Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Режиссер Ренат Давлетьяров: «Дочь Гагарина запретила упоминать в нашем фильме имя отца»

Президент Гильдии кинопродюсеров России, режиссер и сценарист Ренат Давлетьяров представил в казанском KinoMax свой новый фильм «Человек ниоткуда», который выходит в широкий прокат по стране 2 ноября, его будут показывать в 2000 кинотеатрах. Казань стала первым городом, увидевшим фантастическую ленту с элементами детектива, экшена и мелодрамы о советском космонавте, чей корабль в 1960 году потерпел аварию в метеоритном потоке, рухнул в недоступных льдах Крайнего Севера и пролежал там в глубокой заморозке до наших дней. Редактор отдела культуры «Вечерней Казани» побеседовала после показа с известным кинодеятелем и узнала о том, что режиссер известных военных драм не верит в бога, предпочитая быть атеистом-гедонистом, как относится к уехавшим за рубеж артистам и где самое страшное место на Донбассе.

КОСМОНАВТ, КОТОРОГО НИКОГДА НЕ БЫЛО

Фантастический триллер «Человека ниоткуда» о перемещенном во времени советском космонавте начинается с события, которого никогда не было. Будто бы 15 октября 1960 года (еще до полета Гагарина) на космодроме Байконур, в то время находящемся на территории Казахской ССР, проводят секретный экспериментальный запуск новой ракеты. Летчик-испытатель Клим Кириллов терпит аварию и застревает в ледяном сне на 63 года. Катастрофа, кстати, убедительно показана на экране: помимо компьютерной графики в фильме использованы реальные космические пейзажи.

-2

Итак, очнувшись в 2023 году в палате медучреждения закрытого типа он пытается восстановить свою память по крупицам, понимая, что оказался в XXI веке и по всем расчетам ему сейчас 89 лет, хотя внешне он выглядит, как и в день отправки в космос. Положение осложняется тем, что Клим почти ничего не помнит, единственная зацепка – всплывающий в подсознании образ девушки из прошлого, которую он внезапно встречает в Москве. С ее помощью герой пытается выяснить, кто же он такой на самом деле и что произошло с ним более 60 лет назад, параллельно распутывая клубок интриг и тайн вокруг себя. Заметив, что медсестра ест «чуждый» бигмак, в урне лежит банка от кока-колы, а один из персонажей курить сигареты «Мальборо» космонавт решает, что оказался в заложниках у американских спецслужб и совершает побег из клиники. За ним начинается погоня… Отметим, что все трюки в фильме, включая прыжок с небоскреба, исполнитель главной роли делал без дублеров. В фильме часто и из разных уст звучат слова «Кто жизнью не рискует, тот ее не обретет». Эта фраза (она принадлежит Фридриху Шиллеру) для героя ленты становится спусковым крючком, вернее, ключом к «черному ящику» его памяти.

В главных ролях снялись Александр Метелкин («Перевал Дятлова», «1941. Крылья над Берлином», «Бессмертные») и Ирина Медведева («Летчик», «Тариф Новогодний», «Кощей. Начало»), а также Варвара Комарова («Аманат», «На Луне»), Иван Злобин («Фантом», «Сама дура», «Миттельмарш»), Илья Любимов («Бумер», «Казус Кукоцкого», «Неадекватные люди» ), Александр Жигалкин («День выборов», «8 миля») и другие. Съемки ленты «Человек ниоткуда» (возрастной ценз 12+) проходили осенью 2022 года и в марте 2023-го. Основные локации – Москва, включая мемориальную квартиру народного артиста СССР Бориса Чиркова в знаменитой высотке на Котельнической набережной, поселок Искателей в Подмосковье, Крайний Север.

-3

Сценарий «Человека ниоткуда» Ренат Давлетьяров написал совместно с Дмитрием Пинчуковым. Авторы утверждают, что сценарий полностью оригинален, поскольку не имеет литературной основы. Однако уже название фильма отсылает нас к одной из ранних комедий Эльдара Рязанова («Человек ниоткуда», 1961), в которой главный герой (Сергей Юрский) попадает из дикого племени в Москву 1960-х. Также на ум приходит фантастическая комедия «Замороженный» (1969, Франция-Италия) в главной роли с Луи дю Финесом.

