Найти в Дзене
Blackwood history

История оружия. Кельтский кабан.

Казалось бы, почему Англия? Почему этот далекий остров, что даже во времена правления Вечного Города находился на краю Ойкумены, раз за разом оказывался в центре различных событий? Пикты, римляне, кельты, англосаксы, скандинавы, нормандцы - все они лезли на берега Британии, как будто им там было медом намазано.

А ответ до неприличия прост. Олово и морская торговля. Кроме, в принципе, редких в Европе оловянных рудников, Британские острова лежали крайне удачно, позволяя при желании и достаточном количестве сил контролировать всю морскую торговлю Северной Европы от Старой Ладоги до Пиренеев.

Так же не последним фактом такого частого посещения Англии иностранными туристами в те времена была, как ни странно, ее отдаленность. В этот Богом забытый край бежали с континента те народы, что не смогли удержать свои земли, по которым паровым катком прошлись германские племена, искавшие себе новую родину.

И Британия приняла всех, смешав их искусство, мастеровые привычки и традиции, явив на свет совершенно уникальную, непохожую ни на что культуру. Сквозь необычный стиль, сквозь который, если внимательно присмотреться, становятся видны римские, кельтские и германские мотивы. То, к чему прикасались руки англосаксонских мастеров, иногда превращалось в вещи, больше похожие на артефакты древних народов, что жили в английских лесах и холмах до прихода человека. И особенно это заметно, если говорить об оружии.

Оружие. Такое разное и всегда такое привлекательное.
Оружие. Такое разное и всегда такое привлекательное.

А разговор наш сегодня пойдет о самом кельтском из англосаксонских шлемов раннего Средневековья. Шлеме из Бенти Грейдж, найденном в землях Деришир, что лежит в самой глубине острова.

К концу VI - началу VII века Деришир был глухим углом королевства Мерсии. Находясь почти на самой границе с Нортумбрией, эти земли все еще не избавились от кельтского наследия. Поэтому шлем, что нашли около фермы Бенти Грейдж, сделанный и украшенный в кельтской военной традиции - это настоящая раскрытая книга, что позволит нам поговорить не только об оружейном деле, но и о верованиях, а так же сакральных традициях людей, что жили в то время.

И начать стоит, конечно, с основы. Как и большинство других шлемов эпохи Венделя и "варварских королевств", шлем из Бенти Грейдж - это шпангенхельм, в просторечии называющийся "каркасник". Основная его несущая конструкция - это круглый железный венец, служащий основанием для семи железных же полос, что формировали купол и придавали всей конструкции необходимую прочность.

Шпангенхельм, он же каркасник.
Шпангенхельм, он же каркасник.

Находящаяся впереди металлическая полоса спускалась ниже венца, образуя таким образом наносник, защищающий лицо. А несколько задних полос служили основой для назатыльника и защиты шеи.

Вообще, главное, что мы замечаем, увидев этот шлем - это его потрясающая архаичность как в конструкции, так и в материалах, что пошли на его изготовление. Даже материал основы - это обычное, довольно мягкое железо с крайне низким насыщением углерода. Нет, конечно, оно не мялось в руках, подобно свинцу, но все равно, казалось бы, зачем применять его, если мастера этих земель совершенно точно знали, как при помощи угля и огня сделать металл более прочным?

А все дело в том, что сам купол этого шлема собирался.... Из напиленных костяных и роговых пластинок. Да-да, шлем собран точно по тому же принципу, что и шлема воинов древних Микен. Металлический каркас служил всего лишь основой для закрепленных внахлест "елочкой" пластин купола. и, судя по всему, именно поэтому на его изготовление пошло мягкое железо.

Роговые и костяные пластины, несмотря на сомнительные, казалось бы, защитные качества, штука довольно прочная, особенно если собираются с наложением одна на другую. Их проблема в колкости, и если закрепить их на совершенно жесткой конструкции, то они будут колоться в местах крепления, даже если удар меча или сакса не пробьет их. А вот если их закрепить на более или менее пластичном основании, а тем более приклепать удерживающие их пластины к этому самому основанию заклепками из мягкого серебра, то получится непривычная, но, в общем, неплохо защищающая голову конструкция.

Максимально точная на данный момент реконструкция шлема из Бенти Грейдж
Максимально точная на данный момент реконструкция шлема из Бенти Грейдж

Решение получилось очень странным, но внезапно работающим. Современные натурные испытания показали, что для частичного разрушения рогового купола необходимо несколько раз акцентировано ударить в один и тот же сегмент шлема. Полное же разрушение сегмента происходило только после значительной деформации самой металлической основы купола.

