Найти тему
894 подписчика

РОДСТВЕННИКИ. ЗДОРОВЫЙ АВАНТЮРИЗМ

Мария Башкирцева (1858-1884г.)
Мария Башкирцева (1858-1884г.)
 Не раз отмечал в своих заметках, что соцсети, тот же канал Дзен, способствуют написанию эскизов ленивыми сценаристами.-2
Кладбище с могилами русских солдат у Мормелона (Франция)
Кладбище с могилами русских солдат у Мормелона (Франция)
Их разделило время и пространство.
Их разделило время и пространство.

Не раз отмечал в своих заметках, что соцсети, тот же канал Дзен, способствуют написанию эскизов ленивыми сценаристами.

На пост друзей в соцсетях о короткой, трагической судьбе художницы Марии Башкирцевой и ее романе в письмах с Ги де Мопассаном, тут же написал заметку. Затем расширил и отложил в свой литературный архив. Вдруг сгодится для будущего сценария?

На все эти фальшивые «учительские» домыслы о «матильдах», хочется воскликнуть: Господа, сколько было по жизни ярких, поучительных, уникальных историй, связанных с великими людьми: романтические отношения Анны Ахматовой и Амедео Модильяни, платонический роман Мопассана и Башкирцевой и проч., проч., проч.

Мостики времени существуют совсем рядом с нами. Надо не лениться и найти к ним деликатный подход.

В 1993 году проездом, извините, через Париж, поручили, как тогда еще и оператору, отснять репортаж к годовщине со дня смерти Ивана Алексеевича Бунина. (10 (22) октября 1870 – 1953гг) Провели несколько интервью в городе. Утром отправились в Сент-Женевьев-де-Буа.

Суетливые французские и наши телевизионщики по-быстрому отсняли у могилы Бунина нужные планы, собрались уезжать. На все мои увещевания остаться, пройтись среди могил известных людей, ответили возмущением, что остается всего лишь полтора дня в Париже для свободных прогулок.

После отъезда группы, вернулся к могиле Бунина. Невольно вспоминал по пути многие его произведения, особенно, о любви. «Руся», «Генрих», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Грамматика любви»...

В спешке, не догадались теледеятели рассмотреть глиняный горшочек, что стоял перед каменным крестом на могиле Бунина. В горшочке оказались монетки из 32 стран! Приятно порадовала монетка из Монголии в 10 мэнге. Вот оно (!) настоящее величие и популярность писателя – в скромном предметном выражении!

Тарковский, Галич, Виктор Некрасов, Гиппиус, Мережковский, могилы белогвардейцев, Алексеевцы, Дроздовцы...

Остался один, бродил среди могил до вечера.

На могиле Андрея Тарковского – тогда еще стоял скромный деревянный крест. На надгробной плите оставлены посетителями размотки кино-, фотопленки, советские монетки, комсомольский значок. Встретил бывшего советского актера Льва Круглого. В 1979 году он смело эмигрировал из Союза в «поисках свободы». С его разрешения, мимоходом отснял на видео несколько эпизодов, когда он рассказывал двум молодым людям о кончине Тарковского, о сложностях, с которыми его захоронили.

Поражали надписи на могилах белогвардейцев. «Верим, что взойдет солнце над мраком, охватившим Россию» (1918г), «Верим в возрождение России!» (1921).

Потрясла скромная могила князя Чавчавадзе с огромным, деревянным, почерневшим крестом и короткой надписью на белой табличке: «Воскреснем!».

Проняло эмоционально невероятно. Будто посещал могилы родственников, друзей, знакомых.

На другой день был выходной. Съемочная группа намечала беготню по магазинам и отмечания в ресторанах успешной поездки в Париж. На завтра - переезд в другой город. Ранним утром сдал номер в гостинице «Пьер и Ваканс» близ Монмартра, отнес дорожную сумку в камеру хранения при «ресепшине» и удрал в город. Решил посетить известные кладбища Парижа.

Монмартр (в одном из значений, - «гора мучеников»).

Трижды, три года подряд по месяцу-по два проживали киношники рядом, близ метро Анверс. Ни разу не сообразили зайти на кладбище. Случайно набрел на могилу Дюма-младшего, нашел могилу Эдгара Дега (правильно фамилия «де Га», 1834-1917). Самый классичный из импрессионистов, «первый импрессионист ночи», как нарекли его некоторые искусствоведы. «Я колорист посредством линии», - говорил он сам о себе. Балет, модистки и лошади – были объектами его внимания.

Здесь же похоронен математик Андре-Мари-Ампер, если кому-то и что-то говорит эта фамилия. Мне, как выпускнику ФМШ, это было интересно.

Генрих Гейне, немецкий поэт. Писатель Эмиль Золя, один из самых значительных представителей реализма второй половины 19-ого века. Композиторы Жак Оффенбах и Гектор Берлиоз. Кинорежиссер Франсуа Трюффо. Русский танцовщик Вацлав Нижинский.