Конечно, сюжетный оборот с замораживанием и пробуждением через много лет давно интересует человечество. Ей посвящены десятки произведений. Например, такие киноленты как «Ледяной человек» (1984, США), «Ледяные солдаты» (2013, Канада), «Ледяная зона» (2017, США), «Ледяная комета 2» (2018, Китай, Конконг) и другие. В литературе эта тема тоже поднималась еще 100 лет назад («Клоп» Маяковского, «Футурологический конгресс»). Не забудем и книгу «Авиатор» (2016) российского писателя Евгения Водолазкина, повествующую об очнувшемся после сна в криокамере летчике, и которую уже трижды поставили на театральных сценах, включая казанский театр «Экият». К тому же в конце октября текущего года писатель Водолазкин сообщил журналистам, что ранее отложенные съемки фильма «Авиатор» будут продолжены, режиссерское кресло Данилы Козловского займет Егор Кончаловский, а главную роль в фильме сыграет Константин Хабенский.  

В любом случае, версия Давлетьярова о переместившемся сквозь время советском космонавте достойная внимания зрителя история.

ДОЧЬ ГАГАРИНА ЗАПРЕТИЛА УПОМИНАТЬ ИМЯ ОТЦА В КИНО

- Я никогда не жил в Татарстане, моя семья из Астрахани, в Казани чувствую себя очень хорошо, это прекраснейший город, - начал общение с публикой Ренат Давлетьяров. Первый раз я посетил Казань в 2015 году, когда представлял свой сериал «А зори здесь тихие», потом в 2021-ом привез «Летчика». Сегодня я в третий раз в Казани, мне она знаете, чем нравится? Тем, что у вас был Шаймиев, а у нас, к сожалению, Лужков, который испохабил Москву.  В Казани сохранили, отреставрировали старинные здания, да, долго и дорого, но как прекрасно! Казань поражает своей чистотой, красотой и …  очень вкусной жратвой (в зале смех).

-4

- Каков бюджет вашего фильма? – задала вопрос журналист «Вечерней Казани». 

- Зачем вам это знать? Думаете, я помню? У меня как у продюсера пять картин одновременно снимается. Ну, сто с чем-то миллионов. Вообще, у части публики и журналистов есть три навязчивые идеи. Первая – все российское кино придумано, чтобы раздербанить государственный бюджет, то есть специально снимают, чтобы украсть. Второе – с жаром обсуждают, римейк это или нет (римейк – выпуск новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением и добавлением в них собственных характеристик – «ВК».), при этом половина не понимает значения слова. Например, мой сериал «А зори здесь тихие» вызвал огромную дискуссию, кому это и зачем нужно. А третью категорию я называю «заклепочники». Эти дотошно обсуждают, сколько заклепок было на самолете Ил-2 - 167 или 168? А пулемет ДПШ только через два месяца вышел, и так далее. Видимо, вы к третьей категории относитесь?

-  Нет, я вас сознательно спровоцировала!

- А, ну тогда хорошо, вам удалось, я вообще люблю провокации… 

Далее режиссер поведал, что изначально думал о комедийном сценарии, когда человек через 60 лет оказывается в нашей реальности и попадает в разные нелепые ситуации: 

- Хотели веселый фильм, но пока писали, ничего забавного не получалось, человек попадал в ситуации, когда не до смеха. И дело уже шло к концу, а мы уже забыли, что комедию пишем. Поэтому я решил, что снимать буду сам. Давно уже не снимал «мирных» фильмов, потому что у меня то война, то самолеты взрываются, руки отрываются, и так далее. А мне хотелось снять в определенном смысле замкнутую историю.