Фактически шлем из Бенти Грейдж представлял собой то, что сейчас назвали бы "пакетной" или "композитной" защитой. Роговые пластины опирались на каркас из мягкого железа, а он, в свою очередь, изнутри бы укреплен колпаком из толстой кожи и, возможно, еще слоем амортизирующей ткани. Весь этот сандвич скреплялся толстыми и мягкими серебряными клепками. Превращая множество разных и не шибко прочных по отдельности материалов в неплохую защиту для головы.

Впрочем, как и у любого другого шлема военной аристократии, у шлема из Бенти Грейдж, кроме собственно защиты, было множество других функций.

И, во-первых, он был знаменем, что сплачивает бойцов на поле боя. Судя по множеству найденных серебряных и золотых фрагментов, все костяные части, были покрыты полностью или частично полированным серебром. Что придавало шлему не только праздничный вид, но и позволяло видеть его владельца с любой точки поля боя. И если что-то пошло не так, воин видел, что нужно не бежать, куда глаза глядят, а понемногу пробиваться в сторону своего вождя, где его ждут не дождутся соратники по скьялборгу.

Во-вторых, конечно же, он был показателем статуса. и это нельзя недооценивать. Ни один приличный дружинник в то время не пошел бы на службу к вождю. что не умеет соблюсти даже себя. Потому что такой вождь неудачлив, не богат и не щедр, и лучше держаться от него и его неудачи как можно дальше.

Ну и как же без нашей любимой мистики и сакрализации войны. Делая этот шлем, мастера решили не размениваться на мелочи вроде чеканки разных изображений и надписей. Они проигнорировали даже легендарных существ, которых можно было нанести на купол.

Не сомневаясь ни секунды, они просто закрепили на шлеме здоровенного кабана. из бронзы и золота. Символ кельтской богини Керидвен. Той самой, что считается тем самым легендарным существом, из которого выросла легенда о Леди Озера. Той самой, что подарила Эскалибур королю Артуру.

Главной заботой Керидвен считалось сохранение жизни, но также она была ответственна и за оборотничество. Те последователи, что почитали ее, могли превращаться в огромных диких боровов со щетиной в пол локтя и клыками не меньше лезвия у кинжала. Ну, по крайней мере, так говорили люди. И вот такой вот заметный, даже с пары сотен шагов атакующий кабан не давал усомниться ни одному человеку, кому посвящен этот герой и с кем тебе придется иметь дело, если решишься вступить с ним в бой.

Ну как скажите мне с таким ужасом сражаться.
Ну как скажите мне с таким ужасом сражаться.

А те, кто приплыл на кораблях с востока и уже не помнил старых кельтских богов, видели перед собой воина сильного, словно золотой кабан Гуллинбурсти, что был спутником бога Фрейра. И это был для врага плохой знак, потому что никто, кроме героев, отмеченных богом мужской силы, не посмеют носить на шлеме его символ. Ведь божественная кара сурова и неодолима.

И уже чтобы совершенно точно защитить воина от любой случайности, на наносник готового шлема неизвестные мастера закрепили распятие, подобное тому, на котором принял свою смерть наш Господь и защитник. Не все в землях Мерсии помнили, как его зовут, но в случае встречи с христианами они тоже будут предупреждены, что сей славный воин на поле боя не просто так. Он под защитой богов.

Такой комплексный подход к защите, особенно к защите от тех сил, что человеку неподвластны, был крайне распространен в Британских землях. Кроме культур и традиций, на землях Англии сталкивались и религии, перемешиваясь и дополняя друг друга. настолько неожиданно, что иногда результат казался каким-то невероятным.

Тут и Ёрмунганд, соседствующая со словами Священного Писания, и кельтские мифы, ставшие притчами о святых, и языческое божество, ставшее персонажем рыцарских романов. Поэтому шлем с христианскими символами и изображением кельтской богини не был в реалиях того мира чем-то удивительным. Тут главное что? Главное из боя живым выйти. А с богами всегда можно договориться.

Немного защиты от христианского бога, тоже не повредит.
Немного защиты от христианского бога, тоже не повредит.

Вот такая вот вышла история про странный шлем эпохи "варварских королевств". Впрочем, если немного подумать, то станет очевидно, что нет ни одной "не странной" истории про инструменты войны той эпохи. Особенно это касается одного меча, в который, по слухам, заключили души двенадцати берсерков. Впрочем, это уже совсем другая история.