным кабинками вместимостью до 8 человек в которых можно сидеть.

Вид из старого подъемника. Внизу виднеются кабины нового подъемника
Вид из старого подъемника. Внизу виднеются кабины нового подъемника

На первом подъемнике стоимость подъема в кабине составляет 800 рублей на 35000 метров, дальше нужно заплатить еще 300, но подниматься вы уже будете на кресельном подъемнике до высоты 3780 метров. Стоимость подъема на «француженке», так называют местные новую дорогу, т.к. она была поставлена из Франции 1600 за весь подъем на высоту 3847 метров. Есть промежуточные станции, где можно погулять, перекусить и сходить в туалет. Туалеты здесь поставили новые, хорошие и главное теплые. Виды конечно открываются потрясающие, а переменчивая погода делает картинку еще более привлекательной. Мы выбрали комфорт и отправились на новом подъемнике.

Вид с площадки Старый кругозор на 3000 метрах
Вид с площадки Старый кругозор на 3000 метрах

На 3000 метрах было солнечно. Мы погуляли и двинулись выше.

Справа под снегом прячется ледник Малый Азау
Справа под снегом прячется ледник Малый Азау

На остановке «Мир» 3500 метров стало более облачно, а Эльбрус укутался в облака. Что ж едем еще выше – «Гарабаши» финальная остановка.

Панорама в сторону Баксанского ущелья
Панорама в сторону Баксанского ущелья

Здесь уже ветер гулял посильнее, да и облачность стала плотнее.

Прямо внизу, за небольшим озером под снегом ледник Большой Азау
Прямо внизу, за небольшим озером под снегом ледник Большой Азау

Гулять особо не хотелось, да и высота давала о себе знать, так что решили спуститься вниз. Возможно на этом мы бы и завершили подъем на гору, но наш сынишка был очарован старым подъемником, вернее «вагончиком» и решительно просился на него. Поехали.

Вид на Поляну Азау из кабины старого подъемника
Вид на Поляну Азау из кабины старого подъемника
Вид из старого подъемника на водопад
Вид из старого подъемника на водопад

В начале пути старая канатка выше и виды уже открываются другие. Опять прибыли на станцию «Мир». Здесь есть хорошее кафе с видовой верандой.

Вид с веранды кафе на остановке Мир
Вид с веранды кафе на остановке Мир

Можно в тепле покушать, попить чайку и полюбоваться захватывающими видами, или выйти на веранду и сделать фото в огромном кресле на фоне Эльбруса, но он так не показался из-за облаков.

Второй день у нас был выделен для посещения Чегета и переезда в Нальчик.

Вот таким выдалось начало третьего дня
Вот таким выдалось начало третьего дня

С утра было слякотно и все заволокло серой пеленой, казалось, что день потерян, но уже к семи часам утра стало растаскивать и рассвет получился сказочным.

Через 15 минут после туманного рассвета
Через 15 минут после туманного рассвета

Рядом с гостиницой есть экотропа Азау-Чегет вдоль реки Баксан.

Водопад Азау на экотропе
Водопад Азау на экотропе

Очень рекомендую сходить утром, когда никого нет, только река шумит, стремительно унося свои воды вниз по ущелью.

Баксанское ущелье
Баксанское ущелье

Постепенно горы начинают подсвечиваться солнцем. Красота.

По дороге на Чегет
По дороге на Чегет

Где-то около 10 мы не спеша покинули гостеприимный Азау и направились в Чегет, благо до него всего пять километров. Вот где подъемники и инфраструктура перенесут вас лет на сорок-пятьдесят назад. Достаточно сказать, что туалет наверху, как говориться «типа сортир»,  деревянный, стоит на краю горы, жутко грязный. Идентифицировать его можно по огромной кривой надписи прямо на стене. Сами кафе более — менее. Есть чаи, кофе, готовят чебуреки, хычаны, беляши и так еще кое-что. Но главное, вот ведь наше дурошлепство. На стекле кафе написано «Кафе Ай since 1962. Ну какой синсе, для кого. Since 1962 мы печем чебуреки, беляши и хычаны! Трудно что ли написать «мы тут уже с 1962 года»…

Чегет. Вид с высоты 3300. Внизу виден подъемник
Чегет. Вид с высоты 3300. Внизу виден подъемник

С этой станции, называется она «Чегет 2» на верх ведет однокресельная дорога. Ветер был сильный, поэтому дорога наверх получилась не очень романтичная, но вид на Эльбрус великолепный.