В процессе съемки Давлетьяров неожиданно столкнулся со странным представлением родственников Гагарина об авторском праве: 

- Оказалось, старшая дочь первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина очень привередливая, прямо до нездоровья (
Елена Юрьевна – генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский кремль» - «ВК»). По сюжету наш герой очнулся и «гуглит» мир, естественно, что на экране должен появиться первый космонавт планеты Юрий Гагарин. И он у нас был! Но Елена Гагарина запретила! Я писал, объяснял, но нет - глухая стена. А я считаю, что Гагарин принадлежит всему человечеству. 

И тут из зала прозвучала реплика блогерши с «девственными мозгами»: 

- Я далека от истории и географии… И во время просмотра впервые узнала, что в Казахстане есть верблюды… 

- Очень плохо, что далеки от истории, - откликнулся режиссер. - Байконур мы снимали в Подмосковье, потому что на современный космодром по объективным причинам не попасть, а чтобы воссоздать декорации Байконура нужен бюджет двух «Вызовов». Когда на площадке выставили свет, мне все равно чего-то не хватало, и я по наитию сказал – привезите верблюда. Буквально через неделю смотрел фотоотчет запуска нашей очередной ракеты, вижу – на горизонтальном плане бежит верблюд. Серьезно. Мы прямо в точку попали. Девушка, поверьте, все так и было, как я снял, в Казахстане водятся верблюды (смех в зале).

-5

На вопрос из зала об увлечениях помимо кинематографа Давлетьяров ответил, что ходит в спортзал, баню и рестораны: 

- Живу полноценной жизнью. А вот такого хобби, как чтение, у меня нет. Я уже все прочел, книжные шкафы в прошлом. Серьезно. Это физически невозможно, ведь целыми днями я читаю сценарии, у меня уже идиосинкразия на тексты.  До книг руки доходят только в отпуске. 

«САМОЕ СТРАШНОЕ МЕСТО - КЛАДБИЩЕНА 300 ДЕТЕЙ НА ДОНБАССЕ»

После общения со зрителями Ренат Давлетьяров любезно уделил время журналисту «Вечерней Казани». 

- Ренат, вы универсальный специалист - в киноиндустрии прошли путь от рабочего «Мосфильма» до руководящих постов. Вы сценарист, продюсер, режиссер, директор фильмов, куратор кинофестивалей, наконец, преподаватель ВГИКа… Помогло вам в карьере первое высшее инженерно-техническое образование? 

- Ну, не особенно. После окончания дневного отделения Политехнического института меня распределили на ЗИЛ. Туда идти категорически не хотел, был готов работать хоть дворником, хоть билетером, только не на производстве. Но я обязан был отработать три года, с такой бумажкой меня взял только «Мосфильм», где была нехватка рабочих. Родители, конечно, переживали поначалу, ведь они уже мою карьеру распланировали, я должен был потом поехать в Чехословакию. А тут – рабочий. Отец с матерью были в шоке, но не давили на меня. И вот снимаю я много лет спустя «А зори здесь тихие»: стою на вершине огромной развалины, дым, немцы, овчарки (по сюжету - еврейский концлагерь), вокруг камеры, съемочный кран… И вдруг звонок от мамы – ты где? И я отвечаю: «Представь, стою на развалинах завода ЗИЛ, где ты мечтала, чтобы я там работал инженером». И мама рассмеялась. А некогда огромное производство давно разрушено, на его бывшей территории строят высотки ЖК.

-6

- Вы росли в русско-татарской семье, не было у вас проблем с выбором исповедания? 

- Моя семья коммунистическая, отец – абсолютный атеист. Поэтому я не мусульманин и тоже атеист. Бога не отрицаю, просто не верю. 

- Зато вы, похоже, гедонист…

- Потому что ничего прекраснее жизни в ее радостях не существует. Жить, любить, снимать кино, выпивать с друзьями, спорт, баня… Удовольствий полно. Так я жил всегда и этого не стыжусь. Собираюсь в том же духе продолжать до самой смерти.

- В чем заключается основная деятельность Гильдии кинопродюсеров России, президентом которой вы являетесь с 2009 года? 

- Я почти бессменный, как Брежнев (улыбается), переизбирают меня уже много лет, хотя пытаюсь уйти, но не отпускают. Гильдия - это лоббистская организация, в основном занимается продвижением законов. Например, все кино, включая этот кинозал, продюсеров, кинопрокатчиков, живут по федеральному Закону о господдержке кинематографии РФ 1996 года. Закон о борьбе с пиратством тоже полностью создан гильдией, мы нанимали юристов, лоббировали и в конце концов проломили его. Он также освобождает всех, кто работает в киноиндустрии, от НДС. Видео и интернет пиратство нас подкашивало много лет, но нас все время футболили Госдума и правительство, однако в 2013 году состоялась встреча с президентом в Бочаровом ручье, я на ней присутствовал, где мы обстоятельно изложили Владимиру Владимировичу проблемы, и через неделю закон приняли. 

- Усложнилась ситуация с пиратством после ухода зарубежных кинокомпаний с российского рынка? 

- Сейчас хватку немного ослабили. Резкий уход западных компаний с российского рынка считаю недобросовестной работой. Как иначе относиться, если участник рынка, выставивший план на год, вдруг все сворачивает, нарушает обязательства? Поэтому государство ослабило контроль: не хотите нам показывать свои картины за деньги, будем показывать бесплатно. Я считаю это правильно. Все, что делается для ослабления Америки, хорошо. Слишком хорошо я знаю эту страну, много в ней работал, продюсировал Недели российского кино в Нью-Йорке с 2001 по 2008 год, даже награжден мэрий Нью-Йорка за вклад в развитие культуры. 

- Также вы – вице-президент международной ассоциации продюсерских гильдий ФИАПФ от Европы. Что с контактами по этой линии?  

- В ФИАП, которая тоже занимается законодательным лоббированием, состоят все страны, и мы в ассоциации представлены до сих пор. Штаб-квартиры у них в Париже и Брюсселе. Контакты даже сейчас есть, но не сильные. А вот до событий февраля 2022 года мой предыдущий фильм «Летчик» был продан в 182 страны. Теперь ситуация из разряда «пока, до свидания». Как дальше будет, покажет время. 

- «Пока, до свидания» - это ваша позиция? 

- Да! Считаю, сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит. Я очень их хорошо знаю, сужу про них не сидя на завалинке, ведь много жил и работал не только в Америке, но и в Европе (продюсировал Недели российского кино в Париже с 2003 года и в Берлине с 2005-го – прим. «ВК».). Это откровенно колониальная цивилизация. Пока только война ставит их на место. Разрушенный Берлин, взятый Париж – они только тогда понимают. Да и наплевать на них. У нас большая страна, есть огромный рынок Китая, который больше, чем весь западноевропейский мир. В Китай мы очень хорошо продали «А зори здесь тихие» и «Летчика». Правда, «Летчик» еще ждет своей очереди, поскольку из-за карантина в Китае скопилось огромное количество фильмов, которые уже получили лицензию на прокат. В КНР существует квота на показ иностранных фильмов – всего 20 процентов, причем, решает судьбу кинолент комиссия при ЦК КНР. Очень приятно, что «Летчик» вошел в эти 20 процентов.

-7

- Вы сегодня сказали о желании снять картину об СВО… 

- Обязательно хочу снять ленту про войну, я был там, своими глазами все видел. Потом в 2019-ом на Донбассе показывал свое кино «Донбасс. Окраина». Страшное зрелище - кладбище детей, где 300 могил. Это было это в 2017 году, когда все любители мира, свалившие сейчас за рубеж, ни одного слова в их защиту не произнесли. Ни Чулпан (Хамматова), ни этот придурок (Андрей) Белый. Они тогда молчали, ни словом не обмолвились, мол, кончайте бомбить мирный Донецк. Знаете, почему эти твари молчали? Потому что у кого-то домик в Юрмале, и он важнее, чем погибшие дети Донбасса. 

Автор: Ольга ЮХНОВСКАЯ
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»