Блистательная балерина, по воспоминаниям современников, Эмма Леви (1842-1863), погибшая от ожогов в 21 год. На репетиции от газового освещения загорелась ее балетная пачка.

Красавица и куртизанка Мари Дюплесси, умершая в 23 года от туберкулеза. Она побывала любовницей многих богатых, известных людей того времени, вдохновила Дюма-сына на образ «Дамы с камелиями», стала мимолетной музой композитора Ференца Листа.

Стендаль – писатель. В 1812году с войсками Наполеона снабженец Мари-Анри Бейль, в должности офицера интендантской службы, прошел Смоленск, принял участие в Бородинском сражении, побывал в горящей Москве, возможно, снабженец отсиживался в подклети храма в Никитниках. Всё рядом! Мостики времени.

Бежал Анри-Бейль опять через Смоленск во Францию, поселился в Италии. Пережил, так важную и необходимую для каждого писателя, безнадежную любовь к Матильде (!) Висконтини супруге польского генерала Я. Дембровского.

Наша современница певица Далида (1933-1987) тоже похоронена на кладбище Монмартр.

Пер-Лашез. (В буквальном переводе – «отец Лашез»). Не стану перечислять многие известные фамилии: Оноре де Бальзак, Шопен, Лафонтен, Мольер, Оскар Уальд, Сара Бернар и многие другие.

Громко причитали женщины на могиле актера Ива Монтана. Усыпана цветами могила Эдит Пиаф.

Могила Джима Моррисона была окрашена фанатами в невероятные цвета. Эпитафия на надгробном камне гласила: «Победи демона внутри себя!».

В колумбарии нашел пристанище прах Нестора Махно и Айседоры Дункан.

Еще не было подробных схем расположения могил на кладбище, долго разыскивал могилу Модильяни, вспоминал любовный роман художника с Анной Ахматовой. Бродил по аллеям вокруг холма с надгробиями, пока не заметил ближе к вершине худого мужчину в долгополом пальто и берете, явно, художника. Уверенно направился туда и не ошибся. При моем приближении мужчина в берете поднялся, что-то учтиво сказал по-французски. Я извинился на плохом английском, пояснил, что из России. Мужчина вежливо поклонился, сказал, что Модильяни ждет вас, - и уточнил:

- Вы случайно, не родственник Ахматовой?

Как тут было не поддаться на искушение и предложение стать родственником великой поэтессы? Ответил уклончиво:

- Случайно.

Чем вызвал несказанную радость художника, с кем в следующий приезд сошлись, сдружились на невероятных приключениях по вечернему Парижу.

(Не мистическая «Полночь в Париже» Вуди Алена, но для авантюрного романа материалов вполне хватит!).

Монпарнас. («Гора Парнас», не самый богатый, в прошлом, район Парижа).

На Монпарнас успевал только к вечеру. Попал перед самым закрытием. К могиле Сартра успел подойти. Оказалось, кладбище разделено на две части. Могила Ги де Мопассана находится в другой. Перешел дорогу. Ворота оказались закрыты.

Когда это русских останавливали препятствия? Постучался в ворота, на плохом английском объяснил, что прибыл из России, мол, дальний родственник Мопассана, завтра утром уезжать, хочу посетить могилу предка. Опытного охранника авантюристам из России не так просто провести. Попросил предъявить документ. Разумеется, в паспорте значилась другая фамилия. Охранник иронично ухмыльнулся. Но я с наглостью заявил, что родственник внебрачного сына Мопассана от... русской художницы Башкирцевой.

Откуда выползла в моей голове эта фамилия, не помню. Ни интернетов, ни свободного, широкого доступа к информации в начале 90-х прошлого столетия еще не было. Где-то, видимо, проскочила история Мопассан-Башкирцева по жизни, по киносъемкам в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Это был необыкновенный, платонический роман в письмах известного писателя и талантливой художницы Марии Башкирцевой, чья короткая трагическая судьба достойна фильма.

Охранник снисходительно отреагировал на уверенное вранье. Впустил. А куда от наглых русских деваться тогда еще гостеприимным французам? Предупредил: у вас полчаса.

Схемы кладбища нет. Посетителей не осталось. Минут двадцать брожу по кладбищу, не могу найти Мопассана. Подхожу к первому встречному, прошу показать могилу известного писателя, если знает, конечно. Попался радостный, словоохотливый пожилой поляк. С готовностью потащил по аллейке в обратную сторону. Рассказал множество увлекательных историй. В том числе, об авантюристе поляке, практически, втором графе Калиостро, - Чеславе Чинском (маг, хиромант, чернокнижник, доктор герметизма Парижской Высшей школы, профессор Парижской Высшей школы медицинских наук, специалист по биолокации, ясновидящий и адепт Ордена Мартинистов). Рассказал о Жозефе де Мезоннёве, польском розенкрейцере и Великом ораторе масонского Великого Востока Польши…

Прошлись между могил, надолго застряли на одном месте. Раздраженно напомнил о французском писателе Мопассане. Неудержимый поляк продолжал увлеченно рассказывать, с каким трудом выкупил на этом кладбище участок земли под могилу... для себя.

