Предлагаем вашему вниманию уникальное интервью, сделанное в рамках проекта «Стихия таланта. Первые шаги». На этот раз гостем нашей программы стал молодой виртуоз и лауреат множества музыкальных конкурсов – «Щелкунчик», «GRAND PIANO COMPETITION», конкурса им. П.И. Чайковского – талантливый пианист Сергей Давыдченко.
В июле съемочная группа проекта “Стихия таланта” посетила Международную Летнюю творческую школу Фонда “Новые имена” в Суздале, где нам и удалось пообщаться с Сергеем и послушать его превосходное фортепьянное исполнение лучших произведений классической музыки.
Сергей Давыдченко рассказал зрителям нашей программы о том, как складывался его собственный путь пианиста, о том, почему для артиста так важен диалог с публикой, и о том, из каких компонентов складывается талант творческого человека, в данном случае – музыканта.
Это и многое другое вы узнаете из интервью, фрагмент которого мы рады вам представить.
Ты помнишь своё первое соприкосновение с музыкой? Почему ты решил посвятить себя этому искусству?
Сергей Давыдченко: «Я не думаю, что ребёнку в семь лет может прийти осознанная мысль – посвятить себя музыке – которая перетечёт потом в конкретное действие. В любом случае, сам себя я бы не смог заставить пойти в музыкальную школу. Это исключительно заслуга моей матери и моих педагогов. Мама ещё в раннем детстве занималась в музыкальной школе в Пятигорске и всегда хотела, чтобы её сын стал пианистом. В какой-то момент, когда мне было года четыре, начали появляться какие-то проблески, родители выяснили, что у меня хороший слух и присутствует музыкальность. Музыкальность – это, на мой взгляд, какое-то интуитивное чутьё музыки, непроизвольное «поддакивание» и движения в такт музыке. Это соответствующая энергетика. Ты воспринимаешь эту энергетику и определённым образом в неё входишь. Или же наоборот, бывает некое отторжение, когда идёт неприятие материала, который ты слушаешь, анализируешь».
Расскажи про своего первого педагога.
Сергей Давыдченко: «Наверное, первым человеком, который ввёл меня в мир музыки, это была мать. На первых порах именно она приучала меня к какому-то первичному порядку. Появилась осознанность, что музыкант – это не просто «тяжёлая ноша», а в первую очередь большая ответственность. В каком-то смысле мне это прививали с самого детства. И мама заложила во мне этот первоначальный фундамент. А последующий фундамент уже закладывали другие педагоги. Он и сейчас продолжает закладываться. Его можно вечно строить и укреплять.
Сначала я пошёл в музыкальную школу у себя в станице, проучился там всего год, а затем мама привезла меня в Минеральные Воды в колледж искусств. Там я впервые показался Левадной Татьяне Борисовне, это мой второй первый педагог, если не первый первый. У неё я проучился достаточно долго, вплоть до конкурса «Щелкунчика».
От занятий с Татьяной Левадной у меня были исключительно положительные эмоции. Я до сих пор поддерживаю с ней связь, она даже приезжала на конкурс Чайковского. Это огромное счастье, когда у тебя такой первый учитель: это мало кому даётся и это надо ценить.
А с Сергеем Ивановичем Осипенко я уже долго работаю и достаточно рано стал брать у него консультации, участвовать в его мастер-классах. Уже тогда, будучи ребёнком, я понимал, что у меня имеется какой-то свой, уникальный путь развития.
Дают ли победы в конкурсах ощущение свободы самовыражения?
Сергей Давыдченко: «Сложный вопрос. Я не знаю, зависит ли одно от другого. Как писал Оруэлл в своей книге «1984»: «Свобода – это то, что у тебя в голове на паре квадратных сантиметров». Вот это истинная свобода. Она в первую очередь внутри тебя.
Если есть обратная связь с залом, то это диалог. И, конечно, это положительно влияет на раскрепощённость артиста. В ковидные времена трансляции концертов слушали миллионы людей, но это не идёт ни в какое сравнение с живыми слушателями, которые энергетически отдают тебе часть себя. Подобный диалог с публикой очень важен. Артист должен всегда оставаться артистом, даже если он не на сцене, а сидит, например, как я сейчас, на пресс-конференции или творческой встрече. Артистизм, так или иначе, проявляется в любом взаимодействии с публикой.
Обычная жизнь и жизнь на сцене друг друга взаимодополняют. На сцене я учусь тому, что помогает мне в обычной жизни. И наоборот. В обычной жизни мне помогает то, что я играю на сцене. Для меня это очень важный симбиоз».
Какие у тебя есть увлечения помимо музыки?
Сергей Давыдченко: «У меня их достаточно много. Я вот, например, люблю шахматы. Конечно, играю я на уровне любителя, а то и ниже, но у меня даже есть мысль как-нибудь съездить на шахматный турнир с другом. Я люблю шахматы, но, к сожалению, не всегда получается ими заниматься. Иногда просто руки не доходят. Но шахматный потенциал во мне живёт. В шахматах заключено стратегическое продумывание – глубокое, мудрое, древнее. Одним словом, в шахматы играть очень круто – подытожу вот такой странной фразой, которая, на мой взгляд, в полной мере описывает эту особую шахматную эстетику».
В каких музыкальных конкурсах ты участвовал?
Сергей Давыдченко: «Для меня было несколько важных этапов. В 2015 году я выиграл конкурс юных пианистов им. В.И. Сафонова. Он проходит в Пятигорске, и это крупнейший конкурс молодых пианистов в Ставропольском крае. Я взял там Гран-при, когда мне было десять лет. Это была моя первая большая победа.
В конце 2016 года я выиграл «Щелкунчика». Также я активный участник проектов Дениса Мацуева, в частности его конкурса «GRAND PIANO COMPETITION», на котором я участвовал дважды и в 2017 году занял первое место. В первом конкурсе я был лауреатом, на втором выиграл Гран-при.
Ну и сейчас, конечно, добавился конкурс Чайковского. Это действительно музыкальный Эверест. Статус заставляет относиться к нему же с ответственностью, и сейчас я понимаю, что дальше нужно много работать».
Что такое талант в твоём понимании?
Сергей Давыдченко: «Бывают такие явления, которые нельзя объяснить словами. Их можно понять на каком-то душевном уровне или психологическом. Для подобного рода состояний есть слово-маркер, подчёркивающее, что «это» значит «это». В данном случае мы имеем дело со словом «талант». Это очень трудно описать. Можно рассказывать о том, что существует некая пирамида, что там есть задатки, которые перестают в способности, затем в талант и т.д. и т.д. Но не знаю, стоит ли этим заниматься. Мне, во всяком случае, трудно это понятие объяснить.
Есть формула великого педагога Генриха Густавовича Нейгауза: талант = огромный труд + страсть + интеллект. Вот эти три компонента образуют талант. И они должны друг друга дополнять. Талант, в моём случае, это понятие комплексное. Именно так я характеризую это слово».
Проект "Стихия таланта. Первые шаги" реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
#Российскийфондкультуры #нацпроекты #нацпроекткультура #творческиелюди #Министерствокультуры #Стихияталанта