Вид с Чегета на Эльбрус. Внизу видна поляна Азау
Вид с Чегета на Эльбрус. Внизу видна поляна Азау

К тому же сегодня он скинул шубку и предстал во всей красе…Забыл сказать, подъем стоит 900 рублей. Стартуете с высоты 2100 метров, завершаете на высоте 3300 метров, на станции «Чегет 3». Внизу около подъемника небольшая площадь с кафе, а перед въездом на неё небольшой рынок местной арт-продукции и снеди.

От Чегета до Нальчика где-то 120 км, чуть более 2-х часов дороги.

Баксанское ущелье
Баксанское ущелье

В Нальчике мы сняли квартиру в новом жилом комплексе. И надо сказать удачно, т.к. рядом был «Мак.» ой «Вкусно и точка» и торговый центр, где есть супермаркет и отличная игровая комната. В ней наш сынишка почти полтора часа выпускал пар. Зато потом быстро уснул…

Третий день. Навигатор сказал, что дорога до большого Чегемского водопада около 50 км и займет чуть более часа. Поэтому решили отметиться в Нальчике посещением смотровой площадки на горе Малая Кизиловка. Здесь возвышается огромная голова воина. Когда-то тут был ресторан «Сосруко».

Вид на Наьчик со смотровой на Малой Кизиловке
Вид на Наьчик со смотровой на Малой Кизиловке

Теперь внизу есть бар, где можно выпить хорошего кофейку, а в самой голове сделали смотровую площадку. Подъем на лифте. Цена посещения 150 рублей. Хотели прокатиться еще на кресельной дороге вниз к Ажукинскому саду и обратно, но брали они только наличку, а бежать в машину было лениво, поэтому двинулись в сторону водопадов. Дорога хорошая, асфальт, но…

Краски осени в Чегемском ущелье
Краски осени в Чегемском ущелье

Осенние виды нас настолько захватили, что вместо часа мы добирались до водопада почни три часа. Ну уж очень было красиво.

-27

Все склоны гор покрыты деревьями, которые окрасились разнообразными красками. А внизу несет свои воды река Чегем, которую иногда можно было видеть сквозь густую растительность.

Река Чегем
Река Чегем

Просто красота. Кстати, этому отрезку путешествия я посвятил отдельный фотоальбом, который вы можете найти на этой же странице. Сынишке очень понравились коровы, возвращающиеся домой и спокойно бредущие вдоль и прямо посередине вдоль дороги.

В п. Хушто-Сырт
В п. Хушто-Сырт

И даже пообщался с жеребенком. Интересно что сначала боялись оба, но потом сынишка гладил его, и видимо жеребенку это понравилось…

В п.Хушто-Сырт
В п.Хушто-Сырт

Что ж, мы не посетили всех водопадов, а остановились только на Больших. Они рядом с дорогой. Я даже себе не могу представить, что здесь твориться летом и как сюда подъехать.

-31
-32

А осенью спокойно доехали до водопадов. Прошлись. Народу мало. В кафе прямо напротив водопада, никакой очереди. Подошли, заказали и пошли погуляли еще минут 20. Вернулись, все готово.

Красота на столе, красота за окном…
Красота на столе, красота за окном…

И тут нам выносят шашлыки и люля, да так красиво….Кафешка отменная, все очень вкусно приготовлено, а соус к шашлыку был просто волшебный. Я даже второю порцию заказал… На этом мы попрощались с водопадом и выдвинулись в Минводы. 130 км пути.

День пятый. Вылет у нас был днем. Поэтому и решили приехать в Минводы накануне перед вылетом. Надо же было ещё сдать машину. Потом сам перелет три часа, да и дома вечером ехать почти полтора. А дорога, сами знаете, вещь непредсказуемая. Квартира оказалась в 10 минутах езды до аэропорта, поэтому утром спокойно поспали, позавтракали, попили кофейку, благо кофейня была прямо напротив дома. Да еще успели зайти в храм, который был неподалеку. И спокойно поехали в порт…Вот так и закончилось наше кратковременное и довольно насыщенное путешествие.

Осень на Кавказе
Осень на Кавказе

Текст и фото Алексей Романов, автор https://travelexpert.group/

Если у вас возникнут вопросы по контактам гостиниц, квартир, аренде машины пишите в почту aromphoto@yandex.ru

Подпишитесь!

Читайте еще: