Ася Кревец
В Доме народов России, расположенном в Усадьбе Морозовых, 20 октября состоялось торжество, куда меня пригласил один из членов правления, Евгений Михайлович Долинский, и вице-президент объединения, Алексей Петрович Чурсин. С ними я познакомилась в стенах музея-библиотеки имени Федорова, философа-космиста, по духу столь близкого всему ОФУН, и чуть позже я расскажу о нём более подробно.
В день торжества на входе в Дом народов России гостеприимно встречали всех вошедших сам вице-президент и с ним председатель правления ОФУН, Иван Валерьевич Самошкин. В федеральном зале шла подготовка к круглому столу. Через некоторое время всех гостей и участников мероприятия поприветствовал Алексей Чурсин, который и вел эту часть праздника, вел, надо сказать, со всей присущей ему харизмой и со всем воодушевлением.
Программа официальной части поражала насыщенностью, разнообразием и необыкновенной содержательностью, созданная атмосфера была неповторима и волнующа… Вечер начали два научных доклада. На первом из них Александр Семенов представил еще неопубликованные материалы, подготовленные на основе этнографических исследований и анализов ДН. Речь шла о Рязановской культуре, существовавшей с 5 в. н. э. Это особая «цивилизация», относительно развитая, наполовину проторусская и тесно связанная с историей финно-угорских народов. Современные ДНК-тесты показали, что потомки этой культуры живут среди нас, в частности во Владимирской и Рязанской областях. Кстати, рязанско-окские кремации являются даже более ранними, чем кремации знаменитого Дьякова городища!
Следующее выступление было от Григорьева Сергея Михайловича, сотрудника Министерства по делам Национальностей России, замечательного подвижника, в последние десятилетия много сделавшего для изучения и утверждения национальной самобытности такой народности, как чудь. Свой доклад Сергей Михайлович начал с шокирующей фразы, заставившей весь зал оживиться: «Чудь – народ, который тысячу лет назад ушел под землю». И все дальнейшее выступление ученого, конечно, оказалось разоблачением этого мифа. «На самом деле, чудь никуда не девалась, - успокоил вскоре докладчик волновавшихся зрителей. - Еще перед Октябрьской революцией ее насчитывалось 25820, и это, не считая архангельскую и некоторую другую чудь». Однако же в 1997 году к Григорьеву обратились представители этой народности со словами: «Мы чудь. Почему нами никто не занимается?». В самом деле, посмотрев списки переписи, Сергей Михайлович обнаружил, что в них нет чуди. Причина этого также была озвучена в ходе выступления Григорьева. Он пояснил, что чудь «пропала» не потому, что она исчезла физически, но потому что была переименована вследствие борьбы с фашиствующими элементами Финляндии. Чудь закрепили в закрытые секретные списки, которые не публиковались… И все же чудь – это люди с плотью и кровью, проживающие на огромных территориях от Якутии до Эстонии. Григорьев провел огромную подрывную работу, чтобы люди не боялись самого слова чудь. Несмотря на то, что были противники чудского возрождения, он добился того, чтобы чудь включили в списки переписи населения. В 2009 году в эти списки попал лишь 21 человек, в 2010 – 28. Однако работа продолжалась. Выдержав интригу и отвлекшись на несколько минут, Сергей Григорьев открыл, наконец, предмет своей гордости, факт, подтверждающий его личную заслугу в работе с чухарями. В 2021 году, когда он надеялся, что проявятся человек 50 чуди, в списки попало… 1097 человек! Из них, кстати, 257 человек - в Петербурге, где выступлений против было больше всего и 18 в Архангельской области, где выпады против возрождения чуди были самыми грубыми. Зал разразился аплодисментами. В конце доклада, который продолжался еще значительное время, Алексей Чурсин выразил собственное теплое, искреннее удивление «чудодейственной статистикой» Григорьева.
Праздник начался вдохновляюще, а впереди ждало еще много интересного!
(Продолжение следует)