- Где Мопассан? - спросил уже злобно.

- Да вот же, за вашей спиной! - воскликнул поляк радостно. - Специально выкупил рядом участок, на котором стоим. Я же дальний родственник Мопассана по линии... Башкирцевой.

Вот такие неожиданные закруты, подключения мозга совершенно разных людей к энергетическому полю земли. Понятно, что хитрый, образованный, начитанный поляк пошутил. Наверняка, был наслышан о трагической судьбе Марии Башкирцевой, умершей в 23 года, о ее «письменном» романе с Мопассаном.

Два авантюриста знали много занятных историй, приятно провели пару часиков в ресторане, но уже близ поэтического Монмартра.

Если посетите могилу Ги де Мопассана, посмотрите, пожалуйста, кто захоронен рядом. Неужели, человек с двойной фамилией, польской - через дефис - Башкирцев?

Много позже выяснилось, поляк реально оказался дальним родственником… художника и преподавателя петербургской академии живописи Жюля-Бастьена-Лепажа, у которого училась Маша Башкирцева. Девушка была настолько талантлива, что преподаватели не верили, что она сдает на их суд свои эскизы, рисунки и полотна. Они были уверены, что у Лепажа с «одержимой» юной русской девчонкой любовный роман. Педагог не просто помогает ученице, но и трудится вместо нее.

На что Башкирцева записала в своем дневнике: «Лепаж не может долго вдохновлять, как учитель… Сравняться с тем, кому подражаешь, - невозможно!».

Мария получила прижизненную славу, как художница, но начертала в дневнике, что «радости от побед нет… это достигнуто долгим и кропотливым трудом… я чувствую себя на пути к более высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет".

Художница была настолько трудолюбива и талантлива, что после ее короткой жизни в 23 года, после смерти в 1884 году, ее картины попали в музеи Франции (Люксембургский, Лувр, музей в Ницце).

Великолепный, скромный рассказчик, польский авантюрист из Парижа, который в 1993 году прикупил себе участок под могилу рядом с могилой Мопассана, не мог не «прислониться» к истории безнадежной любви к русской художнице своего предка, наставника и педагога по живописи.

Апофеозом случайных неслучайных совпадений, посещений, явилась поездка в Париж в следующем, 1994 году на съемки сюжета об иконописце, священнике о.Георгии (Дробот), вся семья которого была изгнана из Союза после Второй мировой войны. С трудом удалось уговорить священника на съемки, но получили замечательное, философское интервью. В благодарность за деликатное отношение к самым щекотливым темам современности, о.Георгий пригласил на выходные, как он выразился, в свой скит. Группа была, в основном, французская. Поехал один русский, тем более, когда еще и намечалась русская баня. Вечером прибыли в местечко Мормелон (Mourmelon-le-Grand), что близ города Реймса, где короновали французских королей. Туманным утром выбрел к могилам Первой мировой войны. Обнаружил кресты погибших солдат из Первого Русского Экспедиционного корпуса, что воевали на стороне французов против немцев. На двух крестах – значились мои узнаваемые фамилии. За завтраком пошутил, что нашел могилы родственников. О.Георгий серьезно отнесся к сообщению, предоставил адрес князя Оболенского. Князь держал огромный архив в храме Александра Невского, близ площади «Звезды». Оказалось, один из захороненных – двоюродный брат моего деда по отцу, которого мобилизовали юношей на фронт. Он считался пропавшим без вести. Воевал вместе с юным унтер-офицером Малиновским, будущим маршалом СССР.

Это надо было внуку случайно, ведь официально поездка не намечалась, попасть за двести километров от Парижа, чтобы найти могилу родственника.

Это я все к тому так долго рассуждаю и привожу примеры судеб людей из прошлого, господа кинематографисты, что существует множество прекрасных, уникальных, удивительных историй, которые достойны осмысления и написания сценариев к фильмам, нежели, грязные, вымышленные высокобюджетные историйки, по-быстрому написанные с невнятной драматургией, снятые по чьему-то заказу, в угоду ныне живущим. Для раздора и похвальбы, для хулы, пустых восторгов и забвения скоропалительных, экранных пустышек. Забвения, буквально, за короткое время, месяц, два, три. За время, совершенно несопоставимое с человеческой жизнью. Что уж там говорить о поколениях?

Как там высказывались мудрые современники? В историю нынче легче влипнуть, чем войти. Давайте хотя бы нащупаем вход и деликатно постучимся…